Плагиат: анализ культурных оснований оправдания
Автор: Шляков А.В.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 5, 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию культурных оснований такого явления, как плагиат. Выявлено, что хищение и присвоение авторства чужого произведения имеет свои корни в мифологии культуры: кража огня Прометеем, благословения первородства Иаковом. Плагиат выступает формой самоидентификации, в основе которой лежит акт пассивного протеста. Через него субъект отстраняется от действующей власти и конституирует собственную автономию. Рассмотрен плагиат как тайное деяние, наделяющее властью. Описаны культурные условия постмодерна, которые исключают данный феномен из осуждаемых девиаций: интертекстуальность, множественность, смерть автора, нивелирование границы между противоположностями (подлинник - копия). Сегодня автор постепенно устраняется из текста, и это проявляется в особой темпоральной связи: автор модерна существовал до текста, а сегодняшний скриптор возникает одномоментно с ним, который становится открытым, свободным для внесения или извлечения смысла. Можно наблюдать, что постмодернистский дискурс реализует своеобразную апологию плагиату, полагая его важной составляющей творчества. Делается вывод о необходимости перенесения исследования данного феномена в нравственное поле, возвращения совести «когнитивных способностей».
Плагиат, культура, хищение, постмодерн, копия, автор, заимствование, текст
Короткий адрес: https://sciup.org/149145921
IDR: 149145921 | DOI: 10.24158/fik.2024.5.5
Список литературы Плагиат: анализ культурных оснований оправдания
- Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384–391.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1988. 608 с.
- Блум Х. Страх влияния. Екатеринбург, 1998. 364 с.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. 389 с.
- Брехт Б. О литературе. М., 1988. 531 с.
- Варава В.В. Этика исчезающей благодати (опыт адогматического истолкования «злого» в человеке). Воронеж, 2003. 32 с.
- Гегель Г.Ф. Феноменология духа. М., 2021. 704 с.
- Земляной С.Н. Этика Бертольта Брехта // Этическая мысль. 2004. № 5. С. 37–52.
- Левин В.И. Плагиат, его сущность и борьба с ним // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 1. С. 143–150.
- Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. 1989. № 6. С. 52–62.
- Пигров К.С., Секацкий А.К Социальная философия тайны. СПб., 2010. 200 с.
- Савицкий Е. Политика воровства: фальсификации, кражи и плагиат как основополагающие культурные практики от Прометея до наших дней // Новое литературное обозрение. 2017. № 4 (146). С. 307–319.
- Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996. 448 с.
- Шуб М.Л. Постмодернистская цитата как механизм темпоральной коммуникации // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2 (5). С. 56–58.
- Ackermann K. Fälschung und Plagiat als Motiv in der Zeitgenössischen Literatur // Romanische Forschungen. 1993. № 105. S. 161–166. (на нем. яз.)
- Federman R. Critifiction: Imagination as Plagiarism // Critifiction: Post-Modern Essays. N. Y., 1993. P. 48–64.
- Gehrlach A.D. Die heimliche Aneignung als Ursprungserzählung in Literatur, Philosophie und Mythos. Paderborn, 2016. 421 s.
- Merton R. The Sociology of Science: Theoretical and Empirical Investigations. Chicago, 1973. 605 р.
- Reulecke A.-K. Täuschend, ähnlich. Fälschung und Plagiatals Figuren des Wissens in Literatur und Wissenschaften: Eine philologisch-kulturwissenschaftliche Studie. Paderborn, 2016. 469 s. https://doi.org/10.30965/9783846754269. (на нем. яз.)