"Племя жен мужепохожих": воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы. Статья вторая

Автор: Зусева-Озкан Вероника Борисовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (58), 2021 года.

Бесплатный доступ

Во второй статье цикла производится мотивно-сюжетный анализ произведений Любови Столицы о воительнице 1909 г. и 1914-1917 гг. Выявляются связанные с этой фигурой константные топосы, с одной стороны, и особенности, характерные для трактовки этого образа именно Л. Столицей, с другой. Показано, что фигура воительницы у этого автора весьма неоднозначна - и чем дальше, тем в большей степени. Если в ранних стихотворениях доминировал модус восхищения силой, свободой, удалью таких героинь (хотя само их существование было отнесено к мифологическому или легендарному прошлому), то постепенно авторская позиция становится амбивалентной. Воительницы предстают и как чистые девы, и как ужасные мстительницы, уподобленные Эриниям. Все связанные с ними жизненные (и сюжетные) возможности, в том числе противоположные - и поединок с возлюбленным врагом, и отказ от насилия, - приводят к одинаково трагической гибели воительницы, сама натура которой будто бы препятствует земному счастью и любви. Особую сложность демонстрирует «Песнь о Золотой Олоне», где достигается контрапункт полюсов (Брунгильда и София, мир языческий и мир христианский, матриархат и патриархат). Кроме того, демонстрируется, что в творчестве Столицы фигура воительницы может освещаться и в таком нехарактерном для этого образа модусе, как модус комический, как это происходит в сценической миниатюре «Зеркало девственниц».

Еще

Любовь столица, дева-воительница, андрогин, песнь о золотой олоне, гендерный порядок, маскулинность и фемининность

Короткий адрес: https://sciup.org/149139230

IDR: 149139230   |   DOI: 10.54770/20729316_2021_3_179

Список литературы "Племя жен мужепохожих": воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы. Статья вторая

  • Белова О.В. Див // Славянские древности: этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 2. М.: Международные отношения, 1999. С. 91-92.
  • Блок А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 4. М.: Наука, 1999. 639 с.
  • Блок А., Белый А. Переписка. 1903-1919. М.: Прогресс-Плеяда, 2001. 610 с.
  • Вагнер Р. Зигфрид / пер. И. Тюменева. Изд. 3-е. М.: Электропечатня нот П. Юргенсона, 1905. 44 с.
  • Веселовский А.Н. Croissans-Crescens и средневековые легенды о половой метаморфозе. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1881. 33 с.
  • Веселовский А.Н. Мелкие заметки о былинах // Журнал Министерства народного просвещения. 1890. Ч. CCLXVIII. C. 1-67.
  • Гвоздецкая Н.Ю. Девы-лебеди и валькирии в древнеисландской мифоэпи-ческой традиции // Атлантика: записки по исторической поэтике. Вып. IX. М.: Изд-во Московского университета, 2011. С. 71-88.
  • Жирмунский В.М. Народный героический эпос. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. 435 с.
  • Замятин Е.И. Атилла // Замятин Е.И. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3. М.: Русская книга, 2004. С. 358-419.
  • Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: в 2 т. [Репринт с изд. 1907, 1922 гг.] М.: Ладомир, 1995. Т. 2. С. 153-185.
  • Иванов В.В., Топоров В.Н. Див // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 376-377.
  • Кузмин М.А. Стихи и проза. М.: Современник, 1989. 432 с.
  • Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М.: Мартин, 1997. 224 с.
  • Магомедова Д.М. Владимир Соловьев // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). М.: Наследие, 2001. Т. 1. С. 732-778.
  • Столица Л. Голос Незримого: в 2 т. М.: Водолей, 2013.
  • Цветаева М.И. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Эллис Лак, 1994- .
Еще
Статья научная