Почему русский человек не может стать сверхчеловеком: версия А.А. Голенищева-Кутузова

Автор: Савинков Сергей Владимирович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (47), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается нарративно-тематическая конфигурация романа А.А. Голенищева-Кутузова «Даль зовет» с учетом авторского, литературного и историко-культурного контекстов. Изучение этой конфигурации первоначально наводит на мысль о том, что его авторская программа поиска нацелена на обнаружение и на утверждение такого аксиологического измерения бытия, которое свидетельствовало бы о непререкаемом превосходстве свободного существования без привязанности к чему-либо, в том числе и к ложно понятым морально-этическим нормам. Согласно этой программе, герой должен найти счастье не в такой близости, которая не мыслится без привязанности, а в такой, которая не станет помехой для скитальческой преданности дали. Герой романа ГоленищеваКутузова совершает попытку диверсии против традиционного (и связанного, прежде всего, с именем Пушкина) представления о счастье как о домашнем круге, охраняемом принципом долженствования. Счастье - не без ницшеанского, конечно, влияния - главный герой романа Погостов связывает с любовью не к ближнему, а к дальнему. Скитальцем он становится не потому, что его что-то оторвало от родной почвы и тем самым обрекло на скитальческую жизнь, а потому, что природа его такова, что он не может не откликнуться на зов дали. Однако в ходе анализа устанавливается, что заявленная нарративная установка цели не достигает. В финальной части романа на сюжетном уровне происходит событие, которое вносит существенные коррективы в представление об идейно-тематической конфигурации данного произведения, и это заставляет читателя выстраивать ее принципиально иначе. Герой Голенищева-Кутузова поступает в полном соответствии с присущим русскому человеку характером, который, имея в основе совестливое начало, не позволяет ему стать сверхчеловеком в духе Ницше и Вагнера.

Еще

Даль, зов, скитальчество, счастье, далекое, близкое, привязанность, чувство, долг, совесть, сверхчеловек, русский человек

Короткий адрес: https://sciup.org/149127099

IDR: 149127099   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00071

Список литературы Почему русский человек не может стать сверхчеловеком: версия А.А. Голенищева-Кутузова

  • Кроо К. Интертекстуальная поэтика романа И.С. Тургенева «Рудин» / пер. с венг. СПб., 2008.
  • Пономарева А.А. «Слабый» герой в литературе и критике 1850-х годов: несостоявшийся герой времени // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 2: Филология. С. 100-105.
  • Савинков С.В. Ночная вагнериана А.А. Голенищева-Кутузова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 3. С. 66-69.
  • Фаустов А.А., Савинков С.В. Универсальные характеры русской литературы. Воронеж, 2015.
  • Франк С.Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» // Ницше: pro et contra: антология. СПб., 2001. С. 598-648.
  • Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася» // Чернышевский Н.Г. Литературная критика: в 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 190-211.
Статья научная