Почвенная микофлора агроценозов яровых рапса и рыжика
Автор: Сердюк О.А.
Рубрика: Агрохимия, агропочвоведение, защита и карантин растений
Статья в выпуске: 1 (197), 2024 года.
Бесплатный доступ
Основной целью сельскохозяйственного производства является разработка технологий, способствующих сохранению урожая. Важным фактором, позволяющим достичь эту цель, служит высокое эффективное плодородие почвы, зависящее и от микромицетов, содержащихся в ней. Целью исследования являлось изучение влияния яровых рапса и рыжика на качественный и количественный состав почвенных микромицетов в агроценозах культур в Краснодарском крае. Исследования проводили в 2020-2022 гг. в ФГБНУ ФНЦ ВНИИМК. Объектами исследования служили микромицеты, содержащиеся в почве агроценозов яровых рапса и рыжика. Изучали слой почвы от 0 до 10 см, т. к. в нем находится основное количество боковых корней этих культур. Для посева на питательную среду Чапека использовали почвенную суспензию второго разведения (1 : 100). В почвенных пробах выявлены грибы Trichoderma spp., Fusarium spp., Penicillium spp., Aspergillus spp. и Mucor spp. с разным содержанием. В данном комплексе количественным преимуществом отличались грибы Trichoderma spp. и Fusarium spp., их содержание в начале вегетации культур составило в среднем 5,0-5,6 × 103 и 3,9-4,4 × 103 КОЕ/г соответственно. В фазе желтого стручка количество грибов-супрессоров Trichoderma spp. в почве агроценозов увеличилось: под рапсом до 8,0 × 103 КОЕ/г, рыжиком - 1,1 × 104 КОЕ/г. Содержание грибов Fusarium spp. в почве в конце вегетации культур также незначительно увеличилось (до 5,5 и 6,2 × 103 КОЕ/г соответственно). Таким образом, содержание грибов-супрессоров Trichoderma spp. в почве под изученными масличными культурами семейства Капустные увеличивалось в течение вегетации до 8,0 × 103-1,1 × 104 КОЕ/г, способствуя повышению эффективного плодородия почвы, что позволяет рекомендовать их к включению в севооборот других сельскохозяйственных культур, не имеющих с культурами семейства капустные общих возбудителей болезней.
Почвенные микромицеты, агроценоз, рапс, рыжик, эффективное плодородие почвы
Короткий адрес: https://sciup.org/142241295
IDR: 142241295 | DOI: 10.25230/2412-608X-2024-1-197-119-124
Текст научной статьи Почвенная микофлора агроценозов яровых рапса и рыжика
Введение. В настоящее время основной целью сельскохозяйственного производства является разработка технологий, способствующих сохранению урожая и вместе с тем снижению потенциального ущерба окружающей среде [1]. Важным фактором, позволяющим достичь эту цель, служит высокое эффективное плодородие почвы. Одним из основных показателей плодородия почвы является ее биологическая активность, которая представляет собой совокупность биологических и биохимических процессов, протекающих в почве. Биологическая активность почвы зависит от множества факторов: погодных условий, технологии земледелия, а также видов возделываемых культур [2]. Кроме этого, почва является естественной средой обитания многих микроорганизмов: бактерий, ак-тиномицетов, грибов, как сапротрофных, так и фитопатогенных [3; 4]. С деятельностью почвенных микроорганизмов, в состав которых входят микромицеты (микроскопические грибы), связаны разложение растительных остатков, превращение труднодоступных форм питательных веществ в усвояемые для растений формы, фиксация свободного азота воздуха, т. е. формирование перегноя [3].
В процессе жизнедеятельности почвенные микромицеты вырабатывают большое количество физиологически активных веществ. Фитопатогенные мик-ромицеты обладают набором фитотоксинов, отрицательно влияющих на растения. Так, например, некоторые грибы рода Fusarium Link., выделяя токсины, вызывают корневые гнили и увядание растений [5]. Грибы Aspergillus spp. и Mu-cor spp., попадая на семена сельскохозяйственных культур, приводят к их плесневению при хранении [6].
Сапротрофные грибы выделяют вещества, способствующие разложению растительных остатков, и токсины-антибиотики, которые подавляют развитие фитопатогенной микобиоты, т. е. обладают супрессивностью. К грибам с такими свойствами относятся виды Trichoderma spp., используемые в сельском хозяйстве для оздоровления почвы [7].
Соотношение и видовой состав мик-ромицетов в почвах, относящихся к разным типам, различается. Так, в дерновоподзолистой почве г. Пермь установлено наличие грибов: Penicillium spp., Trichoderma spp., Mortierella spp., Mucor spp. и Rhyzopus spp. с преобладанием Mucor spp., содержание которых превысило остальные виды микромицетов в 3– 15 раз [8].
В серых лесных почвах выявлено 14 видов микроскопических грибов, принадлежащих к девяти родам: Mucor spp. , Chaetomium spp. , Alternaria spp. , Aspergillus spp. , Penicillium spp. , Trichoderma spp. , Fusarium spp. , Rhizopus spp. , Verticil-lium spp. [9].
При изучении разных видов черноземов в Калининском и Динском районах Краснодарского края определено преобладание видов родов Penicillium spp. и Aspergillus spp., что характерно для почв южной зоны [10]. В почвах, занятых посевами злаков, в этих районах доминировали представители родов Mucor , Penicillium spp., Fusarium spp. Среди Penicillium spp. преобладал Penicillium chrysogenum , который входит в состав типичных видов каштановых почв и сероземов, однако его широкое распространение в черноземах объяснимо способностью грибов этого рода обитать в почвах разных типов [11].
Кроме этого, на содержание микро-мицетов в почве оказывает влияние и возделываемая сельскохозяйственная культура. Фитосанитарный мониторинг, проведенный в 2006–2018 гг. в семи регионах Российской Федерации, показал, что в патокомплексе почвенных микро-мицетов, ассоциирующихся с корневыми и прикорневыми гнилями земляники, встречаются грибы Rhizoctonia solani, Ceratobasidium destructans, Fusarium spp., Pythium spp. Реже отмечены Colleto-trichum spp., Zythia fragariae (Gnomonia fragariae), Pestalo- tia spp., Phomopsis ob-scurans, Alternaria tenuissima, Botrytis ci-nerea [12].
В почве агроценоза пшеницы озимой в центральной зоне Краснодарского края в 2004–2006 гг. отмечались грибы родов Fusarium spp., Chephalosporium spp. и Penicillium spp. со значительным преобладанием видов Fusarium spp., плотность популяции которых превышала 50 % [13].
В 2018–2019 гг. в северной части Краснодарского края и некоторых районах Ростовской области из почвенных проб выделены микромицеты родов Aspergillus sрр., Penicillium sрр., Mu- cor sрр., Botrytis sрр., Cladosporium sрр., Verti-cillium sрр., Trichotecium sрр. и др. [14].
В агроценозах озимых рапса и горчицы сарептской в центральной зоне Краснодарского края выявлены грибы родов Trichoderma spp., Fusarium spp., Aspergillus niger Tiegh и Mucor mucedo L. в разных соотношениях, зависящих от культуры, с преобладанием грибов-супрессоров Trichoderma spp. [15].
В отношении содержания микромице-тов в почве агроценозов яровых рапса и рыжика в Краснодарском крае информация в доступных литературных источниках отсутствует, в связи с этим целью нашего исследования являлось изучение влияния яровых рапса и рыжика на качественный и количественный состав почвенных микромицетов в агроценозах культур в центральной зоне Краснодарского края.
Материалы и методы. Исследования проводили в 2020–2022 гг. в ФГБНУ ФНЦ ВНИИМК (г. Краснодар, Россия) на черноземе выщелоченном. Объектами исследования служили микромицеты, содержащиеся в почве агроценозов яровых рапса и рыжика. Изучали слой почвы от 0 до 10 см, т. к. в нем находится основное количество боковых корней этих культур [16].
Отборы проб почвы проводили на расстоянии 1,0 см от корней растений в фазы: 2–4 настоящих листа и желтый стручок. Пробы почвы брали в пяти точках в посеве каждой культуры на площади 0,1 га стерильными инструментами. Далее пробы объединяли в средний образец и из него отбирали навеску 1 г, используемую для приготовления первого разведения. Доводили путем добавления небольшого количества стерильной водопроводной воды до пастообразного состояния и растирали в течение 5 мин. Первое разведение навески почвы делали в стерильной посуде, добавляя стерильную водопроводную воду в соотношении 1 : 10 к весу почвы. Далее в течение 10 мин вертикально встряхивали почвенную суспензию первого разведения в пробирках с резиновыми пробками. После этого стерильной пипеткой отбирали 1 мл и переносили в пробирку с 9 мл стерильной водопроводной воды. При этом получали второе разведение, содержащее 0,01 г/мл почвы (1 : 100). Приготовленное разведение использовали для посева на поверхность питательной среды Чапека в количестве 0,2 мл на одну чашку Петри. Культивирование проводили при температуре 25 °С. Количество колоний мик-ромицетов в каждой чашке подсчитывали на 7-е сутки культивирования и далее делали перерасчет на 1 г почвы [17].
Микромицеты идентифицировали с использованием микроскопа Motic ВА300 с увеличением 400х по определителям В.И. Билай, М.А. Литвинова, А.А. Милько, Н.М. Пидопличко [18; 16; 19; 20; 21; 22].
Результаты и обсуждение. В ходе исследований установлено, что в почве агроценозов яровых рапса и рыжика содержались микромицеты из двух отделов: Ascomycota и Zygomycota. Наиболее многочисленным являлся отдел Ascomycota, к которому относилось 95 % выделенных видов грибов. В состав отдела
Zygomycota входило значительно меньшее количество видов микромицетов – 5 %.
В результате исследований в почвенных пробах выявлены грибы Trichoder-ma spp., Fusarium spp., Penicillium spp., Aspergillus spp. и Mucor spp. с разным содержанием. В данном комплексе микро-мицетов количественным преимуществом отличались грибы Trichoderma spp. и Fusarium spp., их содержание в начале вегетации культур составило в среднем 5,0–5,6 × 103 и 3,9–4,4 ×103 КОЕ/г соответственно (таблица).
Таблица
Содержание микромицетов в почве агроценозов яровых рапса и рыжика, центральная зона Краснодарского края, 2020–2022 гг.
Фаза развития растения |
Содержание микромицетов в почве агроценоза культуры, КОЕ/г |
||||
Trichoder-ma spp. |
Fusarium spp. |
Aspergillus spp. |
Mucor spp. |
Penicil-lium spp. |
|
Рапс |
|||||
2–4 настоящих листа |
5,6 × 103 + 1,0 × 103 |
3,9 × 103 + 5,0 × 102 |
4,0 × 102 + 2,0 × 102 |
0 |
0 |
Желтый стручок |
8,0 × 103 + 1,0 × 103 |
6,2 × 103 + 4,0 × 102 |
0 |
3 ,0 × 102 + 1,0 × 102 |
0 |
Рыжик |
|||||
2–4 настоящих листа |
5,0 × 103 + 1,0 × 103 |
4,4 × 103 + 5,0 × 102 |
2,0 × 102 + 1,0 × 102 |
2,0 × 102 + 1,0 × 102 |
5,0 × 102 + 1,0 × 102 |
Желтый стручок |
1,1 × 104 + 4,0 × 103 |
5,5 × 103 + 3,0 × 102 |
9,0 × 102 + 1,0 × 102 |
0 |
5 ,0 × 102 + 1,0 × 102 |
К концу вегетации (в фазе желтого стручка) содержание грибов-супрессоров в почве агроценозов в среднем увеличилось: под рапсом до 8,0 × 103 КОЕ/г, рыжиком – до 1,1 × 104 КОЕ/г. Количество патогенных грибов Fusarium spp. в почвенных пробах в конце вегетации в агроценозах рыжика и рапса также незначительно увеличилось (до 5,5 и 6,2 × 103 КОЕ/г соответственно).
Плесневые грибы Aspergillus spp., Penicillium spp. и Mucor spp. являются обычными компонентами комплексов почвенных микромицетов, встречались они в почвенных пробах агроценозов рапса и рыжика в среднем в ограниченном количестве – от 2,0 до 9,0 × 102 КОЕ/г. Более то-122
го, грибы Penicillium spp. отсутствовали в почве агроценоза рапса.
Таким образом, структура комплекса почвенных микромицетов агроценозов яровых рапса и рыжика представлена грибами Trichoderma spp., Fusarium spp., Penicillium spp., Aspergillus spp. и Mucor spp. в разных соотношениях. Содержание грибов-супрессоров Trichoderma spp. в почве под изученными масличными культурами семейства капустные увеличивалось в течение вегетации до 8,0 × 103–1,1 × 104 КОЕ/г, способствуя повышению эффективного плодородия почвы, что позволяет рекомендовать их к включению в севооборот других сельскохозяйственных культур, не имеющих с культурами семейства Капустные общих возбудителей болезней.
Список литературы Почвенная микофлора агроценозов яровых рапса и рыжика
- Yin К., Qiu J.-L. Genome editing for plant disease resistance: applications and perspectives: [Электронный ресурс] // Philosop. Trans. of the Royal Society B. Biol. Sci. – 2019. – V. 374. – 1767. – Режим доступа: https://doi.org/ 10.1098/rstb.2018.0322/ (дата обращения: 25.01.2024).
- Возняковская Ю.М. Микробиологические основы экологической системы земледелия // Агрохимия. – 1995. – № 5. – С. 115–124.
- Мишустин Е.Н., Емцев В.Т. Микробиология. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1987. – 368 с.
- Chakraborty P., Krishnani K.K. Emerging bioanalytical sensors for rapid and close-to-real-time detection of priority abiotic and biotic stressors in aquaculture and culture-based fisher-ies: [Электронный ресурс] // Scie. of The Total Envir. – 2022. – V. 838. – 156128: – Режим до-ступа: https://doi.org/10.1016/j.scitotenv. 2022.156128 (дата обращения: 25.01.2024).
- Abdel-Aziz M.S., Ghareeb M.A., Hamed A.A., Rashad E.M. Ethyl acetate extract of Strep-tomyces spp. isolated from Egyptian soil for management of Fusarium oxysporum: The caus-ing agent of wilt disease of tomato: [Электрон-ный ресурс] // Biocatal. and Agr. Biotech. – 2021. – V. 37. – 102185. – Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.cropro.2022.106047 (дата обращения: 25.01.2024).
- Вредные организмы в посевах рапса и меры борьбы с ними / В.М. Лукомец, Н.М. Тишков, С.А. Семеренко, О.А. Сердюк. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2020. – 215 с.
- Sandle T. Trichoderma // Encyclopedia of Food Microbiology (Second Edition): [Электрон-ный ресурс]. – 2014. – pp. 644-646. – Режим до-ступа: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-384730-0.00337-2 (дата обращения: 25.01.2024).
- Семериков В.В., Четина О.А., Баланди-на С.Ю., Шварц К.Г. О биоразнообразии плесневых грибов техногенно-измененных почв на территории Пермского края // Географический вестник. – 2013. – № 4 (27). – С. 79–81.
- Берсенева О.А., Саловарова В.П., Приставка А.А. Почвенные микромицеты основных природных зон // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Биология. Экология». – 2008. – Т. 1. – № 1. – С. 3–9.
- Енкина О.В., Коробской Н.Ф. Микробиологические аспекты сохранения плодородия черноземов Кубани. – Краснодар, 1999. – 150 с.
- Назарько М.Д. Изменение состава почвенных микромицетов при интенсивном антропогенном воздействии в северных районах Кубани // Известия вузов. Пищевая технология. – № 4. – 2007. – С. 110–111.
- Головин С.Е., Глинушкин А.П., Зеркалов И.А., Белошапкина О.О. [и др.]. Патокомплекс почвенных микромицетов, ассоциирующихся с корневыми и прикорневыми гнилями земляники, в некоторых регионах России // Достижения науки и техники АПК. – 2019. – Т. 33. – № 7. – С. 62–70.
- Горьковенко B.C., Коростелева Л.А., Монастырский О.А., Ярошенко В.А. Восстановить супрессивность почв? // Защита и карантин растений. – 2006. – № 8. – С. 18–19.
- Жемчужина Н.С., Киселева М.И., Александрова А.В., Коломиец Т.М. Микро-мицеты на озимой пшенице в Краснодарском крае и Ростовской области // Защита и карантин растений. – 2020. – № 6. – С. 22–26.
- Сердюк О.А., Трубина В.С., Горлова Л.А. Почвенные микромицеты в агроценозах озимых масличных культур семейства капустные в условиях Краснодарского края // Вавиловские чтения: сб. стат. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 135-й годовщине со дня рождения акад. Н.И. Вавило-ва. – Саратов: Амирит, 2022. – С. 284–289.
- Литвинов М.А. Методы выделения микроскопических грибов из почвы. Определитель микроскопических почвенных грибов. – Л.: Изд-во «Наука», 1967. – 311 с.
- Методы микробиологического контроля почвы. Методические рекомендации. ФНЦ им. Ф.Ф. Эрисмана, Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, Центр ГСЭН в Краснодарском крае, 2004. – 12 с.
- Билай В.И. Фузарии. – Киев: Наукова думка, 1977. – 339 с.
- Милько А.А. Определитель мукоральных грибов. – Киев: Наукова думка, 1974. – 303 с.
- Пидопличко Н.М. Грибы-паразиты культурных растений. Определитель. Т. 1. Грибы совершенные. – Киев: Наукова думка, 1977. – 296 с.
- Пидопличко Н.М. Грибы-паразиты культурных растений. Определитель. Т. 2. Грибы несовершенные. – Киев: Наукова думка, 1977. – 300 с.
- Пидопличко Н.М. Грибы-паразиты культурных растений. Определитель. Т. 3. Пикнидиальные грибы. – Киев: Наукова думка, 1977. – 299 с.