Поддержка международными фондами российских некоммерческих организаций в области культуры

Автор: Ратников Алексей Сергеевич

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Глобализация: полемика цивилизаций

Статья в выпуске: 1 (30), 2014 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена типологии форм поддержки, которую оказывают международные фонды российским некоммерческим организациям, действующим в области культуры в России. Рассматриваемая проблематика характеризует общую картину функционирования международных культурных фондов. Данная тема актуальна ввиду недостаточной исследованности статистических материалов по этой проблематике, а также вследствие последних изменений в российском законодательстве, касающихся функционирования некоммерческих организаций на территории России.

Грант, культура, международные фонды, некоммерческая организация, Россия

Короткий адрес: https://sciup.org/14031715

IDR: 14031715

Текст научной статьи Поддержка международными фондами российских некоммерческих организаций в области культуры

Число иностранных некоммерческих структур, а также объем инвестиций иностранных фондов в российские некоммерческие организации (НКО) увеличиваются от года к году, несмотря на определенные ограничения по развитию активной деятельности зарубежных фондов и НКО на территории России. Это существенным образом влияет на культурную политику в целом и на общий вектор культурных инициатив в частности. Поэтому исследование видов поддержки, оказываемых международными фондами в области культуры является весьма актуальным.

Почти три четверти всех рассматриваемых международных фондов, работающих в России или предлагающих российским гражданам, российским научно-образовательным, культурным или иным учреждениям, общественным объединениям воспользоваться их услугами, оказывают финансовую (материальную) поддержку, половина – организационную, и почти столько же – информационно-издательскую [1; 3]. Причем за последние годы доля фондов и организаций, оказывающих организационную помощь (прежде всего в проведении различных конференций, симпозиумов, семинаров, выставок, конкурсов и т.д.), увеличилась.

Можно отметить почти двукратное уменьшение числа фондов и организаций, выделявших различную материальную помощь, пособия, ссуды, льготные кредиты, средства на стартовый капитал, технические расходы, а также уменьшение на одну пятую доли фондов и организаций, субсидирующих командировки, стажировки, поездки, экспедиции, полевые исследования.

В то же время заметно выросло число фондов и организаций, финансирующих научноисследовательские и учебно-методические проекты, особенно совместные. В качестве примера можно упомянуть мегапроект

МИОН (Межрегиональные исследования в общественных науках), финансируемый на паритетных началах зарубежными фондами и организациями (Корпорация Карнеги, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, Центр Вудро Вильсона и др.) и Министерством образования и науки Российской Федерации, проекты Национального фонда подготовки кадров, субсидируемые Всемирным банком и т.д. [6, с. 11].

Основной объект материально-финансовой помощи международных, региональных и национальных фондов и организаций – различные научно-исследовательские, а также учебно-методические проекты (на них выделяли средства 43,1% всех субъектов международного взаимодействия). Далее следуют стипендии, гранты, премии студентам, аспирантам, преподавателям, ученым, деятелям культуры и другим социальнопрофессиональным категориям (выделяли средства 35,4% фондов и организаций). Наконец, последняя (наименьшая) группа иностранных фондов и организаций (24,1%) выделяет материальную помощь, пособия различным группам нуждающихся, в том числе жертвам стихийных бедствий, беженцам, мигрантам и т.д., дает займы, кредиты, средства на технические расходы, оказывает ту или иную спонсорскую поддержку, а также содействует российскому государству в создании правовых и политических институтов, формировании гражданского общества и прочее [4, с. 14].

Организационная помощь превратилась сегодня во второй по распространенности вид поддержки (в 2008 году ее оказывало 53,0%, а в 2009 году почти 56%) [4, с. 51].

Характерно, что организацией международного сотрудничества, администрированием различных проектов, программ, грантов и стипендий, в том числе применительно к России, занимаются прежде всего международные и региональные

Общество

объединения (ассоциации), а также специализированные учреждения и ведомства различных стран, оказывающие также всестороннее содействие своим членским организациям, в то время как конкретную помощь в проведении конференций, семинаров, конкурсов, выставок, налаживании обмена студентами, стажерами, преподавателями, сотрудниками и т.п. осуществляют национальные научно-образовательные, культурные и другие учреждения, фонды и общественные организации.

По количеству субъектов информационная поддержка, оказываемая иностранными фондами и организациями, стала в последние годы почти столь же значительной, что и организационная. Доминирует помощь в издании различной литературы, особенно учебной и научной, преимущественно в гуманитарно-социальных областях. На это выделяются специальные

Terra Humana ¹ 1’2014

гранты, включая средства на написание работ и подготовку рукописей к изданию (которые можно рассматривать как авторские гонорары) [2, с. 14].

Помощью международных и национальных зарубежных фондов и организаций в издании широко пользуются российские государственные учреждения и ведомства, особенно образования, науки, культуры, которые выпускают при их поддержке даже сборники своих официальных документов.

Увеличивается и число иностранных фондов и организаций, предлагающих российским государственным и негосударственным структурам, общественным объединениям, различным категориям граждан содействие в получении необходимой им информации, услугах по рекламе, создании банков данных по различным областям и т.д. Один из примеров данного вида информационной работы – архивная программа «Софист» Независимого института социальной политики, осуществляемая при поддержке Фонда Форда и с участием ВЦИОМ, позволившая собрать в единый электронный банк данных результаты 800 всероссийских социологических исследований, открытый для многих пользователей [8, с. 19].

Среди других форм работы иностранных фондов и организаций в этой области – развитие в России информационных сетей и информационных технологий, создание мультимедийных центров (объединяющих печатные, радио-, теле- и электронные СМИ), информационная поддержка служб спасения при чрезвычайных ситуациях и прочее.

Консультационно-экспертную поддержку оказывали в 2008 году 136 субъектов международного взаимодействия, в 2009

году – 142, однако в отличие от ранее перечисленных направлений работы данные услуги предоставляются ими не только на безвозмездной, но и на платной основе (например, консалтинг) [4, с. 54].

В структуре этого вида деятельности иностранных фондов и организаций постепенно увеличивается число тех, которые помогают российским учебным заведениям в переходе на международные (европейские) стандарты образования в связи с присоединением России к Болонскому процессу.

Среди других видов консультационноэкспертной поддержки встречается помощь в анализе региональных и мировых тенденций в различных областях, изучении спроса на те или иные услуги на мировом рынке, разработка плана действий и стратегии организации, содействие в менеджменте университетов, консультирование членов ассоциаций и других объединений по улучшению взаимопонимания и сотрудничества с различными структурами на национальном, европейском и ином уровне.

Количество иностранных фондов и организаций, оказывающих техническую помощь, за последние годы существенно не изменилось (38 – в 2008 году, 41 – в 2009 году). Речь идет о поставках различной техники, оборудования, материалов, лекарственных препаратов и т.д. [4, с. 53].

Таким образом, самым распространенным видом поддержки со стороны иностранных фондов и организаций по-прежнему является материально-финансовая, особенно стипендии и гранты физическим лицам (студентам, аспирантам, преподавателям, научным сотрудникам и т.д.). Конкурс среди соискателей стипендий и грантов иностранных фондов в России достаточно высокий. Так, из общего количества поданных россиянами заявок в Международную программу стипендий Фонда Форда (1785 заявок) 94% были отклонены, получателями стипендий стали всего 204 человека (11% от всех соискателей). Аналогичная ситуация в стипендиальной программе Фулбрайта: отклонено 83% заявок (251 заявка), получили стипендии 20% (52 человека) и т.д., то есть спрос на иностранные стипендии и гранты среди россиян значительно превышает предложение. Это, впрочем, касается и других видов иностранной помощи, в том числе грантов на коллективные проекты, издание литературы, техническое содействие [4, с. 55].

Распределение стипендий и грантов физическим лицам осуществляется в соответствии с перечнями требований, предъявляемых к их соискателям (профиль научно-образовательной или иной деятель- ности, возраст, уровень знаний/степень профессиональной компетенции, актуальность и перспективность исследовательской темы или разработки, ее ожидаемые результаты, наличие опыта сотрудничества с зарубежными фондами или организациями и т.п.), в основном с учетом объективных показателей. Особым вниманием пользуются победители естественно-научных, математических и других олимпиад, лауреаты различных конкурсов и т.д.

Определенную роль может играть и национальность соискателя. Обращает на себя внимание и определенная приоритетность в поддержке провинциальных студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей, причем стипендии и гранты им нередко присуждаются по социальным показателям (малоимущие, инвалиды и т.д.) [7, с. 34].

Несколько иная ситуация с практикой распределения грантов на исследовательские и иные проекты среди юридических лиц. Изучение этого вопроса позволяет констатировать крайнюю степень корпоративности западных фондов. Речь идет о заданности выбора российского партнера (на-учного/образовательного учреждения или коллектива исследователей (разработчиков) согласно указаниям учредителей (спонсоров) соответствующих фондов и программ, что особенно характерно для фондов (организаций), являющихся государственными учреждениями (агентствами) и финансирующихся из бюджетов соответствующих государств, а также для негосударственных (общественных, частных) посреднических и ассоциированных фондов [5, с. 24].

Опрошенные в качестве экспертов руководители иностранных фондов и программ, работающие в России, высказали пожелания освободить их учреждения, являющиеся некоммерческими организациями, от налогообложения, а также предоставить льготы по подоходному налогу для россиян – получателей их грантов. Кроме того, выражались пожелания по упрощению порядка получения виз и регистраций для иностранных студентов и школьников, приезжающих в Россию в рамках программ академических обменов с российской молодежью [7, с. 23].

Результаты проведенного исследования свидетельствуют: международное сотрудничество в сфере культуры, а также во многих других гуманитарно-социальных областях нуждается в выработке обоснованных приоритетов. Необходимо конкретизировать результаты, которые Россия хотела бы получить от взаимодействия с иностранными фондами, научно-образо- вательными и иными организациями (прежде всего в сфере научно-технического и инновационного сотрудничества), а также осуществлять мониторинг их деятельности в Российской Федерации, как по количественным показателям, так и по содержанию и реальным результатам их деятельности.

Следует, безусловно, ценить желание мирового сообщества (экономически наиболее развитых стран) помочь России в решении многих социально-гуманитарных проблем, в том числе тех, которые находятся на периферии внимания российского государства. Вместе с тем Россия, обладая в настоящее время достаточными материально-финансовыми ресурсами, должна сама более эффективно действовать во многих вышеперечисленных сферах.

Гораздо более масштабной могла бы быть и благотворительность крупного отечественного бизнеса (совокупное состояние 33 ведущих российских предпринимателей-миллиардеров, как отмечалось, почти удвоилось, увеличившись с 91 до 172 миллиардов долларов США) [6, с. 33]. Вместе с тем стипендии и гранты, которые выделяют в настоящее время «капитаны» российского бизнеса студентам, аспирантам, ученым, а также жертвуют на помощь беспризорным детям и т.д., напоминают подачки (символи- ческую компенсацию нескольким десяткам тысяч российских граждан за «перераспределение» в свою пользу значительной части общенационального богатства).

Позицию российского бизнеса в отношении национальной системы образования достаточно ясно изложил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А.Н. Шохин: сведение роли предпринимателей к благотворительности в этой сфере он назвал «абсолютно тупиковым подходом». Выступая на коллегии Министерства образования и науки, президент СРПП изъявил готовность помочь российскому образованию материально, но только в обмен на налоговые льготы. Эта идея не получила поддержки на коллегии [12, с. 27].

Тем не менее говорить с государством на образовательную тему российский бизнес по-прежнему намерен только в качестве партнера, а не спонсора. Так, на конференции «Взаимодействие бизнеса и образования в реализации приоритетного национального проекта», организованной в Санкт-Петербурге в рамках подготовки к проведению Госсовета Российской Федерации по проблемам образования, А.Н. Шохин предложил передать крупным компаниям-донорам право участвовать не только в финансировании, но и в корпоративном

Общество

управлении профессиональными и высшими учебными заведениями (ПТУ, лицеями, вузами), а также предоставить возможность контролировать расходование вкладываемых в подготовку кадров ресурсов.

Некоторые коррективы в отношении механизмов, регулирующих создание и нормативные основы деятельности НКО, имеющих социальную ориентированность (в том числе и в вопросах культуры), были внесены Федеральным законом № 40-ФЗ от 5 апреля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». В данном законодательном акте в деталях прописываются виды помощи, которые социально ориентированные НКО имеют право получать [10].

Нельзя не упомянуть также и о вступившем в силу 20 июля 2012 г. нашумевшем так называемом «Законе об иностранных агентах» (поправки к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» [11]), по которому понятие «иностранного агента» распространяется, в частности, на организации, которые получают «денежные средства и иное имущество от инос- транных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства» [9].

На данный момент преждевременно говорить о структурных изменениях, которые повлекли принятие данных поправок. Анализ и оценка этого является весьма перспективной темой для исследования в ближайшем будущем.

В целом можно сделать вывод, что международные культурные фонды действуют в основном в том общественном пространстве, которое остается незаполненным активностью государственных институтов и национально ориентированных бизнес-структур. Законотворческая практика последних лет показывает серьезные и во многом успешные попытки структурирования деятельности международных некоммерческих организаций с целью изъятия у последних возможностей ведения скрытой политической деятельности. Принимаемые меры призваны оздоровить культурный обмен между Россией и международным сообществом и откорректировать культурную политику государства с целью создания понятных механизмов межкультурного взаимодействия.

Список литературы Поддержка международными фондами российских некоммерческих организаций в области культуры

  • Алексеева О.П., Джибладзе Г.Д., Доненко И.Е., Зыков О.В., Казаков О.Б., Качалова Ю.Н., Киселева К.В., Севортьян А.Р., Тополева Е.А., Хананашвили Н.Л., Черток М.М., Якимец В.Н. Государственная политика в области содействия гражданским инициативам/Доклад. -М., 2000.
  • Арефьев А.Л. Деятельность иностранных фондов и организаций в области образования и науки в России: социологический анализ. -М.: Центр социального прогнозирования, 2006. -320 с.
  • Борисова Е.И., Полищук Л.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения/Препринт WP10/2008/02. -М.: ГУ ВШЭ, 2008. -32 c.
  • Векшина А.Б., Гречухина И.А., Есаулова О.В., Зайцев Ю.К., Ларионова М.В., Нагорнов В.А., Перфильева О.В., Рахмангулов М.Р., Шадрикова А.П., Швец Е.А. Национальные стратегии содействия международному развитию/Учеб.-темат. пособие; отв. ред. М.В. Ларионова. -М.: Изд. дом Гос. ун-та -Высшей школы экономики, 2010. -280 с.
  • Горшкова Л.Ю. Россия на мировом рынке образовательных услуг//Страны с развивающимися рынками в условиях глобализации: материалы IX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -М.: РУДН, 2010. -551 с.
  • Матыцина Т.С. Принципы функционирования благотворительных организаций в России/Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Выпуск 4. -М.: Изд-во РАГС, 2005. -С. 17-21.
  • Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности. -М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. -200 с.
  • Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы (вторая волна)/Исследование по заказу Агентства социальной информации (АНО «АСИ») (в рамках Основного соглашения, заключенного между АНО «АСИ» и Агентством международного развития США (АМР США) № 118-А-00-07-00059-00). -АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН), май-июнь 2010 г.
  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ.
  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Федеральный закон РФ от 05.04.2010 № 40-ФЗ.
  • О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012).
  • Якобсон Л.И. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством. -М.: Вершина, 2008. -475 c.
Еще
Статья научная