Подготовка руководящих кадров во времена СССР
Автор: Сариева Д.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Политические науки
Статья в выпуске: 1-2 (52), 2021 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена вопросам подготовки руководящих кадров в СССР. На основе изучения многих материалов определены основные тенденции работы государственного аппарата, проанализированы навыки и компетенции, процедуры и методы осуществления кадровой политики. Также, в работе описаны технологии кадровой работы советской системы государственного управления, которые могут послужить информационной основой для реформирования и развития системы государственной службы Кыргызской Республики.
Кадровая политика, ссср, кпсс, ротация, подготовка кадров
Короткий адрес: https://sciup.org/170188189
IDR: 170188189 | DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1159
Текст научной статьи Подготовка руководящих кадров во времена СССР
Во времена СССР государственная кадровая политика понималась и трактовалась как односторонний процесс, идущий сверху вниз по вертикали власти. После Октябрьской революции 1917 г. в сфере управления деятельностью государственного аппарата страны произошли кардинальные изменения, связанные, прежде всего, с изменением государственного строя [5]. Октябрьская революция уничтожила сословность разделяющую общество на простой народ и элиту [4].
Формирование кадров в органах государственной власти полностью и окончательно перешло в руки правящей коммунистической партии большевиков. Сразу же после взятия в стране власти большевики заявили о своей монополии на кадры государственного аппарата. Большевики также столкнулись с проблемой: государственный аппарат императорской России полностью саботировал их решения, а своего аппарата у них, естественно, не было. Кадровая политика уже Советского государства была нацелена на поддержку представителей рабочего класса. Поэтому представителям правивших ранее классов было отказано занимать руководящие посты в государственном аппарате [2].
Ленинский тезис: «каждая кухарка может управлять государством» оказался популистским и несостоятельным. Поэтому для того, чтобы использовать опыт и знания старых специалистов в области управления, большевики были вынуждены сотрудничать со старыми кадрами, применяя жесткий карающий контроль. В конце концов коммунисты поставили государственный аппарат под свой строгий контроль, образовав единый советский партийно-государственный аппарат, скрепленный идеологией, корпоративными интересами, льготами и страхом [5].
С середины 1920-х годов центральным органом управления советской государственной службой стал Учетнораспределительный отдел ЦК ВКП. Этому органу предписывалось заниматься подбором и расстановкой кадров «комсостава по предприятиям и по трестам, по хозорганам на местах и в центре, в советах и в партии»
Основателем партийно-советской кадровой политики был Сталин, который умело использовал кадровый метод в реализации задач и функций государственного управления. В 1920-1930-е годы, возглавляя Учраспредотдел и секретариат ЦК ВКП и курируя кадровые вопросы в партии, Сталин сумел в борьбе со своими политическими конкурентами устранить старую «ленинскую гвардию» и сформировать свою кадровую группировку в лице управляемого Политбюро. Кадровая политика была, по мнению специалистов, одной из самых сильных сторон Сталина как государственного деятеля. Выдвинутый в 1930-х годах сталинский лозунг «Кадры решают все» заключал в себе одну из главных основ партийно-советской модели государства и идей кадровой политики, служил неотъемлемым атрибутом административно-командной системы управле- ния. В основе государственной кадровой политики лежал номенклатурный метод работы с кадрами. Все назначения на руководящие, административные, хозяйственные, высшие военные и правоохранительные посты, а также высшие посты учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры производились через комитеты КПСС всех уровней [3]. Коммунистическая партия создавала специальные органы, которые занимались кадровой работой. Так, Управление кадрами Центрального комитета Всероссийской Коммунистической партии большевиков было создано 1939 году. Данная структура занималась подбором, расстановкой, аттестацией, направлением на повышение квалификации [2].
После принятия первой Конституции СССР в 1924 году в Средней Азии началось национально-территориальное размежевание, в ходе которого, в составе РСФСР была основана Киргизская Автономная область, преобразованная в 1926 г. В Киргизскую АССР, и лишь через 10 лет 1936 г. была переименована в Киргизскую ССР [1]. Правительство Киргизской ССР с 1938 г. по 1945 г. возглавил Турабай Ку-латов. В состав правительства в те годы входило: 20 народных комиссариатов, Госплан Киргизской ССР, Управление по делам искусств, Главное управление промышленности и строительных материалов [4].
После ухода Сталина произошли некоторые изменения в принципах существования советской бюрократии. Оформился новый механизм смены вождей, который сказывался на условиях госслужбы и составе высшего эшелона бюрократии.
После октябрьского пленума 1964 г. ЦК КПСС, смещения Н. Хрущева и смены части политической элиты в кадровую политику были внесены коррективы. Хрущевская «оттепель» положила конец страху перед арестами. Но, привычный для советского интеллигента трепет перед властью не исчез. Он приобрел новые формы. Видоизменились и способы воздействия власти на интеллигенцию, оставшись в рамках командно-административной авторитарной системы. После XX съезда КПСС, поставившего точку в истории эпо- хи «культа личности» Сталина, наверняка любой кыргызский партийный и государственный служащий того времени испытал настоящий шок. Еще вчера преследуемая когорта интеллигентов была признана властью. Тому свидетельство – вышедшее 15 августа 1956 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о присуждении ряду жертв репрессий Ленинских премий, за достижения в интеллектуальных сферах. К 50-м годам ХХ в. политическая элита Кыргызстана отличалась наработанной годами готовностью к самым неожиданным поворотам. Психологический портрет типичного функционера тогдашней власти в Киргизской ССР характеризовался двумя чертами: искренней преданностью Компартии и готовностью исполнять ее приказы, порой идущие вразрез с базовыми идеологическими установками марксизма [4]. Н.С. Хрущев добился введения в Устав партии положения об обязательной ротации кадров – при каждых выборах полагалось менять треть числа членов партийных комитетов от ЦК до райкома. Исключение делалось только для первого секретаря и небольшого круга «опытных и заслуженных работников». Советскому государству необходимо было время от времени производить ротацию своей партийно-советской элиты. Интересен опыт ротации и подготовки такой категории кадров, как институт инспекторов партийных органов. Эта должность была кадровым «трамплином» для перспективных ответственных работников [5].
С приходом Л.И. Бреженева на высший властный пост в государстве, принцип ротации кадров был немедленно отменен. Сформировались устойчивые группы управленцев, которые консолидировались вокруг чиновников, занимавших более высокие должности и выступавших в роли покровителей. Система личного патронажа, сформировавшаяся в 60-80-е годы, охватывала всю бюрократию сверху донизу и строилась на основе личной преданности. Решение того или иного государственного вопроса, занятие важного поста зависели от исхода борьбы между группами-кланами. Согласно характеристике Л.И. Брежнева, советские кадры отличались «глубокой компетентностью, высо- кой политической сознательностью и развитым чувством нового, умением критически оценивать свою деятельность и чутко прислушиваться к голосу масс».
В годы правления Л.И. Брежнева в 1970 г. при Государственном комитете по науке и технике СССР был создан Институт управления народным хозяйством, который занял особое место в системе обучения, в том числе в системе повышения квалификации руководящих кадров страны – как хозяйственных, так и административных. К проведению занятий часто привлекались министры, их заместители и другие работники правительственного аппарата, ведущие ученые и практические работники.
Руководство Киргизской ССР уделяло немало внимания сотрудничеству киргизских ученых с коллегами из Москвы. Об этом свидетельствует постановление ЦК КП Киргизии «О приглашении группы ученых Академии наук СССР» где предписано: «Принять предложение о приглашении группы ученых АН СССР для оказания помощи Академии наук Киргизской ССР по вопросам повышения эффективности организации научных исследований и подготовки научных кадров». В 60-80г. состав партийных работников Киргизской ССР существенно отличался от состава рядов их предшественников во времена Сталина. Малообразованных партократов, в основной своей массе выходцев из пролетарско-крестьянских слоев, сменили люди той же социальной формации, но уже имеющие высшее техническое либо гуманитарное образование. О достаточно высоком образовательном цензе партийных чиновников того времени свидетельствует фрагмент доклада первого секретаря ЦК Коммунистической партии Киргизской ССР Т. Усубалиева зачитанного им на проходившем 29 мая 1980 г. в одном из пленумов ЦК КП Киргизии. В то время насчитывалось около 94% работников, имеющих высшее образование, 65% из них были специалистами промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства. Из общего числа номенклатурных работников обкомов, горкомов и райкомов партии более 74% имели высшее образо- вание. Также возросло число партийных работников, имеющих партийнополитическое образование [4].
Брежневское время называют золотым веком номенклатуры, когда ее жизнь отличалась стабильностью, относительно высоким уровнем материальной обеспеченности и уверенностью в прочности своего статуса.
Ю. Андропов, став Генсеком, в начале 80-х годов попытался приостановить процессы разложения в управленческом слое. Однако в стране назревал глубокий системный кризис, охватывающий все сферы: экономическую, социально-политическую, духовную, власть и управление.
В условиях горбачевской перестройки основные направления кадровой политики были разработаны и в декларативном плане изложены на январском 1987 г. пленуме ЦК КПСС. Было определено, что работа с кадрами должна строиться по комплексному перспективному плану, основными структурными элементами которого являются определение реальной потребности в руководящих кадрах; выявление подходящих работников и включение их в резерв; изучение и оценка качеств резервистов; обучение и воспитание резерва; планомерное перемещение и продвижение кандидатур, находящихся в резерве; контроль и проверка необходимых качеств работников на конкретном участке.
Многие ученые в современном мире номенклатурный метод кадровой политики в СССР, характеризуют с отрицательной стороны. Но, несмотря на ряд негативных моментов, необходимо признать тот факт, что правящей партии удалось сформировать кадровый корпус органов государственной власти, который в течение многих десятилетий обеспечивал решение политических и экономических задач советского государства.
Из партийной школы советской закалки выросла целая плеяда кыргызских государственных деятелей как, И. Раззаков, Б. Мамбетов, К. Дыйканбаев, А. Суйунбаев, С. Ибраимов, Т. Усубалиев и т.д., которые стали образцом служения народу.
Список литературы Подготовка руководящих кадров во времена СССР
- Борисов Н.А. Образ России в Кыргызстане: устойчивость позитивных стереотипов // Социум и власть. - 2010. - №1 (25). - С. 100-105.
- Кульжамбекова А.Е. Система кадровой работы в государственных органах Республики Казахстан / А.Е. Кульжамбекова, Г.К. Сулейменова. - Астана: ТОО "Дэме", 2014. - 209 с.
- Новокрещенов А.В. Государственная кадровая политика. - Новосибирск: СИУ РАНХиГС, 2014. - 223 с.
- Плоских С.В. Партийная власть и интеллигенция в 60-80 гг., 20 в. // Вестник КРСУ. - 2014. - Т. 14. №9. - С.154-155.
- Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 679 с