Подходы к конструированию истории дизайна и его практики

Автор: Пигальская Алла Михайловна

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Гуманитарные исследования

Статья в выпуске: 2 (8), 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются различные теоретические, методологические и эмпирические подходы к конструированию истории дизайна в контексте политической истории и практик потребления, а также в связи с исследованием визуальной культуры и культуры повседневности. В статье обосновывается необходимость исторически рассматривать не только объект дизайна, но и практики его производства. Анализируется состояние исследований в области истории советского дизайна.

История дизайна, историография дизайна, практики повседневности, практики потребления, советский дизайн

Короткий адрес: https://sciup.org/170174271

IDR: 170174271

Список литературы Подходы к конструированию истории дизайна и его практики

  • Fallan, К. Design rnstory: understanding theory and method. Berg Publishers, 2Q1Q. P. S.
  • См.: Fallan, К. Op. cit.; Margolin V. The politics of the artificial: essays on design and design studies. Chicago, 2QQ2.
  • Design research journal ranking study: preliminary results. July 2QQ8 // Journal of Product Innovation Management. 2Q11.Vol. 28. Issue 3.
  • Практически все историки дизайна являются или являлись его практиками, см.: Poynor R. Out of the studio: graphic design history and visual studies // Design Observer [Электронный ресурс]. 2Q11. 1 October. URL: http://observatory.designobserver.com/feature/out-of-the-studio-graphic-design-history-and-visual-studies/24048/ (дата обращения 15.06.2012).
  • В англоязычной литературе распространен термин design research, который в данной работе переводится как «исследование дизайна»; в русскоязычной литературе принят термин «теория дизайна».
  • Проблема «полезности» истории и исследований дизайна для практиков стала центральной в журнале «Вопросы дизайна» середины 1980-х и 1990-х гг. См., например: Dilnot С. The state of design history, part 1: Mapping the field // Design Issues. 1984. Vol. 1, № 1. Р. 4-23.; Eodem. The state of design history, part 2: Problems and possibilities // Ibid. Vol. 1. № 2. P. 3-20; Margolin V. Design history or design studies: subject matter and methods // Ibid. 1995. Vol. 11. № 1. P. 4-15; Woodham J. M. Resisting colonization: design history has its own identity // Ibid. P. 22-37; Whiteley N. Design history or design studies? // Ibid. P. 38-42.
  • Margolin V. Op. cit.
  • Appadurai, A. Introduction: commodities and the politics of value // The social life of things. Commodities in cultural perspective. Cambridge, 1986. P. 5. (Cambridge studies in social and cultural anthropology).
  • Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории // Социология вещей. М., 2006. С. 10-17.
  • Material cultures. Why some things matter / ed. D. Miller. L., 1998; Clarke А. Tupperware - the promise of plastic in 1950s America. 1999.
  • Miller D. Introduction. Why some things matter // Material cultures... P. 5-7.
  • Fallan К. Op. cit. P. 20.
  • Ibid. P. VIII.
  • Ibid. P. XVI.
  • См.: Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности // Социо-Логос. Вып. 1: Общество и сферы смысла. М., 1991. С. 17.
  • Там же.
  • Там же.
  • Там же. С. 19.
  • А.Шютц так же указывал на предметно-телесную закрепленность повседневности, см.: Шютц А. Смысловая структура повседневного мира : очерки по феноменологической социологии. М., 2003.
  • См.: Hall S. The work of representation // Representation: cultural representations and signifying practices. Milton Keynes, 1997. P. 13-74.
  • Poynor R. Op. cit.
  • Storkerson, P. Antinomies of semiotics in graphic design // Visible Language. 2010. Vol. 44. № 1. P 5.
  • Betts P. The authority of everyday objects. a cultural history of West German industrial design. Berkeley, Los Angeles, 2004. P. 12.
  • Chapter 4: Design and national identity // Woodham J. M. Twentieth-century design. Oxford, 1997. P. 87-109.
  • Пример того, как идентичность в африканских колониях конструируется внутри установленных колонизаторами границ, см. в кн.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
  • Aynsley J. Graphic design in Germany, 1890-1945. Berkeley, Los Angeles. 2000. P. 14.
  • Там же. С. 19.
  • Betts P. Op. cit. P. 11.
  • Там же. С. 17.
  • Meggs Ph. B., Purvis A. W. Meggs' history of graphic design. 5th ed. 2012. 624 p.
  • RichardH. Graphic design: a concise history. L., 2001.
  • Woodham M. J. Twentieth-Century Design. Oxford ; N.Y., 1997.
  • Ibid. P. 131.
  • Cold War Modern. Design, 1945-1970 / ed. D. Crowley, J. Pavitt. L., 2008.
  • Ibid. P. 14.
  • Глазычев В. О дизайне (Очерки по теории и практике дизайна на Западе). - М.: «Искусство», 1970. С. 7.
  • Лаврентьев А. Н. История дизайна : учеб. пособие для высш. учеб. заведений по специальности 052400 «Дизайн». М., 2006. 303 с.
  • Проблемой оказалось отсутствие материалов в музейных коллекциях, что вызвало необходимость искать объекты дизайна у частных лиц. Достаточно проблематичной была и процедура атрибуции, несмотря на незначительную временную дистанцию.
  • Теоретические и методологические исследования в дизайне / сост.: О. И. Генисаретский, Е. М. Бизунова ; предисл. Е. М. Бизунова. М., 2004. 327 с.
  • Например: «...современный период развития отечественного дизайна оценивается... как переломный и даже кризисный... Преодоление кризиса связывается с необходимостью усиления и углубления профессиональной рефлексии». См.: Бизунова Е. М. Дизайн 60-х: поиски концептуальных основ (вместо предисловия) // Теоретические и методологические исследования в дизайне. С. 8. Или: «мы являемся свидетелями и участниками интереснейшего социального процесса — обособления деятельности проектирования, превращения ее из элемента производства в автономную сферу массовой деятельности», см.: Генисаретский О. И. Приложение. Ценностный смысл обособления проектирования // Там же. С. 363.
  • Глазычев В. Л. Способы представления художественного конструирования // Там же. С. 74.
  • Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы : картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. СПб., 2003.
  • Деготь Е. От товара к товарищу : к эстетике нерыночного предмета // Логос. 2000. № 5-6; Орлова Г. Апология странной вещи : «маленькие хитрости» советского человека // Неприкосновенный запас. 2004. № 2 (34).
  • См.: Герценберг В. Плакат в политпросвет работе. М. ; Л., 1932. С. 6269; Состояние и некоторые проблемы совершенствования наглядной агитации // Пропагандистский вестник. Минск, 1982. С. 13.
  • Выставка прошла в 2000-2001 гг. и была организована Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, Немецким институтом Гете, Государственным центром современного искусства, Нижегородским филиалом фонда «Художественные проекты».
Еще
Статья научная