Подступы к проекту новой феноменологии религии в творчестве Ниниана Смарта

Автор: Самарина Татьяна Сергеевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Человек и общество в постсекулярную эпоху

Статья в выпуске: 3 т.20, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается эскиз модели феноменологического исследования религии, предложенный Н. Смартом. Согласно ему, феноменология религии должна отличаться от истории религии тем, что она ориентирована на структурное описание религии не в ее динамике, а в статике, при этом исходить она должна из того, что на различных этапах развития религии существуют разные нормативные картины. Все многообразие методов, которыми пользуются феноменологи, Н. Смарт сводит к двум базовым: эпохе и нейтральному, но эвокативному взятию в скобки. Под «эпохе» ученый понимает психологическое воздержание от оценочных суждений, а под «взятием в скобки» - исключение из исследования вопроса о реальности религиозных явлений и их сверхъестественной природе за скобки. При этом феноменолог должен одновременно учитывать и то, что в религии есть что-то реальное, и то, что там, кроме человеческий действий, ничего нет, то есть учитывать как редукционистское, так и нередукционисткое описание феномена. Отдельно в статье рассматривается вопрос о влиянии феноменологов-классиков на Н. Смарта, ведь он был убежден, что на основании отдельных разработок Г. ван дер Леува, Р. Отто и М. Элиаде можно создать дисциплину, которая бы дополняла общерелигиоведческий комплекс. Показывается, что наибольшее влияние на Н. Смарта оказал Г. ван дер Леув. С помощью разработанной им категории Cилы Н. Смарт описывает процесс интерполяции феномена в жизнь людей. Значительную роль в модели Н. Смарта играет категория нуминозного Р. Отто, он даже создает неологизм «нуминозные силы» и говорит о «нуминозной заряженности». У М. Элиаде Н. Смарт заимствует концепты «illud tempus» и диалектику порядка и хаоса.

Еще

Феноменология религии, история религии, эпохе, нуминозное, н. смарт, г. ван дер леув, м. элиаде, р. отто

Короткий адрес: https://sciup.org/149139419

IDR: 149139419   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.3.4

Список литературы Подступы к проекту новой феноменологии религии в творчестве Ниниана Смарта

  • Ваарденбург 2010 - ВаарденбургЖ. Размышления о религиоведении, включая эссе работ Герар-да ван дер Леу. Классические подходы к изучению религии. Цели, методы и теории исследования. Введение и антология. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010.
  • Гирц 2004 - Гирц К. Интерпретация культур. М.: Роспэн, 2004.
  • Гуссерль 2009 - Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академический проект, 2009.
  • Забияко 2008 - Забияко А.П. Особенности дальневосточной ментальности и теории интерпретации религиозных новообразований // Современные контексты магии, религии и пара-науки. М.: Academia, 2008. С. 70-115.
  • Ивин, Никифоров 1997 - ИвинА.А., Никифоров А.С. Словарь по логике. М.: Владос, 1997.
  • Колкунова 2010 - Колкунова К.А. Ниниан Смарт и современное религиоведение // Религиоведческие исследования. 2010. № 3-4. С. 137-142.
  • Самарина 2019 - Самарина Т. С. Эклектичность феноменологии религии: случай Г. ван дер Леу // Вопросы философии. 2019. № 3. С. 77-85.
  • Смарт 2010 - Смарт Н. После Элиаде: Будущее теории религии // Религиоведческие исследования. 2010. № 3-4. С. 155-163.
  • Cox 2006 - Cox J. A Guide to the Phenomenology of Religion: Key Figures, Formative Influences and Subsequent Debates. N. Y.: The Continuum International Publishing Group, 2006.
  • Leeuw 1986 - Leeuw G. van der. Religion in Essence and Manifestation. Princeton: Princeton University Press, 1986.
  • Smart 1973 - Smart N. The Phenomenology of Religion. L.: Macmillan, 1973.
  • Smith 1982 - Smith J.Z. Imagining Religion: From Babylon to Jonestown. Chicago: University of Chicago Press, 1982.
  • Zwi Werblowsky 1975 - Zwi Werblowsky R.J. On Studying Comparative Religion // Religious Studies. 1975. №№11 (2). P. 145-156.
Еще
Статья научная