Погребение женщины на поселении Перевал

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521650

IDR: 14521650

Текст статьи Погребение женщины на поселении Перевал

Череп из погребения на поселении Перевал.

Скелет в целом очень грацильный, рост женщины не превышал 151 см (151 см по формулам Дебеца; 146 см по Пирсону). При помощи формулы Г.Ф. Дебеца для определения веса живых людей по размерам длинных костей был рассчитан приблизительный вес тела женщины, он составил около 42 кг [Дебец, 1964]. Интермембральный (71, 1), берцово-бедренный (80, 6) и луче-плечевой индексы (71,3) указывают на брахиморфный вариант пропорций тела, характерный для представителей монголоидной расы.

Характеристика краниологического материала. Кости черепа тонкие и легкие, рельеф выражен слабо. В вертикальной норме череп пентагоно-идный, в латеральной – эллипсоидный, в окципитальной – клиновидный, вследствие сильного развития теменных бугров и последующего сужения вертикальных стенок мозговой коробки. Зафиксировано аномальное зарастание черепных швов: все основные швы открыты, что соответствует возрасту умершей, но наступила полная облитерация чешуйчатого шва с правой стороны и, частичная с левой, что может указывать на нарушение гормонального баланса, вызванное патологией. В норме полная облитерация чешуйчатого шва наступает не ранее 60 лет.

Черепная коробка брахикранная, характеризуется средними величинами продольного (170 мм) и поперечного (137 мм) диаметров и малыми величинами высотных диаметров (122 мм от базиона и 107 от порионов). Затылок широкий, слабо выступающий. Сосцевидные отростки крупные. Лоб узкий (110 и 89 мм) и выпуклый, вертикально поставленный (угол профиля лба от назиона 86о). Глабелла сглаженная, надбровные дуги выражены очень слабо. Ширина лица средняя на уровне верхней ширины (100 мм) и широкая на уровне средней ширины лица (101 мм). Лицо высокое (верхняя высота лица 70 мм, полная высота лица - 115 мм). Орто - мезогнатия общего про- филя лица (85°) сочетается с альвеолярной мезогнатией (легким выступанием челюстей вперед) (угол профиля альвеолярной части лица 72º). Лицо женщины слегка уплощено на верхнем уровне (назомалярный угол 142º) и хорошо профилировано на среднем (зигомаксилярный угол 128º). Орбиты овальные по форме, невысокие (32,5 мм) и среднеширокие (41 мм). Носовое отверстие широкое (27 мм) и средневысокое (49 мм), с острым нижним краем. Носовые косточки широкие и плоские, с малым углом выступания носа (18°). Небо средней длины (43 мм) и широкое (40,5 мм) с гладкой поверхностью. Нижняя челюсть грацильная, с очень низкими, сильно наклонными, ветвями и большой угловой шириной (99 мм), высоким телом (31,5 мм) и симфизом (33 мм), среднеразвитым подбородочным выступом (70º) [Алексеев, Дебец, 1964].

Характеристика одонтологического материала. Сохранность зубов хорошая, посмертно утеряно несколько зубов верхней челюсти (медиальные резцы, правые 1-й премоляр и латеральный резец). Стертость эмали не превышает 2 баллов. Гиподонтия отсутствует, но третьему моляру с левой стороны нижней челюсти не хватило места в альвеолярном ряду и его корень уходит горизонтально в тело ветви. Прикус псалидонтный. К особенностям морфологии зубов относятся: умеренная лопатообразность (балл 2), наличие мезиального бугорка на Р2, отсутствие редукции М1 и М2, третьи моляры на обеих челюстях редуцированные, затек эмали (балл 4) присутствует только на вторых молярах, форма оклюзальной поверхности Р2 дифференцированная (балл 4), пятибугорковые моляры нижней челюсти (левый М 1 - узор У, на остальных - узор Х), дистальный гребень тригонида присутствует на обоих М Размеры зубов средние. Наблюдаемое сочетание одонтологических признаков, тяготеет к комплексу синодонтной (континентальной) группы восточного (монголоидного) одонтологического ствола. Не типично для данного комплекса умеренная лопатообразность и Х – узоры коронок М1 [Зубов, Халдеева,1989; Sco t t, T^^r^^er,1997].

Характеристика патологического статуса. Из патологий зубной системы нужно отметить сильное поражение кариесом (поражены все четыре первых моляра и верхний правый третий моляр). Восприимчивость к заболеванию кариесом зависит от многих факторов: от состава диеты, анатомических особенностей зубов, микроэлементного состава эмали, иммунной реакции организма в целом. Поэтому высокая степень поражения кариесом может указывать на неблагоприятные условия жизни и на наличие хронического заболевания, ослабляющего организм [Бужилова,1998]. Некоторые следы, характеризующие патологический статус, обследуемого индивида, обнаружены на костях черепа в виде резко выраженной cribra orbitalia в обеих орбитах, а также следов эрозивных изменений на нижней суставной поверхности тела ІІІ грудного позвонка. Сribra oоrbitalia (вариант поротического гиперостоза расположенный во внутренней области орбит) в палеопатологии считается признаком хронической анемии, развившейся в детском возрасте. Анемия может возникать как в результате наслед- ственных заболеваний, так и как следствие недостатка железа в организме, вызванного длительным стрессом, оказываемым на организм инфекционными заболеваниями, патогенной инвазией или нарушением диеты [Бужилова, 2005].

Заключение. Погребение совершено, несомненно, в этнографическое время. Об этом свидетельствует хорошая сохранность костей и удовлетворительное состояние бересты. Сильно истлела лишь древесина, что проис -ходит обычно за 100–150 лет при залегании ее в таком грунте как супесь. Данные этнографии указывают, что в середине Х1Х в. и позже в д оль западного побережья Татарского пролива и к югу от него обитают орочи, их соседями являются удэгейцы, расселённые по обеим сторонам хребта Сихотэ-Алинь [Очерки…, 1960, с. 339].

Орочи при захоронении умершего обвертывали его берестой. В последней четверти ХІХ в . орочи перешли от н аз е много сп о соба погр е б е ния к могильному – стали закапывать покойного в землю [Ларькин, 1964, с. 105– 106]. Подобный обряд захоронения во многом характерен и для удэгейцев. На сопке Перевал женщина была погребена по обряду, распространенному у орочей и удэгейцев. Скорее всего, район Перевала не был местом ее постоянного проживания. На это указывает одиночное захоронение, а также отсутствие в нем каких-либо погребальных предметов. Можно предположить, что женщина умерла, находясь в пути, или по какой-то причине оказалась вдали от своего обиталища.

При антропологическом анализе не принято давать типологическую характеристику отдельному индивиду, но в данном случае можно сделать определенные предположения. Наблюдаемое сочетание краниологических признаков не типично для представителей байкальской расы, принадлежность к которой предполагается археологическим контекстом погребения (по обряду захоронения орочей или удэгейцев). К особенностям, выделяющим данный материал, относятся тяготеющие к европеоидным или европеоидно-монголоидным метисным группам пропорции лица и его горизонтальная профилировка. С другой стороны не широкое и умеренно уплощенное лицо характерно для представителей дальневосточной расы (китайцы, японцы, корейцы). Таким образом, комплекс краниологических признаков свидетельствует о метисном происхождении индивида. Отсутствие выраженной асимметрии на черепе свидетельствует о том, что, скорее всего, смешение происходило между неконтрастными антропологическими типами. Более вероятно, что мы наблюдаем пример метисации представителей антропологических типов байкальской и дальневосточной расы * .

Для сравнения были использованы материалы Г.Ф. Дебеца [1951].

Статья