Погребения владимировской культуры Верхнего Приамурья как источник по изучению этногенеза дауров

Бесплатный доступ

Проблема происхождения дауров продолжает оставаться малоизученной. Имеются гипотезы о происхождении дауров от киданей и от ранних монголов. Отечественными археологами сделан вывод о принадлежности погребений владимировской культуры к ранним монголам. В настоящей работе проводится критический анализ гипотезы о происхождении дауров от ранних монголов. Исследованы ориентация погребений и сопроводительный инвентарь владимировской культуры. По итогам работы выяснено, что северная ориентация погребений, согласно имеющимся материалам, не может являться надежным критерием соотнесения носителей владимировской культуры с ранними монголами. Единичный факт присутствия в могиле берцовой кости барана не может выступать как признак отождествления материалов владимировской культуры с культурой ранних монголов. В целом, включение ноги барана в состав погребального инвентаря считается характерной чертой многих кочевых племен Евразии эпохи Средневековья. Серьги в виде знака вопроса также нельзя отнести к разряду устойчивых признаков, ввиду их широкого распространения. Они могли попасть к даурам в результате торговых и культурных контактов. Изучение вопросов, связанных с правосторонним запахом одежды, отсутствием керамики, преобладанием костяных наконечников стрел над железными показывает, что эти данные не могут быть вескими аргументами принадлежности к ранним монголам. Носители владимировской культуры могли быть потомками племени переходного типа, сформировавшегося на стыке монгольского и тунгусо-маньчжурского миров.

Еще

Раннее монгольское время, владимировская культура, погребения, ориентация, этногенез, племя переходного типа, дауры

Короткий адрес: https://sciup.org/147219389

IDR: 147219389

Список литературы Погребения владимировской культуры Верхнего Приамурья как источник по изучению этногенеза дауров

  • Асеев И. В. Некоторые аспекты исторических и археологических материалов как свидетельства расселения монголоязычных племен в Байкальском регионе и Монголии в Средние века//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009. Т. 8, вып. 5: Археология и этнография. С. 189-198.
  • Бартольд В. В. Соч. М.: Наука, 1966. Т. 4. 497 с.
  • Болотин Д. П. Владимировская культура позднего Средневековья в Приамурье//Проблемы этнокультурной истории Дальнего Востока и сопредельных территорий. Благовещенск, 1993. С. 84-101.
  • Болотин Д. П. Этнокультурная ситуация на Верхнем Амуре в эпоху позднего средневековья (XIII-XVII века): Автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 1995. 17 с.
  • Болотин Д. П. Народы и культуры Приамурья в позднем средневековье//Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гипотезы. Владивосток: Дальнаука, 2005. С. 615-635.
  • Болотин Д. П., Исаченко Б. А. Коллективное захоронение позднего Средневековья у с. Прядчино Амурской области//Традиционная культура востока Азии: археология и культурная антропология. Благовещенск, 1995. С. 49-54.
  • Гайко В. В. Этническая история чулымских тюрок XVI-XVII веков в трудах А. П. Дульзона//Омский научный вестник. 2009. № 1 (75). С. 32-35.
  • Гусева Л. Н. Левосторонний запáх одежды чжурчжэней//Россия и АТР. 2005. № 2. С. 99-103.
  • Данилов С. В. Жертвоприношения животных в погребальных обрядах монгольских племен Забайкалья//Древнее Забайкалье и его культурные связи. Новосибирск: Наука, 1985. С. 86-90.
  • Дашибалов Б. Б. Об этнической принадлежности могил саянтуйского типа Юго-Восточной Сибири//Археология и культурная антропология Дальнего Востока и Центральной Азии. Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 2002. С. 262-271.
  • Ивлиев А. Л. Погребения киданей//Центральная Азия и соседние территории в Средние века. Новосибирск: Наука, 1990. С. 42-63.
  • Именохоев Н. В. Раннемонгольская археологическая культура//Археологические памятники эпохи средневековья в Бурятии и Монголии. Новосибирск: Наука, 1992. С. 23-48. История Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. Т. 1. 328 с.
  • Кириллов И. И. Ундугунская культура железного века в Восточном Забайкалье//По следам древних культур Забайкалья. Новосибирск: Наука, 1983. С. 123-138.
  • Кузеева З. З. Головные украшения ногайских женщин XIX -начала XX в.//Вестн. Института истории, археологии и этнографии. 2014. № 1 (37). С. 166-187.
  • Кычанов Е. И. Монголы в VI -первой половине XII в.//Дальний Восток и соседние территории в Средние века. Новосибирск, 1980. С. 136-148.
  • Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск: Наука, 1984. 200 с.
  • Малая энциклопедия Забайкалья. Археология. Новосибирск: Наука, 2011. 365 с. URL: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id= 4961 (дата обращения 22.01.2014).
  • Народы Восточной Азии. М.; Л.: Наука, 1965. 1025 с.
  • Харинский А. В., Номоконова Т. Ю., Ковычев Е. В., Крадин Н. Н. Останки животных в монгольских захоронениях XIII-XIV вв. могильника Окошки I (Юго-Восточное Забайкалье)//Российская археология. 2014. № 2. С. 62-75.
  • Цэвээндорж Д., Баяр Д., Цэрэндагва Я., Очирхуяг Ц. Археология Монголии. Улаанбаатар: Institut archaeologic ASM, 2008. 239 с.
  • Dagur ündüsüten-ü tobči teüke. Kükeqota, 1989. 300 с. (на монг. яз.).
Еще
Статья научная