Поясные наборы Омского Прииртышья раннего и развитого средневековья (семантика и интерпретация)
Автор: Коников Борис Александрович, Симонова Ирина Леонидовна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Археология Евразии
Статья в выпуске: 3 т.8, 2009 года.
Бесплатный доступ
В отечественной науке отсутствуют обобщающие работы по поясным наборам Омского Прииртышья раннего и развитого средневековья. В целях решения данной проблемы нами обобщены сведения по поясным наборам потчевашской (V-VI - IХ вв.) и усть-ишимской (Х - первая треть ХIV в.) культур. Определены их основные черты, осуществлен поиск аналогий: для потчевашской культуры (Окунево III) - в комплексах VI-IХ вв. Башкирии и Прикамья, Средней Азии и Алтая; для усть-ишимской (Усть-Ишим I, Паново I, Малая Бича IV, Кипо-Кулары III) - в комплексах Х-ХIV вв. Прикамья, Приобья, Большеземельcкой Тундры. В раннем и развитом средневековье в Омском Прииртышье поясных наборов известно больше, чем в Нижнем, Сургутском, Томском и Новосибирском Приобье и Зауралье. В пределах одного памятника сосуществовали привозные наборы с юга (Алтай, Казахстан) и Запада (Прикамье). В раннем средневековье доминировали тюркские, в развитом - сросткинские. Отдельные пояса застегивались пряжками с традиционно местным оформлением - изображением «медвежья голова между лап» (Малая Бича IV) или зеркально удвоенными лосиными головками (Паново I). Данные изображения являются полиморфными. Сюжеты интерпретированы и охарактеризованы с точки зрения мифологических и шаманистских представлений об окружающем мире.
Омское прииртышье, раннее средневековье, потчевашская культура, развитое средневековье, усть-ишимская культура, поясной набор, пояс, бляшки-накладки, пряжка, полиморфное изображение, медведь, лось, мифологические представления
Короткий адрес: https://sciup.org/14737082
IDR: 14737082