Поэтика двойничества в тетралогии Ф. Абрамова "Братья и сестры"
Автор: Ковтун Наталья Вадимовна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 4 т.18, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется поэтика «двойничества» в тетралогии Ф. Абрамова «Братья и сестры». Анализ моделей двойничества позволил представить историческую, социальную, политическую действительность, минимальную структуру человеческого сообщества: «один-другой». В центре исследования ключевые образы тетралогии - Михаила Пряслина и Егорши Ставрова, воплотившие эсхатологическую русскую модель двойничества. Анализ героев-двойников осуществлен на фоне персонажной системы в целом. На уровне христианского контекста «близнечная пара» Михаил-Егорша включена в широкое семантическое поле. Егорша сравнивает названного брата с Христом, близнецом которого по легенде был апостол Фома, его имя имеет значение Близнец. Если Михаил устойчиво ассоциируется с Христом, то Егорша семантически отождествлен и с Иудой, и с Фомой (во всех коннотациях). Разрушение «деревенского лада», русский раскол актуализирует и еще один вариант двойничества: Георгий Победоносец и Егорий-бедоносец, который отражен уже на уровне имени персонажей. Борьба героев-«близнецов» за женщину, родовую землю и дом, получившая прочтение как противостояние Христа и Антихриста, св. Георгия и «худого Егорки» (оборотня), реализуется и как «русский» вариант - Фома и Ерема, в котором двойники проигрывают обстоятельствам. Крестьянская Русь оказывается в полоне цивилизации, и некому больше защитить ее, богатыри гибнут, святые покидают иконы. Отсюда общее ощущение неприкаянности, жизни «меж двор», когда героем современности становится «блудный сын», которому уже некуда возвращаться.
Ф. Абрамов, тетралогия «Братья и сестры», двойничество, Егорий Храбрый, Фома и Ерема
Короткий адрес: https://sciup.org/147227220
IDR: 147227220 | DOI: 10.15393/j9.art.2020.7623
Список литературы Поэтика двойничества в тетралогии Ф. Абрамова "Братья и сестры"
- Агранович С. З., Саморукова И. В. Двойничество; Миф как объект и/или инструмент интерпретации: сб. науч. ст. / сост. и общ. ред. И. В. Само-руковой. — Самара: ООО «Медиа-Книга», 2014. — 296 с.
- Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии / редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — М.: Мысль, 1989. — 336 с.
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Сов. Россия. 1979. — 318 с.
- Бахтин М. М. Дополнения к Рабле // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. — М.: Русские словари, 1997. — Т. 5: Работы 1940-1960 гг. — С. 112-113.
- Бахтина В. А. Борис Соколов и его неизвестный труд о русском духовном стихе // Б. М. Соколов. Большой стих о Егории Храбром: исследование и материалы. — М.: Наследие, 1995. — С. 5-26.
- Гюнтер Х. Странничество как экзистенциальная категория у А. Платонова // Wiener Slawistischer Almanach. — 2017. — Т. 80. — С. 153-175.
- Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. — Л.: Наука, 1973. — 303 с.
- Ермолин Е. Обнуление очевидностей. Кризис надежных истин в литературе и публицистике ХХ века. — Ярославль: Факел, 2019. — 244 с.
- Загидулина Т. А. Образ летчика в ортодоксальной советской литературе 30-х годов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2018. — № 1. — С. 89-92. DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-9-185-192
- Иванов В. В. Юродивый жест в поэтике Достоевского // Русская литература и культура Нового времени. — СПб.: Наука, 1994. — С. 108-133.
- Климова М. Н. От протопопа Аввакума до Федора Абрамова: Жития «грешных святых» в русской литературе / отв. ред. член-корреспондент РАН Е. К. Ромодановская. — М.: Индрик, 2010. — 136 с.
- Ковтун Н. В. Коммунар и страстотерпица как варианты жизненного самоопределения в романе Ф. Абрамова «Дом» // Характеры и судьбы: проза Ф. Абрамова: сб. науч. ст. — СПб.: Факультет филол. и искусств, 2010. — С 47-67. (а)
- Ковтун Н. В. Юродское странствие в поэтике Ф. Абрамова // Сибирский филологический журнал. — 2010. — № 3. — С. 93-102. (b)
- Ковтун Н. В. Богоборцы, фантазеры и трикстеры в поздних рассказах В. М. Шукшина // Литературная учеба. — 2011. — № 1. — С. 132-154. (a)
- Ковтун Н. В. «Идиллический человек» на перекрестках истории // Русский проект исправления мира и художественное творчество XIX — ХХ вв. / отв. ред. Н. В. Ковтун. — М.: Флинта-Наука, 2011. — С. 280-311. (b)
- Ковтун Н. В. Трикстер в окрестностях поздней деревенской прозы // Respectus Philologicus. — 2011. — No. 19 (24). — Рр. 65-81. (c)
- Ковтун Н. В. «Никольский» и «георгиевский» комплексы в повестях В. Г. Распутина // Универсалии культуры / отв. ред. Н. В. Ковтун, Е. Е. Анисимова. — Красноярск: СФУ, 2012. — Вып. 4. — Эстетическая и массовая коммуникация: вопросы теории и практики. — С. 60-85.
- Ковтун Н. В. Мотив блудного сына в современной традиционалистской прозе // Притча в русской словесности: от Средневековья к новому времени. — Новосибирск: Омега Принт, 2014. — С. 435-447.
- Крутикова-Абрамова Л. Федор Абрамов и христианство // Нева. — 1997. — № 10. —С. 75-76.
- Маркова Е. И. Творчество Николая Клюева в контексте севернорусского искусства. — Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН, 1997. — 312 с.
- Маркова Е. И. Творчество Николая Клюева в системе национальной культуры. («Георгиевский комплекс») // Николай Клюев: образ мира и судьба. — Томск: ТГУ, 2000. — С. 36-44.
- Мекш Э. Б. Образ Великой Матери (религиозно-мифологические традиции в эпическом творчестве Николая Клюева). — Даугавпилс: Saule, 1994. — 208 с.
- Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. — М.: РГГУ 1994. — 136 с.
- Меньшикова Е. Смех Протея: феномен гротескного сознания. — СПб.: Алетейя, 2015. —340 с.
- Панченко А. Русская культура в канун петровских реформ. — Л.: Наука, 1984. — 205 с.
- Платт К. История в гротескном ключе. Русская литература и идея революции. — СПб.: Академический проект, 2006. — 272 с.
- Подлубная Ю. С. Метажанры в русской литературе 1920 — начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория): автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2005. — 18 с.
- Пономарева М. Г. Особенности психологизма в творчестве Федора Абрамова // Федор Абрамов в XXI веке: материалы междунар. науч. конф. (24-26 февраля 2010). — Архангельск: Поморский ун-т, 2010. — С. 138-151.
- Раков А. В. Имя в «Беовульфе» // Творчество писателя и литературный процесс. Язык литературы и поэтика. Межвузовский сб. науч. трудов. — Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1995. — С. 120-129.
- Славянская мифология: энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — 416 с.
- Соколов Б. М. Большой стих о Егории Храбром: исслед. и материалы. — М.: Наследие, 1995. — 178 с.
- Терешкина Д. Б. «Четьи-Минеи» и русская словесность Нового времени. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. — 332 с.
- Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. — М.: Лабиринт, 1997. — 450 с.
- Hertz W. Der Werwolf. Beitrage zur Sagengeschichte. — Stuttgart: Verlag von A. Kroner, 1862. — 134 s.