Поэтика ужаса в творчестве Л. Андреева: рецептивный аспект
Автор: Боева Галина Николаевна
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 3 (148) т.2, 2015 года.
Бесплатный доступ
Разделяя идею о социокультурной природе эмоций, автор статьи анализирует рецепцию творчества Л. Андреева как следствие предельно эмоционального публичного дискурса эпохи русского fin-de-siecle, органичной частью которого являлись стиль и язык критики. Под ужасами понимались как ужасы социальные, эстетически освоенные еще натурализмом, так и ужасы, связанные с изображением иррациональных сил, владеющих человеком, - с ними познакомил читателя модернизм. В творчестве Андреева соединились обе эти линии, что и обусловило его литературную репутацию «певца ужасов». Поэтика страха уже привлекала внимание исследователей (С. Роле), однако автор статьи, дифференцируя понятия «страх» и «ужас» с помощью их философской интерпретации (Кьеркегор, Хайдеггер, Бердяев), предпочитает последнее. Поэтика ужаса в творчестве Андреева исследуется в статье в рецептивном аспекте - с привлечением критических откликов Д. Мережковского, А. Белого, И. Анненского, М. Волошина и других. Воплощение ужаса позволило писателю не только выразить свое мироощущение, но и стать эмоциональным камертоном массового читателя.
Леонид андреев, поэтика ужаса, рецепция, критика
Короткий адрес: https://sciup.org/14750882
IDR: 14750882
Список литературы Поэтика ужаса в творчестве Л. Андреева: рецептивный аспект
- Анненский И. Ф. Книги отражений//Анненский И. Ф. Избранные произведения. Л.: Худож. лит., 1988. С. 374-667.
- Белый А. Второй том//Собрание сочинений. Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей. М.: Республика: Дмитрий Сечин, 2012. С. 363-365.
- Бердяев Н. Диалектика божественного и человеческого. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. 680 с.
- Волошин М. Лекция «О художественной ценности пострадавшей картины Репина», которая была прочитана как публичная лекция на диспуте в Политехническом музее 12 февраля 1913 года//Волошин М. А. О Репине. М.: Оле-Лукойе, 1913. С. 13-33. Цит. по репринтному изданию: Харьков, 2010. С. 5-33.
- Дубин Б. Классика, после и рядом: Социологические очерки о литературе и культуре. М.: НЛО, 2010. 345 с.
- Икитян Л. Н. Художественный эксперимент как творческая стратегия в прозе и драматургии Леонида Андреева: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Симферополь, 2011. 20 с.
- Кантор В. Ужас вместо трагедии (творчество Франца Кафки)//Катарсис: метаморфозы трагического сознания. СПб.: Алетейя, 2007. С. 135-153.
- Кьеркегор С. Понятие страха//Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 113-248.
- Петрушкова Е. С. Мотив ужаса в прозе Леонида Андреева//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 3 (19). С. 90-98.
- Роле С. Страх в творчестве Леонида Андреева//Семиотика страха: Сб. статей/Сост. Нора Букс и Франсис Конт. М.: Русский институт: «Европа», 2005. С. 168-171.
- Стейнберг М. Меланхолия нового времени: дискурс о социальных эмоциях между двумя революциями//Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. М.: НЛО, 2010. С. 202-226.
- Хайдеггер М. Что такое метафизика?//Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 16-41.
- Частотный словарь Л. Н. Андреева/Авт.-сост. А. О. Гребенников; Под ред. Г. Я. Мартыненко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 398 с.