Покой для бога и покой для человека в связи со средневековым пониманием природы творца

Бесплатный доступ

Понятие покоя, взятое в смысле «свободы от чего-то», рассматривается в данной статье в контексте средневековой схоластики. Существует прямое отношение между покоем и блаженством. Интуитивное созерцание божественной природы человеком достигается после жизни - по ту сторону человеческой экзистенции как конечного сущего. Блаженство и покой ассоциируются с Благом, но так как мышление по своей природе является деятельностью (актом), то оно различно для Бога и для человека. Интеллектуальна активность (operatio) Творца в сравнении с конечным сознанием представляет собой сверх-деятельность, лишенную форм дискурсивного мышления. Мистики, такие как Майстер Экхарт и Ангелус Силезиус, писали о блаженстве, вечности и достижении Ничто. Для достижения благодати душа должна выйти за пределы сущего и существования. В этой ситуации субъект, так сказать, лишается самости, освобождает себя от какого бы то ни было вида активности. С точки зрения феноменологии, сознание субъекта интенционально, оно конституирует объект, следовательно, конечный интеллект всегда пребывает в акте, в отличие от интеллекта божественного, чей акт не представляет собой деятельность в расхожем смысле слова. Так что Бог в своем абсолютном покое недостижим для конечного сущего. Смысл земного покоя, как более низкого аналога покоя подлинного, образован на основании недостаточно проясненной идеи Абсолюта. Покой и блаженство суть регулятивные идеи экзистенции, конституирующие causa finalis ее жизни.

Еще

Покой, блаженство, схоластика, фома аквинский, майстер экхарт, сущность, бог

Короткий адрес: https://sciup.org/170175912

IDR: 170175912   |   DOI: 10.24866/1997-2857/2019-3/77-84

Список литературы Покой для бога и покой для человека в связи со средневековым пониманием природы творца

  • Августин Аврелий. О Троице: в пятнадцати книгах против ариан. Краснодар: Глагол, 2004.
  • Ангелус Силезиус. Херувимский странник. СПб.: Наука, 1999.
  • Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.
  • Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005.
  • Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.
Статья научная