Поле видения и направленность взгляда в художественной прозе М.А. Булгакова

Автор: Загидулина Татьяна Андреевна

Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil

Рубрика: Классическая литература: новый взгляд

Статья в выпуске: 2 (6), 2019 года.

Бесплатный доступ

Проблема и цель. В статье анализируются проблемы границ поля в дения булгаковского наблюдателя. Особое внимание уделено рассмотрению структуры, модификаций и смысловых вариаций этого поля. В работе произведен анализ семантики визуальных образов в ментальном и физическом планах (сон, галлюцинация, бред). В фокусе внимания психические и эмоциональные процессы, происходящие в сознании наблюдателя. Необходимым элементом исследования является мотив самоубийства как один из основных приемов визуальной техники наложения иллюзий. Методологию исследования составляют комплексный анализ образной структуры художественных текстов - циклов «Записки юного врача», «Записки на манжетах», а также «Театрального романа», обобщение и применение опыта исследования художественного произведения зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом. Визуальность в статье рассматривается в том числе и в нарративном ключе. Результаты.На основе структурно-типологического, культурологического, философского подходов описаны основные элементы поля видения булгаковского наблюдателя. Поставлен вопрос о ключевой роли визионера в раннем творчестве М.А. Булгакова. Заключение. Выявлена принципиально важная идея взгляда в себя, что дает повод осмысливать визуальные техники автора как фундамент, на котором он выстраивает конструкт текста.

Еще

Визуальность, наблюдатель, визионер, булгаков, нарратор, визуальные техники, поле видения

Короткий адрес: https://sciup.org/144161978

IDR: 144161978   |   DOI: 10.25146/2587-7844-2019-6-2-06

Список литературы Поле видения и направленность взгляда в художественной прозе М.А. Булгакова

  • А.П. Чехов и мировая культура: к 150-летию со дня рождения писателя: материалы международной научной конференции / под ред. Н.В. Изотовой, Е.В. Маслаковой. М.: Логос. 2010.
  • Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Серия литературы и языка. 1980. № 4.
  • Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Голос, 1995.
  • Голубков М.А. Русская литература ХХ века. После раскола. М.: Аспект-пресс, 2002.
  • Загидулина Т.А. Образ летчика в сатирической литературе 30-х годов (на материале романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»)//Сибирский филологический форум. 2018. № 2. С. 49-56.
Статья научная