Полевые исследования геологического отряда № 11 в Удорском районе
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/149127963
IDR: 149127963
Текст статьи Полевые исследования геологического отряда № 11 в Удорском районе
Отправляясь в экспедицию в Удорс-кий район республики, мы (геологический отряд № 11 — Т. П. Митюшева, fi. С. Симакова, В. С. Георгиева, Э. А. Некрасов) ожидали увидеть интересный и в геологическом отношении лесной край. Так и оказалось: бескрай-ниe лeca — ᴏснᴏвнᴏе богатство Удоры, очаровывающая красота рек Мезени и Вашки и, конечно, люди, открытые, гостеприимные.
Поездка на Удору, еще раз доказала нам, что у России, как известно, две главных беды — одна из них дороги. Трасса Айкино—Усогорск, длиной по карте 165 км, связывающая Удорский район с центром республики, на деле обернулась утомительнейшей, более чем 12часовой дорогой длиной не менее 430 км, проходящей через Архангельскую область. Нам пришлось плутать по многочисленным «бетонкам» лесозаготовителей, по ухабистым, разбитым грунтовым дорогам, а то и по вязкому и тряскому бездорожью. На пути совсем нет указателей, и редкие встречные машины были и радостью, и спасением, и доказательством, что «идем верным путем». В дороге мы строили предположения, что же ждет нас в самых отдаленных местечках Удорского района, куда и лежал наш путь, но оказалось, что внутри района дороги очень приличные, а в отдельных местах и замечательные, не хуже лучших наших междугородних. Значит, можем строить! В чем же тогда проблема трассы Айкино— Усогорск, функционирующей только зимой? По словам местных жителей — в одном-двух мостах.
Люди на Удоре, как и прежде, заняты лесом, и это, пожалуй, единственное, с чем связана экономика района. С большой теплотой они вспоминали времена, когда здесь работали лесозагови-тели из Болгарии и были построены большие поселки, комбинаты. Сельское хозяйство, как и везде в республике, в упадке: то здесь, то там видны разрушающиеся пустые скотные дворы и брошенные гаражи с ржавеющей техникой. Что и говорить, если в магазинах молочные продукты кировского производства (вспомним о многочасовой дороге сюда).
В задачи нашей экспедиции входило изучение гидрогеологических условий Мезенско-Вычегодского артезианского бассейна, минеральных вод в районе верхнего течения рек Мезени и Вашки, распределения стронция в поверхностных и подземных водах Притиманья.
Многочисленные источники минеральных вод (естественный очаг разгрузки минеральных вод) в районе Мезени и Вашки стали известны геологам не очень давно, хотя, по словам местных жителей, солепромыслы существовали здесь с незапамятных времен (о том говорят и сохранившиеся деревянные обсадные трубы и срубы). Использовались воды и как целебные. Минеральные воды (хлоридные, суль-фатно-хлоридные, сложного анионного состава, преимущественно натриевые и другие), содержащие специфические компоненты — железо, сероводород, бром, приурочены в основном к отложениям перми, залегающим под маломощным чехлом четвертичных осадков. В 1942 г. исследования минеральных вод Удоры были проведены М. А. Плотниковым, им было описано восемь источников. А. А. Чернов на Первой геологической конференции Коми АССР, состоявшейся в 1942 г., в докладе «Проблема солей Коми АССР» отмечал, что на основании сводной работы (имелась в виду работа A. E. Первухиной «Соляные источники Северного края»), где дана характеристика свыше 100 соляных источников по Северному краю, в Коми республике проектируется первоочередная скважина в Серегово, на которую, как считал А. А. Чернов, «нельзя возлагать очень большие надежды». Во вторую очередь рассматривается Удорский район с группой источников как наиболее интересный, затем Кулой и район Усть-Кулома.
К сожалению, не все источники минеральных вод, описанные М. А. Плотниковым, нами были найдены, но мы надеемся продолжить исследования в данном районе. Но и ныне обследованные источники невозможно было бы обнаружить без помощи местных жителей, вызвавшихся нам помочь: Анатолия Высоких из с. Глотово, Виктора Захарова из с. Ертом, Николая Лобанова из д. Мучкас, его сына и племянника. Большое им спасибо.
Одним из наиболее интересных исследованных нами объектов оказался источник минеральных вод Солаель, находящийся в 3 км от д. Мучкас. Посреди огромного болота — три озера, одно из них особое: посреди озера размером 150 х 50 м сохранилась деревянная обсадная труба и наблюдается са-моизлив воды сульфатно-хлоридного натриевого состава с минерализацией 3.7 г/л (температура воды 10 °С, рН 8.7). Соленые воды данного типа широко распространены в Мезенско-Вычегодском артезианском бассейне и связаны с выщелачиванием гипсов и ангидритов (вероятно, пермских) и реакциями
катионного обмена с водовмещающими породами. Мы отобрали пробы воды на различные виды химического анализа, которые будут проведены в Институте геологии Коми научного центра
УрО РАН. Остатки сооружений древнего солепромысла (по словам местных жителей, солеваренного заводика, построенного до революции, который впоследствии сгорел) и сейчас стоят посреди озера (остались лишь просоленные бревна, белые от налета солей). Однако эта соль была непригодна для пищевых целей, поскольку содержит много сульфатов. Вода и сейчас используется для лечебных целей. Ручей, истекающий из болота и впадающий в р. Мезень на левом берегу, носит название Солаельдин, воды его также имеют повышенную минерализацию. Место на р. Мезени, где река делает петлю, было привлекательным издревле. На правом берегу реки напротив д. Мучкас нам показали стоянку древнего человека, где археологами ведутся раскопки.
Как и в других районах Республики Коми, в разных частях Удор-ского района много брошенных в разные годы различными геологическими экспедициями скважин с самоизливающейся минеральной водой. Минерализация артезианских вод различного состава достигает 10 г/л и более. Некоторые из них используются населением и даже получили названия: солаель, солава. И опять приходится говорить об охране недр, о загрязнении и истощении запасов подземных вод.
Еще одной из задач, стоявших перед нашей экспедицией, было исследование используемых для водоснабжения поверхностных и подземных вод (четвертичного, триасового и пермского водо-

У заброшенной скважины
носных комплексов) для определения в них содержаний стронция. Эта проблема актуальна, поскольку в смежных с Республикой Коми районах Архангельской области установлены зоны повышенных содержаний стронция в пресных поверхностных и подземных водах, связанные преимущественно с разгрузкой подземных вод пермского водоносного комплекса. Пермские отложения данного района (мергели, алевролиты, известняки, доломиты и другие породы) содержат минералы стронция, лития, бария и др. При их растворении воды обогащаются этими элементами, а концентрации стронция могут значительно превышать нормативы ГОСТ и СанПиН. В России выявлены регионы с некондиционными водами в районах с целестиновой или другой минерализацией: Центральный район, Поволжье, flкутия. И то, что наша республика, где в Прити-манье (в Удорском, Княжпогост-ском, Усть-Куломском, Троицко-Печорском районах) широко распространены пермские отложения, не нашла свое отражение в перечне регионов с выявленными некондиционными водами (Приложение 3) в нормативных актах «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01», можно объяснить только отсутствием данных по нашему региону. Повышенные содержания стронция в воде и пище, обусловливают развитие деминерализации костей, вызывают «уровскую болезнь» у человека и животных. Мы отобрали 41 пробу воды, их анализ будет прове- ден в Институте геологии Коми НЦ УрО РАН. Следует отметить, что качество питьевых вод в отдельных населенных пунктах Удорского района вызывает особую тревогу, величина их водородного показателя достигает 9.5. Исследования по этой проблеме также планируется продолжить.
К. г.-м. н. Т. Митюшева
