Полевые исследования на территории Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) в 2023 году
Автор: Кандыба А.В., Павлов И.С., Лавров А.В., Павлова Н.И., Скрябин А.Н., Протопопов А.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: т.XXIX, 2023 года.
Бесплатный доступ
Реконструкция физико-географических условий в плейстоцене в Восточной Сибири с детальным изучением районов первоначального расселения и этапов освоения данной территории древними гомининами в рамках решения фундаментальной задачи проблемы освоения человечеством Евразии и проникновения на территорию Северной Америки является одной из важнейших задач палеолитоведения. Многие обнаруженные ранее археологические и палеонтологические находки изучены фрагментарно без учета литолого-стратиграфической ситуации. Определение палеоэкологической обстановки на обнаруженных объектах археологии и плейстоценовой фауны, характеристика взаимодействия палеопопуляций человека, природной среды и позднеплейстоценовой мегафауны обуславливают поиск новых археологических и палеонтологических объектов. Район разведочных работ 2023 г. был определен ранее имеющейся информацией о находках фаунистических материалов плейстоценового времени. Проведенные полевые исследования позволили локализовать место обнаружения подъемного материала, в том числе и археологического. Обнаруженный палеонтологический материал соответствует позднеплейстоценовому мамонтовому комплексу. Археологический материал представлен находками палеолитического и мезолитического облика. Таким образом, зафиксирован новый палеонтологический и археологический памятник на территории Чурапчинского р-на, что говорит о несомненной перспективности данного региона для обнаружения новых свидетельств присутствия человека в период плейстоцена. Многочисленные археологические и палеонтологические материалы предоставляют исключительную возможность для восстановления путей миграции и определения ресурсной базы первобытного населения и реконструкции культурных взаимодействий в пространстве и времени.
Центральная якутия, чурапчинский р-н, плейстоцен, мамонтовая фауна, каменная индустрия
Короткий адрес: https://sciup.org/145146579
IDR: 145146579 | DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0124-0127
Текст научной статьи Полевые исследования на территории Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) в 2023 году
Первые сведения о следах палеолитической эпохи в Центральной Якутии даны в работах А.П. Окладникова, который открыл ряд памятников на средней Лене, на территории Ленского и Олёкминского районов ЯАССР в 1940-х гг. [Окладников, 1946]. Позже Приленской археологической экспедиции в 1960-е гг. под руководством Ю.А. Мочанова на р. Алдан в результате широкомасштабных комплексных исследований на территории Алданского, Усть-Майского, Томпонского, Таттинско-го и Усть-Алданского р-нов была выделена дюктай-ская верхнепалеолитическая культура, наиболее ранние памятники которой (стоянки Эжанцы, Ихине I, II, Усть-Миль на р. Алдан) были определены возрастом 30–35 тыс. л.н., а основная масса памятников этой культуры имела возраст 25–10,5 тыс. л.н. [Мочанов, 1977]. Хотя существует точка зрения, что возраст дюктайской культуры не выходит за рамки сартанского стадиала [Питулько, Павлова, 2010].
На фоне изученных окружающих районов Центральной Якутии Чурапчинский р-н детальному изучению на предмет обнаружения палеолитических памятников не подвергался, несмотря на находки плейстоценовой фауны, как, например, обнаружение в 1972 г. почти полного скелета шерстистого носорога, получившего название чурапчинского [Лазарев, Тирская, 1975].
В 2023 г. районом комплексных полевых исследований стал бассейн среднего течения р. Хонду недалеко от районного центра Чурапча. Местность характеризуется типичным для Лено-Амгинского междуречья аласным рельефом и замедленными термокарстовыми процессами. Участок представляет собой высокую пойму меан-дрирующего русла, где была заложена зачистка у бровки склона, круто спускающейся к руслу реки. Высокая терраса расположена на высоте 3,5 м над урезом воды в реке в летнюю межень (к августу русло реки распалось на отдельные бочаги – «крики»). Зачистка была расположена на правом берегу реки и ориентирована лицевой стороной на юго-запад в месте концентрации подъемно- го палеонтологического и археологического материала. В связи с неровными границами между литологическими слоями, в скобках указана максимальная глубина границ слоев от дневной поверхности.
Стратиграфия зачистки:
Пойменный аллювий – 0–105 (112) см:
– гумус современной пойменной почвы – 0–5 см;
– алеврит светло-серый, тонкослоистый с редкими пятнами ожелезнения – 5–40 (50) см;
– погребенный гумусовый горизонт темного бурого цвета – 40 (50) – 42 (53) см;
– алеврит светло-серый тонкослоистый с многочисленными пятнами ожелезнения ржавого цвета. В кровле слоя в левой части стенки имеется заполненная пятнистым комковатым заполнителем нора грызуна видимым диаметром 5–6 см и глубиной 20 см, направлена от поверхности под углом примерно 20° к поверхности кровли слоя – 50 (54) – 75 (80) см;
– прослой торфа бурого цвета толщиной 2–5 см, разбудинированный на отдельные линзы – 75–80 см;
– темный алеврит тонкослоистый, с прослоем ожелезнения, включающий в себя прослой слоистого светло-серого алеврита повышенного ожелезнения с многочисленными пятнами ржавчины и хорошо выраженными зонами ортзандов на глубине 90–95 – 75 (80)–105 (112) см.
Старичный аллювий – 105 (112) – 220 (227) см:
– тонкослоистая толща темно-серых глин и светло-серых алевритов с 2 прослоями гиттии на глубинах 112–118 (в кровле слоя) и 180–186 см, нижняя граница неровная, с карманами, понижается к левой части стенки. Кровля слоя имеет коленообразное понижение границы в направлении левого края зачистки, перепад высоты составляет 7–8 см (обнаружен палеонтологический материал на глубине 195 см) – 105 (112) – 200 (205) см;
– песок светлый серо-желтый, среднезернистый, средней сортировки, тонко горизонтально слоистый, с деформациями крипового оползания и морозных деформаций грунтов (криотоурбации) с ундуляцией слоев до 4 см по вертикали; слой содержит тонкие прослои гумусированного суглинка, нижняя граница неровная, карманистая – 200 (205) – 220 (227) см;
– темно-серая глина горизонтально слоистая, нижняя граница полого волнообразная 220 (227) – 240 см.

Местонахождение Хонду. Археологический материал.
1 – полированный фрагмент ребра мамонта; 2 – фрагмент расщепленного бивня; 3 – отщеп из бивня; 4 – концевой скребок на пластине.
Переслаиваемая толща русловых, пойменных и старичных фаций – 240–310 см (видимая глубина):
-
– светло-серый мелкозернистый песок тонкослоистый с тонкими прослоями темно-бурого суглинка в нижней части (обнаружен палеонтологический материал) – 240–250 см;
-
– песок среднезернистый рыжий (русловой) – 250–260 см;
-
– песок рыжий грубозернистый, с мелкой дресвой – 260–267 см;
-
– прослой темно-бурой гиттии с фрагментами костей серо-бурого цвета – 267–270 см;
-
– прослой серого грубозернистого песка – 270– 272 см;
-
– суглинисто-алевритовый серый слой старичного аллювия (обнаружен палеонтологический материал) – 272–278 см;
-
– песок желто-рыжий грубозернистый; здесь найден кусок древесины рыхлой – 278–285 см;
– серый неслоистый суглинисто-алевритовый слой (обнаружен палеонтологический материал) – 285–310 см (нижняя граница видимая стоит на уровне воды, образованной от таяния мерзлоты).
Боковые стенки зачистки демонстрируют мощный 50–70 см чехол склоновых отложений из переотложенного пойменного аллювия (глубина 0–105 см). В связи с большой фациальной пестротой аллювиальных отложений и положением границ в нижней части толщи, отличающимся от горизонтального положения, строение толщи в левой и правой стенках шурфа имеет некоторые различия. В частности, в правой стенке зачистки видно сильно наклонное положение границ и слоя руслового грубозернистого песка (наклон в сторону современного русла под углом ок. 40°). Видимая над уровнем воды в шурфе мощность вреза превышает 50 см и заполнена темно-серым суглинком старичного аллювия. Этот изгиб слоев отражает положение русла реки и его врез в позднем плейстоцене: в предсартанское или предголоценовое (ранний-поздний дриас) время.
Обнаруженный палеонтологический материал включает видовой состав мамонтовой фауны. Остатки шерстистого мамонта Mammuthus primigenius (Blumenbach, 1799) включают корень зуба, фрагменты щепы бивня, фрагменты грудных и хвостового позвонков и сесамовидную кость. Обнаружен фрагмент ребра шерстистого носорога Coelodonta antiquitatis (Blumenbach, 1799).
Кости ископаемого бизона Bison priscus (Bojanus, 1827) представлены телом второго грудного позвонка с одним поперечным отростком, фрагментом лопаточной кости с краниальным и каудальными краями, тремя фрагментами зубов, фрагментом лопатки, представленной шейкой с суставной впадиной и надсуставным бугорком, двумя фрагментами ребра, дистальной фалангой задней конечности и правой плечевой костью.
Хорошо представлены ископаемые остатки, которые относятся к ленской лошади Equus lenensis
(Russanov, 1968). Были обнаружены фаланга передней конечности, первый шейный позвонок (атлант), пятый шейный позвонок, проксимальная часть левой ветви нижней челюсти с суставным эпифизом, фрагмент зуба, два фрагмента ребра, фрагмент трубчатой кости, крестец и кубовидная кость задней конечности.
Кости и фрагменты различных оленей (северный олень, косуля) представлены атлантом, неопределимыми фрагментами грудных позвонков, фрагментом лопатки с каудальным краем и остью, дистальным эпифизом пястной кости, фрагментом тела бедренной кости и фрагментом проксимальной плюсневой кости.
Также обнаружены фрагмент плечевой кости и резец крупного грызуна. Неопределимых фрагментов костей обнаружено 46 экз.
На участке русла реки, прилегающем к зачистке, обнаружен подъемный археологический материал: фрагмент бивня мамонта со следами расщепления и негативом снятия (см. рисунок , 2 ), два костяных от-щепа (один бивневый) (см. рисунок , 3 ), фрагмент сустава с резанным участком на суставной впадине и рубленный фрагмент трубчатой кости. Отдельно следует упомянуть фрагмент ребра мамонта (см. рисунок , 1 ), поверхность которого обладает сильной полировкой, видимо от интенсивной утилизации. Каменный инвентарь представлен мелким кремниевым отщепом и концевым скребком на пластине (см. рисунок , 4 ). Также были о бнаружены клиновидный нуклеус и фрагмент керамики с рубчатым орнаментом.
На данном этапе изучения можно характеризовать местонахождение Хонду как разновременной объект, включающий в себя плейстоценовый мамонтовый комплекс, а в археологическом плане находки представлены палеолитическими, мезолитическими и, вероятно, более поздними культурными включениями (фрагмент керамики может соотноситься с культурами раннего железного века).
Изучение каменного века Центральной Якутии важно для понимания сроков и характера первоначальной человеческой экспансии в Сибири и культурной адаптации человека к высокоширотному холодному климату, характера первоначального расселения и последовательности развития человеческих палеопопуляций в условиях меняющихся экстремальных палеоэкологических условий Восточной Сибири в позднем плейстоцене и раннем голоцене, установления значения мамонтовой мегафауны в качестве ресурсной базы палеолитических охотников. Быстрое распространение и относительное единообразие культуры древнего человека в Якутии во многом делает феномен первого освоения ее первым почти глобальным примером адаптации человека к экстремальным условиям на территории Азии. Популяции, осваивавшие территорию Якутии в условиях неоднократного изменения климата позднего плейстоцена и раннего голоцена, сохраняли стабильную и единообразную технологию утилизации камня и кости. В связи с этим большое значение имеет определение характера человеческих адаптаций к разнообразным ландшафтам и климату севера Якутии, отражающихся в характере использования и получения каменного и костяного сырья, стратегиях мобильности, способах жизнеобеспечения и поселенческой активности, взаимодействии с палеосредой.
Список литературы Полевые исследования на территории Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) в 2023 году
- Лазарев П. А. Тирская Н.Ф. Об остатках шерстистого носорога в селе Чурапча (Центральная Якутия) и о споровопыльцевых спектрах вмещающих их отложений // Палинологические материалы к стратиграфии осадочных отложений Якутии. - Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1975. - С. 60-65.
- Мочанов Ю.А. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1977. - 262 с.
- Окладников А.П. Ленские древности. - Якутск: Якут, гос. тип., 1946. - Вып. 2. - 186 с.
- Питулько В. В. Павлова Е.Ю. Геоархеология и радиоуглеродная хронология каменного века Северо-Восточной Азии. - СПб.: Наука, 2010. - 264 с.