Полиморфизм генов ферментов первой и второй фазы биотрансформации ксенобиотиков у больных раком желудка

Автор: Мартов С.И., Севостьянова Н.В., Дмитриева А.И., Кошель А.П., Степовая Е.А., Клоков С.С., Ракитин С.В., Залесная Е.В., Карпович А.В., Маевский Е.И.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Лабораторные и экспериментальные исследования

Статья в выпуске: 4 (40), 2010 года.

Бесплатный доступ

Представлены результаты исследования полиморфизмов генов CYP1A1, GSTT1, GSTM1, GSTP1 у больных раком желудка. Обнаружено повышение частоты вариантных генотипов гена CYP1A1 и генов глутатион-S-трансфераз GSTM1 и GSTP1 в группе больных раком желудка, по сравнению со здоровыми лицами, что может свидетельствовать о более высоком риске заболевания раком желудка для носителей данных генотипов. Более высокая встречаемость частоты вариантных генотипов и аллелей генов GSTM1 и GSTT1 среди больных раком желудка с наличием метастазов в лимфоузлах по срав- нению с больными с локализованным процессом, свидетельствует о том, что данные полиморфизмы могут способствовать прогрессированию опухоли.

Еще

Рак желудка, полиморфизм генов

Короткий адрес: https://sciup.org/14055659

IDR: 14055659

Текст научной статьи Полиморфизм генов ферментов первой и второй фазы биотрансформации ксенобиотиков у больных раком желудка

Гены GSTT1, GSTM1, GSTP1 кодируют различные формы глутатион-S-трансфераз – Т1, М1, Р1, а ген CYP1A1 – фермент арилгидрокар-бонгидроксилазу, участвующий в активации полициклических углеводородов. Эти ферменты участвуют в первой и во второй фазе биотрансформации ксенобиотиков, и в их функционировании выявлены значительные индивидуальные вариации, обусловленные полиморфными

Таблица 1

Материал и методы

В работу включено 90 больных РЖ (31 женщина и 59 мужчин, средний возраст – 59 ± 12 лет) и 231 здоровый человек (средний возраст – 49 ± 5 лет) только европеоидного происхождения, поскольку существуют значительные межрасовые различия в распределении исследуемых генотипов и аллелей [5, 10]. Исследование проводилось с разрешения комитета по этике Сибирского государственного медицинского университета (заключение № 583 от 19.03.07) в клинике НИИ гастроэнтерологии им. Г.К. Жер-лова ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава. Диагноз РЖ подтверждался гистологически, все пациенты подвергались оперативному лечению, при проведении которого уточнялась степень распространенности патологического процесса.

Материалом для исследования полиморфизмов генов CYP1A1, GSTT1, GSTM1, GSTP1 служила ДНК, выделенная из лейкоцитов венозной крови стандартным методом с использованием фенол-хлороформной очистки [5, 9]. В работе был изучен MspI-полиморфизм (Ile/Val) гена CYP1A1, делеционные полиморфизмы генов GSTT1 и GSTM1, однонуклеотидный полиморфизм гена GSTP1 в 5-м экзоне, приводящий к замене изолейцина на валин в положении 105 белка (Иле105Вал), методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) [3, 9]. При сравнении частот генотипов использовался стандартный критерий χ2 Пирсона либо двусторонний критерий Фишера, когда объем выборки не превышал 5 случаев. Относительный риск (OR) развития заболевания при определенном генотипе рассчитывался по стандартной формуле OR=a/b x d/c, где a и b – количество больных, имеющих и не имеющих мутантный генотип соответственно, и d и с – количество человек в контрольной группе, имеющих и не имеющих мутантный генотип. OR указан с 95 %-ным доверительным интервалом [6].

Результаты и обсуждение

Процесс биотрансформации ксенобиотиков включает в себя две последовательные фазы. Ферменты первой фазы CYP1A1 связывают

С.И. МАРТОВ, Н.В. СЕВОСТЬЯНОВА, А.И. ДМИТРИЕВА И ДР.

Таблица 2

Примечание: p– уровень статистической значимости различий параметров; OR– относительный риск.

Таблица 3

ксенобиотики с образованием мутагенных промежуточных метаболитов, таких как супероксид-анион-радикал и ароматические углеводороды, которые под действием ферментов второй фазы превращаются в нетоксичные продукты и выводятся из организма. В настоящее время установлено, что ключевую роль во второй фазе биотрансформации ксенобиотиков играют глутатион-S-трансферазы (GST), которые широко экспрессируются в тканях. Эти ферменты катализируют присоединение глутатиона к электрофильному центру разнообразных химических соединений, что приводит к потере токсичности и образованию более гидрофильных продуктов, которые в дальнейшем могут быть метаболизированы и выведены из клетки. GST обладают также некоторой пероксидазной активностью, благодаря чему играют важную роль во внутриклеточном связывании и транспорте большого числа как эндогенных, так и экзогенных соединений [8, 9, 12].

Для полиморфизма гена GSTT1 не было выявлено статистически значимых различий между больными РЖ и здоровыми лицами (табл. 2). Частота 0/0-генотипа GSTM1 у больных РЖ (53,3 %) статистически значимо превышала соответствующий показатель в контроле (40,3 %)

Частота вариантного генотипа Иле/Вал GSTP1, кодирующего синтез белка со сниженной ферментативной активностью, у больных РЖ более чем в 2 раза превышала аналогичный показатель для здоровых лиц (р=0,000). Подобные различия выявлены и при сравнении частот аллелей – 26,7 % и 15,4 % соответственно, р=0,000 (табл. 3).

Для анализа частоты распределения вариантных генотипов генов глутатион-S-трансфераз Т1, М1, Р1 у больных РЖ в зависимости от распространенности злокачественного процесса все больные были разделены на 2 группы: с наличием либо отсутствием лимфогенного метастазирования. Среди больных РЖ с метастазами частота гомозигот по 0/0-генотипу GSTT1 была статистически значимо выше, чем среди больных РЖ без метастазов, –28,6 % и 3,2% соответственно, p=0,001 (табл. 4).

Для больных РЖ с метастазами также характерна более высокая частота 0/0-генотипа гена GSTM1 , чем для пациентов без метастазов (75,0 % и 43,5 % соответственно, p=0,011). Для гена GSTP1 не обнаружено различий в распре-

Таблица 4

делении генотипов и аллелей у больных РЖ с локализованным и местнораспространенным процессом.

Заключение

Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП, мероприятие 1.2.1, ГК№ П805.

Статья научная