Политическая культура и социальный конфликт в КНДР: военная доктрина. Часть 2

Автор: Кабылинский Борис Васильевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Зарубежный опыт

Статья в выпуске: 8, 2017 года.

Бесплатный доступ

Почему Северная Корея регулярно и упорно проводит испытания баллистических ракет и всеми силами развивает ядерную программу? С позиций рядового пользователя Интернета активно высказываются самые абсурдные предположения, вплоть до констатации умопомешательства верховного главнокомандующего вооруженными силами КНДР. На самом деле еще Ким Ир Сен умело лавировал между СССР и США, добиваясь выгодных поставок оружия и гуманитарной помощи не только от социалистических, но и от капиталистических стран. Нынешний руководитель Северной Кореи Ким Чен Ын не стремится изобретать что-то новое во внешней политике: он эпатирует и провоцирует мировое сообщество до определенной степени и поддерживает в состоянии мобилизации свой народ и армию. По нашему мнению, необходимо иметь четкое представление о военной доктрине КНДР сонгун во избежание заблуждений при оценке событий на Корейском полуострове.

Еще

Закрытое общество, политическая культура, военная доктрина, конфликт

Короткий адрес: https://sciup.org/170168880

IDR: 170168880

Текст научной статьи Политическая культура и социальный конфликт в КНДР: военная доктрина. Часть 2

Д остоверной информации о политике сонгун в отечественных научных исследованиях, а тем паче в электронных ресурсах очень немного. Поэтому автор считает уместным строго следовать первоисточнику, чтобы представить ситуацию глазами северокорейского народа. Критическая рефлексия по данному вопросу и личные соображения автора приведены в конце статьи.

Каждому гражданину Северной Кореи известно, что родная страна – твердыня социализма на Востоке. В основе самобытности КНДР – политика сон-гун. По мысли Ким Чен Ира, сформулировавшего эту доктрину, военное дело является важнейшим государственным приоритетом и определяет армию как главную движущую силу истории. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что политика сонгун – вынужденная мера, навязанная КНДР враждебными силами. Во-вторых, политика сонгун является демократическим способом ведения политики при социализме и не имеет ничего общего с военной диктатурой – антинародным, фашистским способом ведения политики при кризисе капитализма. В-третьих, политика сонгун руководствуется идеями чучхе о самостоятельности народных масс, страны и нации.

Несмотря на то что политика сонгун утверждена около 10 лет назад, отдача приоритета военному делу и оружию укоренена в корейской традиции. Самосознание корейского народа крепко запомнило беды, постигшие страну в первой половине XX в. после утраты суверенитета и оккупации японскими империалистами – впервые за историю нации. С тех пор эталон общественного и политического устройства для северных корейцев – древнее государство Когуре, в котором царил дух постоянной военной подготовки. Примечательно, что основатель царства Когуре спустился с вершины священной горы Пэктусан, у подножия которой много веков спустя родился Ким Чен Ир. Эта трагедия стала горьким уроком и назиданием потомкам, напоминающими, что оружие и военная сила гарантируют независимость, суверенитет страны и нации.

Революционная борьба против японских захватчиков под руководством будущего великого вождя Северной Кореи Ким Ир Сена проходила под лозунгом:

«Революционным насилием – на контрреволюционное насилие!». С целью свержения японского империализма, достижения освобождения и независимости Кореи путь вооруженной борьбы был утвержден Ким Ир Сеном как приоритетный. Именно тогда было сформировано ядро идей политики сонгун, суть которой заключается в том, что в революционной борьбе народных масс против империализма и в стремлении к независимости нужно придавать важнейшее значение силе оружия. Для завоевания победы в революционной борьбе нужно вооружить народные массы, чтобы водрузить знамя революции силой оружия. Впоследствии из вооруженных партизан Ким Ир Сена была создана Корейская народная армия – главная движущая сила современной политики сонгун. Партия и государство были созданы Ким Ир Сеном позже, вследствие готовности выковывать собственные вооруженные силы и при опоре на них прокладывать путь к решению судьбы страны и нации.

После обретения независимости Кореи в августе 1945 г. страна вновь оказалась перед лицом внешней угрозы со стороны американской военщины. С целью разоружения японских войск уже в сентябре 1945 г. юг Кореи был оккупирован американскими войсками, и состоялось разделение страны по 38-й параллели, сохранившееся по сей день. Антикоммунистический настрой и американская пропаганда на юге страны с целью искоренения социализма на севере побудили Ким Ир Сена развивать оборонную промышленность и обеспечивать опережающее создание отечественной оружейной промышленности и регулярных вооруженных сил. Мудрое руководство Ким Ир Сена и героизм Корейской народной армии привели спустя 3 года к поражению американского агрессора, развязавшего войну в 1950 г. Столь досадное поражение спровоцировало американских военных разместить на юге Кореи к 1990 г. более 1 ракеты на 100 кв. км. Разумеется, все эти годы мудрый Ким Ир Сен укреплял обороноспособность, и упомянутая генеральная линия с отдачей приоритета военному делу десятки лет неукоснительно претворялась в жизнь.

Ким Чен Ир еще при жизни отца определил, что роль армии состоит не только в защите рубежей страны, но и подготовке революционных сил и ускорении строительства социализма в соответствии с лозунгом: «Партия решит – мы сделаем!». Тем не менее этот курс еще не назывался политикой сонгун до середины 1990-х гг. Только в конце XX в. окончательно утвердилась система управления государством с ее стержнем – Государственным комитетом обороны. По сути КНДР осталась последним оплотом авторитарного социализма на Востоке. После распада СССР американская военщина обрела бесконтрольную мощь мирового гегемона и стала разжигать пожар войны в государствах, попавших в сферу интересов заокеанских империалистов. Тогда же была введена экономическая блокада в отношении КНДР, и наступили так называемые годы «трудного похода». Даже в это время Ким Чен Ир продолжал считать, что преодолевать трудности необходимо не на стезе хозяйственного строительства, а укрепляя обороноспособность страны. Участь, постигшая Балканы, Ирак, Афганистан, Ливию, укрепила северных корейцев в мысли о том, как важно для современной страны уметь защищать и отстаивать суверенные интересы с оружием в руках. По воле великого руководителя политика сонгун стала стратегией, целью которой по сей день является защита социализма корейского образца в условиях существования империализма. В общем, сонгун – это всерьез и надолго, как сказал некогда классик революционной теории по схожему поводу.

Сущностные аспекты политики сонгун сводятся к тому, что суверенитет страны и нации гарантируются обороноспособностью. По этой причине верховный главнокомандующий Корейской народной армии Ким Чен Ир подавляющее большинство своих рабочих поездок в воинские части превратил в символ поли- тики сонгун. По сей день армия руководствуется идеологизированной и политизированной волей партии и вождя. В соответствии с доктриной сонгун любая страна, пусть даже и малая, определив военное дело в качестве важнейшего государственного приоритета, может располагать такими военными силами, которые вполне способны противостоять любым крупным силам противника. При этом народная армия – надежная опора власти и главная движущая сила жизнедеятельности страны. Ким Чен Ир определил военных, а не рабочий класс в качестве движущей силы революции за такие качества, как боевитость и организованность. Важно подчеркнуть, что армия не является единственным источником проводимой КНДР политики. По аналогии с императорской гвардией Наполеона, с народноармейцев следует брать пример широким массам, сливаясь с ними в одну могучую политическую силу. Кстати сказать, провозглашение политики сонгун неспроста совпало с кончиной Ким Ир Сена. Именно военные стали той силой, на которую мог опереться новый лидер, нацелившийся занять место отца на вершине пирамиды абсолютной власти. Расчет оказался точным, и Ким Ир Сен был утвержден в качестве вечного президента КНДР, а фактическим главой страны до конца жизни оставался глава Государственного комитета обороны Ким Чен Ир. С тех пор политика Северной Кореи и политика сонгун стали синонимами. Председатель ГКО является главой государства и занимает высшую служебную должность, направляет и контролирует в совокупности все вопросы политики, военного дела и экономики, организует и ориентирует дело защиты государственной системы, укрепления и развития обороноспособности страны в стремлении к тому дню, когда корейская нация вновь станет единой.

По мнению автора, военная доктрина КНДР предопределяет конфликтность форм внешней политики Северной Кореи в отношении окружающего мира. Страна утренней свежести, как ласково называют свою родину корейцы, представляет собой военизированное общество. Исторически Северная Корея в XX в. была вынуждена бороться против японских захватчиков и впоследствии оказалась между советским молотом и американской наковальней. Развивая и укрепляя вооруженные силы, Ким Ир Сен выполнял указания Москвы, разумеется, на советские деньги и благодаря гуманитарной помощи братских стран. После распада СССР преемник великого вождя Ким Чен Ир получил государство, находившееся на грани гуманитарной катастрофы. Только поддержка военных помогла великому руководителю сохранить власть и передать ее своему сыну. Нынешний глава КНДР Ким Чен Ын тонко балансирует между экономической изоляцией и капиталистической перестройкой под чутким контролем Китая. Пока что китайцам нужен северокорейский выступ, препятствующий усилению Японии и проамериканской Южной Кореи. Запуски ракет и ядерная программа КНДР на самом деле не нужны никому, кроме товарища Ким Чен Ына, стремящегося сохранить за собой политический вес и усилить позиции на переговорах о поставках гуманитарной помощи. Тем не менее представляется справедливым утверждать, что нынешнего правящего режима в Северной Корее без ядерного оружия давно бы не было. На самом деле северокорейская армия, по впечатлениям от посещения страны, не является грозной силой. В КНДР ломается решительно все – от телевизора и фена в отеле до туристического транспорта, отсутствуют современные компьютеры и электроника, используются допотопные тракторы и ручной труд. Только на гвардейцах, стоящих на страже вечного покоя великих вождей, не висит мешком военная форма. Автор убежден, что мощь северокорейских вооруженных сил – миф, иллюзия парадной мишуры в Пхеньяне. Голодной, технически отсталой стране, не имеющей опыта ведения боевых действий в современных условиях, нечего противопоставить проамериканским вооруженным силам на юге Кореи. Достаточно лишь взглянуть на пресловутую границу Севера и Юга по 38-й параллели, и все сразу становится ясно, когда взору предстают маленькие бараки напротив high-tech громады из стекла и стали. Естественно, северокорейские ракеты не долетят до Америки и даже до Токио, но проблема в том, что они наверняка долетят до Сеула. Кроме того, военно-политическое руководство КНДР не сможет скрыться за границей, потому что бежать ему попросту некуда, и оно будет сопротивляться агрессорам до последнего. Безусловно, войны до сих пор нет еще и потому, что России и Китаю не нужна заварушка у их границ. Наконец, после победы Юга неизбежно разразится гуманитарная катастрофа: северные корейцы совершенно беспомощны в современном мире. Автору статьи не повезло сидеть в ряду у туалета на рейсе из Владивостока в Москву, потому что пришлось объяснять жестами всем испытавшим физиологическую нужду северным корейцам, летевшим работать на стройку в столицу нашей родины, как открывается дверь в туалет самолета.

Военная угроза от КНДР будет исходить всегда. По крайней мере, до тех пор, пока у власти остаются члены династии Ким. Великий вождь Ким Ир Сен завещал бороться с империалистами, а его сын Ким Чен Ир работал по принципу «сытая армия – спокойный народ», поэтому сохранить культ личности вождей без бряцания оружием – невозможно. В идеологии и военной доктрине КНДР не предусмотрена возможность мирного общественного устройства. Граждане Северной Кореи должны всегда быть готовыми дать отпор агрессорам и нанести превентивный удар по приказу вождя. В данной связи возникает вопрос о том, какие формы социальных конфликтов являются базовыми в северокорейской повседневной жизни и культуре.

POLITICAL CULTURE AND SOCIAL CONFLICT IN NORTH KOREA: SONGUN WAR DOCTRINE

Part 2

Статья научная