Политическая температура как новый параметр мониторинга в государственном управлении стабильностью развития
Автор: Сулакшин Степан Степанович
Журнал: Сервис plus @servis-plus
Рубрика: Политические процессы и институты
Статья в выпуске: 4 т.7, 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья раскрывает новую для обществоведческих дисциплин категорию «политическая температура общества». Показан ее прогностический потенциал и возможности применительно к сфере государственного управления. Представлен расчет политической температуры в истории России и на современном этапе. Автор прослеживает зависимость государственных катастроф от изменения политической температуры общества
Политическая температура, политический спектр, государственное управление, революция
Короткий адрес: https://sciup.org/140210221
IDR: 140210221
Текст научной статьи Политическая температура как новый параметр мониторинга в государственном управлении стабильностью развития
Политический спектр страны [2, с. 62] является сложной интегративной характеристикой, которая отражает предпочтения гражданами конкретных позиций во всем наборе идей, мнений, подходов, существующих на данный момент в обществе. Политический спектр не является простым политологическим термином, в нем заложен большой прогностический потенциал, ведь состояние общества в определенный момент, многогранность или узкона-правленность идей, подходов, позиций лиц, принимающих решения, во многом определяет развитие страны в будущем.
Чем уже спектр, тем вероятнее застой и стагнация, так как отсутствие здоровой конкуренции идей, «замыленность» взглядов не позволяют рождаться наиболее эффективным реше- ниям. Чем шире спектр, чем больше разброс мнений, тем вероятнее разброд и анархия, потому что невозможен консенсус. В связи с этим замер политического спектра в стране, наблюдения за его изменениями могут дать представления о тенденциях в развитии страны, а также о возможных изменениях в будущем.
Замерить весь набор идей, мнений, подходов — задача трудновыполнимая. Однако существует индикатор, который чувствителен к политическому процессу в целом, — это отношение населения к решениям правящей верхушки, определяющим развитие дел в стране. В противовес социальной дихотомии, присущей простым социальным замерам с набором ответов «да/нет», выдвинутая модель не является монохромной, а включает
Рис. 1. Исторический вид политической температуры для России

Рис. 2. Характерный вид политического спектра
тельно курса правящего политического режима.
В целях количественного построения политического спектра была выбрана специальная шкала, где значение абсциссы означает следующие позиции: 1 — абсолютной лояльности выбранному политическому курсу, 6 — равнодушия, 11 — абсолютной оппозиционности. В промежутках имеют место полутона переходов от одной позиции к другой.
Из замеряемого разброса мнений по разработанным математическим формулам связи вычисляется так называемая политическая температура. Она характеризует активность общества. В периоды революционных переходов она максимальна. В противоположном случае «заморозки» общества политическая температура минимальна.
в себя широкую гамму позиций от категори- В истории России политическая температу-ческого pro до категорического contra относи- ра менялась различным образом. Резкие повы-

Рис. 3. Примеры расслаивающегося политического спектра для разных социальных групп
шения политической температуры приводили к революциям, снижения — к стагнации в развитии страны (рис. 1).
Замер политических предпочтений граждан проводился путем уличного опроса по общероссийской квотной выборке размером 1600 человек. Опрашивалось в основном городское население.
Проведенные замеры фиксируют сезонную изменчивость политической температуры, что свидетельствует об адекватности разработанной методики замера политического спектра и политической температуры, ее чувствительности к различным событиям и состояниям общества. Характерный вид политического спектра, по которому вычислялась политическая температура, представлен на рис. 2.
Получено, что отражение политического процесса в СМИ носит политически скошенный характер, диагностируются попытки подать «шумиху» на площадях как новое состояние страны, которое, как выясняется, неадекватно состоянию российского общества в целом. Опасения, что в обществе уже сегодня назрели революционные настроения, завышены. В этой связи очевидно, что «революционные» настроения насаждаются скорее искусственно, извне, настроения в обществе не соответствуют представлениям в СМИ.
Сдвиг распределения спектра от середины (высокой степени равнодушия) в сторону крайних позиций есть радикализация настроений в обществе, что является настораживающей тенденцией. Радикализация настроений при общей сравнительно равной численности противоборствующих лагерей негативным образом влияет на состояние дел в стране, со- зидательный потенциал социальной энергии общества, который характеризует политическая температура: он может обращаться в разрушительный, что может вести к политической нестабильности.
В период повышения политической температуры наблюдается расслоение политических предпочтений внутри отдельных групп респондентов, которые представляют собой идентичные социальные группы. Например, это явление отмечается для госслужащих, пенсионеров, жителей села, жителей больших городов. Примеры таких явлений приведены на рис. 3.
Анализ наряду с политическим процессом экономических и финансовых процессов показывает, что процессы, ведущие к повышению политической температуры, имеют характер, схожий с теми, которые предшествовали распаду СССР. Это дефицит бюджета, государственный долг (на сегодня конвертированный в корпоративный) в виде внешних займов, отягощенных политическими обременениями, а также внутренних, ложащихся на плечи населения. Провоцирование протестного настроения через сдерживание оплаты труда и доходов самозанятого населения и рост коммерческой нагрузки на бюджеты людей и семей через коммерциализацию образования, здравоохранение, тарифы ЖКХ и скрываемую инфляцию. Инфляция, официально объявляемая, исчисляется по 400 видам товаров и услуг. Инфляция, реально влияющая на семейный бюджет, должна исчисляться по 30 видам жизненно важных ежедневных продуктов и услуг (продукты, здоровье, образование, бензин, ЖКХ). Значение инфляции во втором случае в несколько раз превышает официальную.


Рис. 4. Подобие макроэкономических процессов для позднего СССР и современной России
Кривые критически важных показателей меняются на финише СССР и для современной России подобным образом (рис. 4).
Это позволяет прогнозировать в среднесрочной перспективе рост политической температуры и вероятности политической нестабильности.
Введенное понятие политической температуры является объективным показателем, который позволяет производить мониторинг состояния общества с точки зрения его политического потенциала, способного создавать нестабильность вплоть до революционного уровня. Текущее и среднесрочное прогнозное состояние общества оценивается как достаточно «подмороженное», но при этом разогревающе- еся. Общество начинает тяготеть к расслаиванию и радикализации, хотя пока это объективно еще не соответствует взрывным условиям.
Провоцирование протестного выхода народа на площадь и «похода на Кремль» носит пока искусственный характер и представляет собой проявление сценария «оранжевой революции [1].
Прогноз изменения политической температуры указывает на то, что потенциал отторжения существующего политического режима персонализированной власти постепенно нарастает, и это делает актуальными соответствующие коррективы в государственной политике России, отвечающие интересам широких (а не только элитарных) слоев населения.
Список литературы Политическая температура как новый параметр мониторинга в государственном управлении стабильностью развития
- Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Властная идейная трансформация. История и типология. М.: Научный эксперт, 2011.
- Сулакшин С. С., Бабченко О. С. Мониторинг и прогноз политического процесса методами спектрального анализа. М., Научный эксперт, 2005.