Политические истоки универсальных добродетелей в средней стое
Автор: Держивицкий Е.В., Перов В.Ю., Ларионов И.Ю.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 т.17, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию гражданско- политических истоков добродетелей в учении Средней Стои и причин, которые обусловили их постепенную трансформацию в универсально- личностные добродетели «стоического мудреца» Поздней Стои. Формирование политически ориентированных добродетелей было сформулировано и получило распространение во многом под влиянием деятельности Сципионовского кружка. В ходе исследования установлено, что уход от политической ориентации сопровождался постепенным отказом от идеи элитарности «добродетельного мужа», чей нравственный облик во многом был освящен «героическими идеалами» сопричастности к «божественному» Риму. Исторические перемены привели к тому, что общественная жизнь постепенно перестает быть «общим делом» и в политическом плане, и как должный моральный идеал. Идеи гражданских добродетелей теряю свою актуальность. Это способствовало смещению акцентов на вопросы личной нравственности, когда нравственное самообразование, как в смысле научения, так и формирования себя как добродетельной личности, принимает универсальный и общечеловеческий характер, поскольку становится уделом и личной заботой всех и каждого. Это находит свое выражение в идеях Поздней Стои, этические идеалы которой становятся всё более популярными в современном обществе.
Стоицизм, добродетели, гражданские добродетели, государственная идеология, римская республика, сципионовский кружок, цицерон
Короткий адрес: https://sciup.org/147241565
IDR: 147241565 | DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-1-305-323
Список литературы Политические истоки универсальных добродетелей в средней стое
- Boyancé, P. (1970) Etudes sur l'humanisme ciceronien. Bruxelles.
- How, W.W. (1930) "Cicero's ideal in his De Re Publica," Journal of Roman Studies 20, 24-42.
- Kidd, I.G. (1999) Posidonius. Volume III: The Translations of the Fragments. Cambridge University Press.
- Wood, N. (1988) Cicero's Social and Political Thought. Berkeley: University of California Press.
- Будет Сделано! (2022) https://willbedone.ru/category/podcast/ (дата обращения 17.09.2022)
- Гуторов, В.А. (1989) Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Ленинград: Издательство Ленинградского университета.
- Держивицкий, Е.В., Перов, В.Ю. (2018) «Императив bona fides и проблемы использования инвективы в политической борьбе поздней римской республике», ЕХОЛН (Schole) 12.2, 535-550.
- Держивицкий, Е.В., Перов, В.Ю., Положенцев, А.М. (2020) «Ultimum dilemma Брута или возможно ли моральное оправдание убийства Цезаря?» ЕХОЛН (Schole) 14.2, 374-393.
- Доватур, А.И. (1983) Политика Аристотеля. Аристотель. Сочинения в 4-х. тт. Т. 4. Москва: Мысль.
- Звиревич, В.Т. (1988) Цицерон - философ и историк философии. Свердловск.
- Ирвин, У. (2021) Радость жизни. Философия стоицизма для XXIвека. Пер. В. Горохова. Москва: Манн, Иванов и Фербер.
- Кнабе, Г.С. (2006) Проблема Цицерона. Георгий Кнабе. Избранные труды. Теория и история культуры. Москва-С.-Петербург: Летний сад.
- Кочеров, С.Н. (2016a) «Римский стоицизм как соединение этической теории и моральной практики», Этическая мысль 16.1, 31-45.
- Кочеров, С.Н. (2016b) «Стоический оптимизм Марка Аврелия», ЕХОЛН (Schole) 10.2, 559-570.
- Марк Аврелий. (1995) Наедине с собой. Размышления. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Под ред. В.В. Сапова. Москва.
- Натта, Дж. ван. М. (2021) Спокойствие. Стоицизм - путь мудреца. пер. Н.А. Завал-ковской. С.-Петербург: Питер.
- Пильюччи, М. (2017) Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь. Пер. И. Евстигнеевой. Москва.
- Поленц, М. (2015) Стоя. История духовного движения. Пер. В.М. Линейкина. С.Петербург.
- Полибий. (2005) Всеобщая история в сорока книгах. Кн. VI-XXV. Пер. Ф.Г. Мищенко. С.-Петербург. Т. II.
- Столяров, А.А. (1995) Стоя и стоицизм. Москва.
- Трухина, Н.Н. (1986) Политика и политики «золотого века» Римской республики (IIв. до н.э.). Москва.
- Утченко, С.Л. (1977) Политические учения Древнего Рима II-I вв. до н.э. Москва.
- Фриц, К. фон. (2007) Теория смешанной конституции в античности: Критический анализ политических взглядов Полибия. Пер. А.Б. Егорова. С.-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та.
- Холидей, Р. (2021) Стоицизм на каждый день. 366 размышлений о мудрости, воле и искусстве жить. Пер. Е. Поникарова. Москва: Манн, Иванов и Фербер.
- Цицерон (1994а) Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. Пер. В.О. Горенштейна. Москва: Научно-издательский центр «Ладомир». Т. I.
- Цицерон (1994b) О государстве. Цицерон. Диалоги. О государстве. Пер. В.О. Горен-штейна. Москва.
- Цицерон. (2000) О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков. Цицерон. О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков. Пер. Н.А. Федорова. Москва: Российск. гос. гуманит. ун-т.