Политические отношения во внутренней Букеевской орде в конце XVIII - начале XIX вв

Автор: Билецкая С.В.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Статья в выпуске: 6-1 (12), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена основанию Внутренней Букеевской Орды. Периоду становления политической власти и стремлению обособиться от российской администрации. Рассматривается период правления хана Букея и его сына Джангира.

Букеевская орда, внутренняя орда, хан, зякет, шаруа

Короткий адрес: https://sciup.org/140269098

IDR: 140269098

Текст научной статьи Политические отношения во внутренней Букеевской орде в конце XVIII - начале XIX вв

Междоусобия между отдельными родами и борьба султанов из-за получения ханского достоинства, происходившая во время управления Малой ордой хана Айчувака, вызвали отделение части этой орды, которая получила название Букеевской или Внутренней орды. Представитель ханского совета, сын хана Нурали, султан Букей стремился, как и его брат, султан Каратай, к достижению тем или иным путем ханского звания. Букей за свой ум, предприимчивость и смелость вызывал большую симпатию значительной части киргизов Малой орды. Он решил с преданными ему киргизами перейти в местность, называемую Нарын-Пески, которая располагалась на побережье Каспийского моря между низовьями рек Урал и Волга, которая была почти свободна после побега в 1771 году калмыков из России.

Впервые эта мысль возникла у Букея в 1797 году, когда он через барона Игельстрома О.А. выхлопотовал право кочевать киргизам Малой орды в указанной местности и разрешение на перевод небольшого числа находившихся здесь калмыков за реку Узень1. В 1799 году Букей начал готовиться к окончательному переходу на новые места и вместе с тем подал ходатайство через начальника Грузии и Астраханской губернии Кнорринга о предоставлении ему с подвластными киргизами Нарын-Пески в вечное владение, чтобы они могли селиться там. Также он просил о предоставлении сотни казаков с офицерами для сохранения порядка.

В том же году, осенью, Букей с киргизами, главным образом байулинского поколения, численностью от 7000 до 10000, окончательно обосновался в Рын-Песках2. Место представителя в ханском совете, вследствие перехода Букея на жительство в Россию, было предоставлено также сыну хана Нурали султану Урману. Так как Букеевская орда в течение 75 лет находилась в ведении главных начальников Оренбургского края и оренбургской пограничной комиссии, впоследствии тургайского областного правления.

Впервые букеевцы поселились на прибрежье Каспийского моря. По мере же увеличения населения и развития скотоводства, кочевые киргизы распространились к северу, заняли Нарын-Пески и луговые части Узеней, Чижей и Торгуна, так что правительство нашло необходимым оградить дальнейшие захваты земель. Законом от 19 мая 1806 г. определили границы земель, на которых могли кочевать киргизы. Пространство земель, дарованных в постоянное пользование киргизам Букеевской орды после перехода из-за Урала, определялось в 5377743 десятины.

В 1812 году Букей был возведен в ханское достоинство. Церемония проходила в городе Уральске. Умер Букей в 1815 году и был похоронен на урочище Сиеть-Баяне. На место Букея был избран его сын Джангер, но в силу малого возраста до 1824 года ордою управлял его дядя Шигай Нуралиханов. В 1824 году Джангер был возведён в царское достоинство.

Джангер обложил киргиз податью - зякетом, установленным Кораном, который шел в личное пользование Джангеру. Он организовал сбор налога в виде добровольного подношения скота, установил сбор кошмами, по одной трехсаженной кошме с кибиток или по три рубля серебром за белую и по два рубля за серую. Джангер для увеличения своих доходов переманивал на жительство в Букеевскую орду киргиз из-за Урала, население быстро увеличивалось, из-за чего появился недостаток в земельных угодьях3. Землями, пожалованными в 1806 году, Джангер распоряжался как своей собственностью: 400000 десятин оставил себе, а часть раздарил своим родственникам. Народ был недоволен и неоднократно поднимались восстания4. В 1829 году, обвиняя Джангера «в небрежении к пользам народа», взволновал орду Каип-Галий Имамов, известный между казаками и киргизами под сокращённым именем Кайбала. Собрав несколько тысяч приверженцев Кип-Галий хотел перейти за Урал, уральские казаки под командованием атамана генерал-майора Бородина не пустили его. В начале марта казачий отряд выступил из Горской крепости и встретился с киргизами в степи, недалеко от Урала. Знакомые друг с другом генерал Бородин и султан Каип-Галий организовали переговоры. Бородин уговорил Каип-Галия оставить затею, которая могла привести только к кровопролитию. Каип оставил киргизов, которых вел за Урал, велев им разойтись по кочевкам, а сам с Бородиным уехал в Уральск, а затем в Оренбург.

Хан Джангир рассматривал Внутреннюю орду как своё поместье, собственное владение, где он обладает практически неограниченной властью над простыми казахами. Высший авторитет в Орде был только у хана, а родоправители – старшины, бии и султаны – находились в полной зависимости5. В 1839 г. Джангир являлся в Петербург с депутатами и ходатайствовал об утверждении ханского достоинства в его роде, объясняя, что этим способом будут устранены те происки султанов и старшин, которые влекут за собой волнения народа.

В Орду хан перенёс аналогичную русской систему поместного хозяйства. Общественные земли отдавались во владения частным лицам, раздавались в награду за службу местным начальникам и продавались за деньги. Без земли оказалась часть населения Внутренней Орды, многие были вынуждены арендовать их в русских губерниях6. Широкое распространение получили отработки, земля стала объектом торговли. Политика распределения земель привела к обнищанию большой массы казахов ( шаруа ) в результате отсутствия достаточного количества пастбищ. Эта аграрная политика обострила социальные отношения, что в итоге вылилось в массовое восстание.

Правительство старалось пробудить у кочующих подданных охоту к осёдлости. Джангир первый подал пример к домообзаведению и побудил родоначальников и некоторых старшин к постепенному устройству на зимовках домов и землянок с хозяйственными приспособлениями. Казахи же не только не чувствовали расположения к осёдлости, но и много раз пытались снова уйти за Урал, но были удержаны силой оружия.

В политические цели имперского правительства не входило усиление власти Джангира и произвольное, бесконтрольное господство султанов во Внутренней Орде. Но, принимая во внимание преданность Джангира и его роль в управлении Ордой и считаясь с тревожным состоянием казахского народа, пограничная русская администрация выжидала удобного времени для проведения мероприятий по административному переустройству Орды. В 20-е гг. XIX в. во всех подчинённых России областях Казахстана была упразднена ханская власть, но традиционное ханское управление было сохранено во Внутренней орде. Правительство только учредило в 1827 г. из виднейших представителей родов Ханский совет, что сокращало ханские полномочия.

Список литературы Политические отношения во внутренней Букеевской орде в конце XVIII - начале XIX вв

  • Аспандияров Б. Образование Букеевской орды и ее ликвидация. Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2007. - 345 с.
  • Букеевской Орде 200 лет. Книга 1. - Алматы: издательство «Өлке», 2001. - 320 с.
  • Добросмыслов А.И. Тургайская область. Исторический очерк. Ч.2. - 421с.
  • Джангер, хан Внутренней Киргизской орды // Букеевской Орде 200 лет. Алматы: издательство «Өлке», 2001. - 236 с.
  • Касымбаев Ж.К. Социально-экономическая история дореволюционного Казахстана. Алматы: Алма - ата, 1978. - 108 с.
  • Сулейменов Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в XVIII-начале XIX века.- Алма-Ата, Наука, 1981.- 247с.
Статья научная