Политические репрессии в отношении священнослужителей Чесанского дацана Хоринского аймака (1920-1930-е гг.)

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме репрессивной политики государства, которой были подвергнуты жители Бурят-Монгольской АССР. Особое внимание уделено буддийскому духовенству, которое подверглось репрессиям с особой жестокостью. Опираясь на материалы «Книги Памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия», были выявлены данные о жителях с. Чесан, а именно - ламах Чесанского дацана.

Политические репрессии, бмасср, буддисты, чесанский дацан, лама

Короткий адрес: https://sciup.org/148315796

IDR: 148315796   |   DOI: 10.18101/2305-753X-2017-3-68-71

Текст научной статьи Политические репрессии в отношении священнослужителей Чесанского дацана Хоринского аймака (1920-1930-е гг.)

Репрессивная политика в СССР в 20–30-е гг. XX века также присутствовала в Бурятии и имела свои характерные особенности. Особое внимание уделялось священнослужителям. В данный период на территории Бурятии имелось несколько религиозных течений. Традиционными конфессиями можно назвать буддизм, православие, шаманизм и старообрядчество [2].

Историческая наука достаточно давно и активно занимается изучением истории репрессивной политики СССР. Публикуются как новые исследования, так и собрания документов, ранее хранившиеся под грифом «секретно» [3].

Что касается современной историографии, то огромное исследование в данной теме представляется в монографии И. С. Цыремпиловой [5], вышедшей в 2000 г. Монография представляет собой широкое исследование истории отношений государственной власти с религиозными объединениями в Бурятии с 1917 по 1940 г. В работе используются ранее неопубликованные и неизвестные архивные данные. Не обойдена вниманием и тема политических репрессий в отношении служителей культа. Приводятся данные об арестах священнослужителей, о тех, кто был вынужден сложить с себя религиозную власть, а также данные о закрытых зданий культа.

Особое значение для нашего исследования имеет диссертационное исследование Э. Б. Цыжипова на тему «История политических репрессий в Бурят-Монголии. 1928–июнь 1941 гг.». Одна из глав исследования посвящена анализу отношения государства и религиозных объединений, в которой автор подробно рассматривает статус буддийского духовенства в период политических гонений [4].

Советская антирелигиозная политика 1920–1930-х гг. была неотъемлемой частью создания социалистического общества. Проводимая официальными властями политика имела четкие цели и проводила данные кампании в рамках обязательной коллективизации сельского хозяйства. Все это в значительной степени определялось задачами кампании, сводившимися к решительной консолидации позиций религии в Бурятии, борьбе с религиозностью населения, в особенности сельского, жесткой ломке духовных устоев. Вся религиозная политика, особенно ее методы и способы проведения, носили жесткий антирелигиозный характер. Также наблюдается произвол со стороны местных властей в отношении религиозных объединений. Антирелигиозная кампания затронула все конфессии, присутствовавшие в Бурятии, в особенности буддизм [4].

Всего в Бурятии было репрессировано более 20 тысяч человек. Многие уроженцы Бурятии подверглись репрессивной политике за пределами республики, а их дела хранятся в архивах других регионов России. В рамках исследовательского проекта нами был проведен анализ документов архива ФСБ и ИЦ МВД Республики Бурятии, в результате которого были выявлены списки реабилитированных граждан из БМАССР, проживающих в Иркутской области и Забайкальском крае. Это цифра составила более 12 750 человек [1].

Работа над списками позволила выявить социальное положение и род занятий репрессированных. Обнаружено, что репрессиям подвергалось и духовенство. По мнению исследователей, в Республике Бурятия было подвергнуто репрессиям: 1 864 — ламы, 101 — православный священник, 11 — уставщики [5]. В списках Книги Памяти имеется информация о 951 буддийском ламе, 28 православных священнослужителях [1].

В нашей статье рассмотрена история Чесанского дацана и судьбы лам. Че-санский дацан расположен в селе Чесан, Кижингинского района Республики Бурятия. Тибетское название —Гандан Чоймпэллинг. Строительство дацана началось в 1827 г. В библиотеке Дацана хранились редкие книги: 2 комплекта «Ганд-жур» в 108 томах, 2 комплекта «Данджур» в 226 томах, а также 12–15 тысяч других буддийских текстов и несколько тысяч буддийских изображений. Позже, в 1921 году, был построен дацан в местности Шулута — Шулутский дацан. В этих двух дацанах проводили службы-хуралы более 600 лам и хувараков. Здесь служили высокообразованные ламы, а также эмчи-ламы (врачи) и астрологи [6]. В 30-е гг. XX в. дацан был закрыт, как и большинство дацанов того времени. Постановлением № 87 Президиума Верховного Совета БМАССР от 31 июля 1938 г. дацан был ликвидирован, ламы и хувараки репрессированы, некоторым удалось бежать в Монголию.

Используя анкетные данные уголовных дел, мы выяснили, что из Чесанско-го сомона было арестовано 52 человека, из которых 20 — ламы. Большинство лам были репрессированы в довольно преклонном возрасте. В возрасте от 50–70 лет — 10, 30–50 лет — 8 лам. Данных о возрасте 2-х лам на момент ареста нет.

Многие ламы были осуждены по нескольким статьям, самой распространенной была статья 58–10 — пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти, или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений [1]. По данной статье было осуждено 18 лам. По статье 58–11 — всякого рода организационная деятельность, направлен- ная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой [1], было арестовано 12 лам.

Меры наказания так же были различны: на 10 лет лишения свободы были осуждены — 3, на 5 лет лишения свободы — 1, подверглись ВМН (высшей мере наказания) — 4, у 10 лам дела были прекращены по разным причинам.

С 1987 г. в СССР начинается новый виток в процессе реабилитации жертв политических репрессий, это связано с образованием Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30–40-х и начала 50-х гг. XX века.

По сути, именно на этом этапе начинается действительная (законодательная) реабилитация жертв политических репрессий, и сам процесс реабилитации приобретает правовой смысл. 16 января 1989 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х гг.», а 14 ноября 1989 г. была принята декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечение их прав». Следующий этап — это закон 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», в котором было положено начало массовым реабилитациям.

Большая часть реабилитированных приходится на период с 1991 по 2003 г. Из Чесанского дацана в этот период были реабилитированы в 1989 г. — 4, в 1991 г. — 1, в 1992 г. — 4, в 1993 г. — 11 лам.

Таким образом, анализ указанных источников позволил увидеть механизм репрессивной политики советской власти, направленный на религиозные объединения в БМАССР, а конкретнее — на буддийское духовенство Чесанского дацана.

Список литературы Политические репрессии в отношении священнослужителей Чесанского дацана Хоринского аймака (1920-1930-е гг.)

  • Книга Памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия / Правительство Республики Бурятия, Бурятская Ассоциация жертв политических репрессий, Бурятский государственный университет; сост. С. В. Васильева [и др.]; науч. ред. К. Б.-М. Митупов. Улан-Удэ: 2007-2012. Т. 1-7.
  • Религиозные организации Республики Бурятия: словарь-справочник / С. В. Васильева и др. Улан-Удэ, 2011. 238 с.
  • Фартусов Д. Б. Репрессивная политика Советского государства в отношении старообрядцев Бурят-Монгольской АССР в 1930-е гг. // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VI Междунар. науч.практ. конф. (Улан-Удэ, 7-8 августа 2015г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. С. 143-148.
  • Цыжипов Э. Б. История политических репрессий в Бурят-Монголии. 1928-июнь 1941 гг.: дис.. канд. ист. наук/ Э. Б. Цыжипов. Улан-Удэ, 2006. 196 с.
  • Цыремпилова И. С. Религия и власть в Республике Бурятия: история взаимоотношений (1917-1940гг.). Улан-Удэ: Издат.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2000. 162 с.
  • Чесанский дацан в Республике Бурятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russianroutes.ru/svyatyni-i-khramy/chesanskiy-datsan-v-respublike/ (дата обращения 14.10.17).
Еще
Статья научная