Политические взгляды в творческом наследии Г.В. Баева (1905-1917гг.)

Автор: Дарчиева Светлана Валерьевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Персоны

Статья в выпуске: 10, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются политические взгляды видного представителя осетинской интеллигенции и общественного деятеля Георгия Васильевича Баева (1869-1939). Г.В. Баев был убежденным либералом и в проведении демократических реформ видел единственный путь создания прочного конституционного государства. Он добивался справедливого решения земельного вопроса, благодаря его усилиям были открыты первые сельские банки и заложены основы кооперативного движения в Осетии. Неоценимой заслугой Г.В. Баева является организация книгоиздания на родном языке. Анализ экономической и политической публицистики Г.В. Баева позволяет сделать вывод о прогрессивном характере выдвигаемых им идей. Многие из них до сих пор не потеряли своего значения и могут быть использованы для развития экономики и местного самоуправления в современной России.

Еще

Терская область, городской голова, владикавказ, кавказ, социально-экономические и политические преобразования

Короткий адрес: https://sciup.org/170167211

IDR: 170167211

Текст научной статьи Политические взгляды в творческом наследии Г.В. Баева (1905-1917гг.)

Г еоргий Васильевич Баев – один из ярких представителей осетинской интеллигенции начала XX в., крупный общественный деятель, адвокат, писатель, публицист, политик. Г.В. Баев родился в 1869 г. в многодетной семье. В 1894 г. он окончил юридический факультет Новороссийского университета и, вернувшись во Владикавказ, стал работать адвокатом. Одновременно он возглавил Общество по распространению образования среди горских народов. В 1905 г. Г.В. Баев был избран депутатом в городскую думу, а в 1912 стал городским головой Владикавказа и работал в этой должности до 1920 г. Февральская революция воодушевила Г.В. Баева, однако Октябрьскую он не принял и в 1922 г. эмигрировал в Германию. В 1926 г. он получил приглашение Берлинского университета им. Гумбольдта, где стал читать лекции по осетинскому языку и литературе. В апреле 1939 г. немецкая общественность прощалась с доцентом университета им. Гумбольдта Георгом (Гаппо) Баевым 1 .

Вторую половину XIX и первую четверть XX в. можно, без сомнения, назвать временем национального возрождения Осетии. Буржуазно-демократические реформы и социально-экономическая модернизация российского общества трансформировали традиционный уклад жизни, повысили мобильность населения Осетии, расширив горизонты культурного взаимодействия. Это был период становления осетинской интеллигенции, которая сформулировала национальную идею и задачи просвещения народа. Осетинская интеллигенция выдвинула целую плеяду выдающихся представителей литературы, науки и общественной мысли: Аксо Колиева, Коста Хетагурова, Ахмеда Цаликова, Афако Гассиева, Махарбека Туганова и многих других. Г.В. Баев занимает в этом ряду почетное место.

Жизненное кредо Г.В. Баева было сформулировано им в лаконичной, но очень емкой фразе: «То, что мы пишем и думаем, – ничто, живут только наши действия для сохранения и умножения общего блага» 2 . Он деятельно берется за разрешение многих важных проблем, касающихся жизни горцев, и посвящает всего себя этому благородному делу. В центре внимания Г.В. Баева вопросы экономики, государственного устройства, социальной структуры, военного дела, политики, культуры, быта.

Г.В. Баев был убежденным либералом и считал, что единственный путь для со- здания прочного конституционного государства – проведение демократических реформ. Он добивался справедливого решения земельного вопроса, открыл первые сельские банки, заложил основы кооперативного движения в Осетии, видя в нем единственное средство поднять благосостояние народа. Его стараниями было организовано книгоиздание на родном языке.

Г.В. Баев никогда не ставил свою позицию в зависимость от официальной точки зрения или начальственного мнения. За активное участие в митингах и демонстрациях в период революции 1905 г. начальник Владикавказского округа полковник Вырубов называет «Баева неблагонадежным и вредно влияющим на осетин» [Революция… 1980: 173]. Начальник Терского областного жандармского управления Р.К. Шпицбарт, докладывая своему начальству о политическом состоянии области на 1 октября 1905 г., отмечал, что «в Терской области непосредственное влияние революции ощущалось только во Владикавказе, где осетинская интеллигенция, в частности помощник Владикавказского городского головы Г.В. Баев, дискутировала на тему автономии Осетии и демократического переустройства России» [Революция… 1980: 173]. Однако необходимо отметить отсутствие достаточных документальных свидетельств о причастности Г.В. Баева к социал-демократии, и гораздо больше оснований говорить о его верности идеалам буржуазной демократии.

Г.В. Баев – один из авторов «Петиции осетин» к наместнику на Кавказе И.И. Воронцову-Дашкову от 20 июня 1905 г., в которой были отражены и насущные общественно-политические вопросы местного значения (введение широкого местного самоуправления; замена администрации осетинского округа и участков выборными лицами из осетин; снятие лесных штрафов; право ношения оружия разного образца и т.д.), и общедемократические требования (немедленный созыв народного представительства; равенство всех перед законом; свобода слова, печати, совести; всеобщее и обязательное бесплатное обучение и т.д.) [Революция… 1980: 89-90]. Эта петиция указывает на очень высокую политическую активность осетинской интеллигенции, которая являлась проводником данных идей в массы.

Одной из первоочередных задач властей на Северном Кавказе было проведение земской реформы, имевшей большое значение для экономического и политического развития края. Прежде чем приступить к введению земства, кавказская администрация предложила обсудить намечавшиеся преобразования на местах. Канцелярия наместника разработала план созыва особых временных окружных и областных совещаний по вопросу о введении земства с привлечением к обсуждению представителей местного населения. В общественном мнении Терской области преобладала точка зрения, согласно которой только земство, выбранное на широких демократических началах с равномерным представительством всех народностей области, в состоянии заботиться одинаково обо всех группах населения и дать возможность населению приобрести материальный достаток и «культурные понятия» [Ткачев 1911].

Вопрос о введении земских учреждений в Терской области возникает в публицистике Г.В. Баева с 1896 г. и в дальнейшем занимает видное место в его трудах и общественной деятельности. Он неоднократно поднимал этот вопрос как на страницах местной газеты «Терек», так и в столичной прессе: в газетах «Право», «Пятигорский листок», «Кавказский вестник». Публикации Г.В. Баева не оставались незамеченными и подготавливали общественную мысль к необходимости введения земства в регионе. В проекте «О введении земских учреждений в Терской области», представленном наместнику на Кавказе И.И. Воронцову-Дашкову, Г.В. Баев предложил начать с округов, подготовленных для проведения реформы, таких как Владикавказский и Нальчикский, причем так, чтобы «представители племен, проживающих там, при выработке положения имели возможность лично вложить свой труд, свое умение, тогда самоуправление будет понятно, любезно народу, а не чуждо по духу, беспочвенно по идее и разорительно по своему налоговому бремени»1. По мнению Г.В. Баева, «только на прочном базисе широкого местного самоуправления возможно создание прочного конституционного государства, возможно сохранить хорошее старое и в полной мере воспользоваться работою человеческого гения в великом деле обновления жизни»1. Особую ценность представляют обращенные к государственной власти мысли Г.В. Баева о том, что местное земское самоуправление должно быть основано на краевых особенностях, сохраняя определенную самостоятельность: «только такое местное самоуправление послужит центром политического развития населения и школою истинного гражданского самосознания»2.

Однако, несмотря на все эти усилия, земское самоуправление в Терской и Кубанской областях не было введено, т.к. Военное министерство и МВД выступили против, считая, что эта форма самоуправления не подходила казачеству, что фактически делало ее недоступной для других жителей Терской и Кубанской области 3 .

Георгий Васильевич с 1894 г. по долгу службы и личной инициативе посещает все народные собрания осетин Владикавказского округа, на которых поднимались масштабные вопросы, касающиеся нужд населения края, особенно улучшения его правового состояния.

В небольшой по объему статье «Заметка о старшинах» Г.В. Баев поднимает важные вопросы административно-управленческого характера (должностные преступления среди чиновничества, всевластие начальствующих лиц, бесчестие и беззаконие местной администрации), отмечая оторванность чиновников от жизни общества: «Могут ли наши сельские общества поддерживать такой состав старшин, ничего не имеющий общего с их интересами, не имеющий никакого представления о должности и обязанностях старшины и заинтересованные только в возможности временно урвать из общественных сумм свое жалованье или путем взяток и поборов поправить свои обстоятельства» 4 . Г.В. Баев понимает, что чиновничество является действенным посредником между властью и обществом, поэтому целесообразность деятельности бюрократии он не подвергает сомнению. Он лишь указывает на издержки в работе чиновников и способы их искоренения. В качестве действенного способа решения проблемы Г.В. Баев предлагает предоставить право самим сельским обществам выбирать старшин и писарей, заменить сходы сельскими думами, улучшить состав переводчиков в местных судебных учреждениях, провести реформу сельского суда.

На Северном Кавказе, являвшемся аграрной окраиной России, сочетались черты сложившегося капитализма, свойственные Кубани и Ставрополью, с наличием феодальных пережитков в горных областях. Аграрная проблема была основой противоречия между казачьей верхушкой, кулачеством и горской знатью, с одной стороны, и основной массой безземельных иногородних крестьян, горской и казачьей беднотой – с другой. Местные власти на Кавказе, в частности наместник И.И. Воронцов-Дашков, в первую очередь обращали внимание на то обстоятельство, что добиться реального порядка в регионе невозможно, не решив земельный вопрос.

Выступая в печати и обращаясь к правительству с ходатайствами о нуждах крестьян Терской области, Г.В. Баев добивался выработки справедливого законопроекта о землеустройстве. В книге «К поземельному строю нагорной Осетии» Г.В. Баев проанализировал работу Абрамовской поземельной комиссии по проблеме социального устройства и формам землевладения в горной Осетии [Баев 1911]. Ошибкой комиссии автор считал разработку проекта на неверном основании – отрицании права местного населения на собственность на землю. Она стремилась обратить эти земли в казенные оброчные статьи, а население – в государственных оброчных крестьян [Гутнов 2001: 61]. Распоряжением наместника И.И. Воронцова-Дашкова Г.В. Баев был допущен к работе правительственных комиссий, где последовательно защищал права горцев на землю.

Начало Первой мировой войны отодвинуло многие текущие проблемы адми- нистративного и социально-экономического характера на задний план, но Февральскую революцию Г.В. Баев встретил с надеждой и воодушевлением. К населению Осетии он обратился с призывом к спокойствию и выполнению распоряжений Временного правительства. Главную свою задачу в эпоху революционных катаклизмов Георгий Васильевич видел в предотвращении гражданской войны. Однако трагическое течение революционных событий уже невозможно было остановить. В 1922 г. Г.В. Баев эмигрировал в Германию и больше не смог вернуться на родину.

Вся общественная и политическая деятельность Г.В. Баева была направлена на обеспечение экономического и культурного развития края. Анализ экономической и политической публицистики Г.В. Баева позволяет сделать вывод о прогрессивном значении его идей (обязательная государственная поддержка сельского хозяйства, создание крестьянских кооперативов, введение земства в Терской области), которые до сих пор не потеряли своей актуальности и могут быть использованы для развития экономики и местного самоуправления в современной России.

Список литературы Политические взгляды в творческом наследии Г.В. Баева (1905-1917гг.)

  • Баев Г.В. 1911. К поземельному устройству нагорной Осетии. Владикавказ. 14 с.
  • Гутнов Ф.К. 2001. Века и люди: Из истории осетинских сел. Владикавказ. 208 с.
  • Революция 1905-1907 годов на Тереке: Документы и материалы (сост. А.К. Джанаев). 1980. Орджоникидзе: Ир. Т. 1. 296 с.
  • Ткачев Г.А. 1911. Что нужно дать чеченцам и ингушам?//Терские ведомости. № 15.
Статья научная