Политический радикализм представителей современного российского католицизма («Русская фаланга»)

Автор: Кузьмин Александр Геннадьевич

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Политология

Статья в выпуске: 3 (132), 2013 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрен феномен радикального политизированного католицизма как один из вариантов российского монархического проекта в современном русском национал-патриотическом движении. Рассматриваются его основные элементы, особенности идеологии и практики организации русских католиков «Русская Фаланга», программные произведения лидера русских фалангистов Игоря Лавриненко, особенностью взглядов которого являются откровенный антисемитизм и ксенофобия, что позволяет говорить о существенном отличии политической концепции «Русской Фаланги» от ее исторических предшественников, в первую очередь от Испанской фаланги. Можно отметить, что, с одной стороны, члены данной организации придерживаются типичной для праворадикального движения идеологии, а с другой - имеют экзотическую для России, но поверхностно-декларативную католическую специфику, которая практически никак не отражена в их политической практике.

Еще

Католицизм, русский национализм, антисемитизм, радикализм, монархизм, фундаментализм

Короткий адрес: https://sciup.org/14750406

IDR: 14750406

Текст научной статьи Политический радикализм представителей современного российского католицизма («Русская фаланга»)

Религиозный компонент является одной из основных идеологических составляющих различных направлений современного радикального национализма. В России XXI века наиболее известными из религиозных конфессий являются политически ангажированные течения радикального ислама и православного фундаментализма. В современных исследованиях по радикальному национализму именно этим двум политизированным крайним течениям отдается предпочтение при изучении развития религиозного компонента современного русского национал-патриотического движения. В то же время в Западной Европе радикальный католицизм давно служит объектом внимания политологического анализа. Следует учитывать, что в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, а в Германии, Нидерландах и Швейцарии – половину.

За свою многовековую историю католическая церковь превратилась из преимущественно западноевропейского религиозного явления в достаточно влиятельного игрока на международной политической арене. При этом римский католицизм в лице папства почти всегда старался проявить свою активность в политической сфере, в чем иногда добивался значительных успехов.

В России католическая религия, испытывавшая значительное давление со стороны власти на протяжении практически всей истории страны, получила возможность воспользоваться идеологическим вакуумом, порожденным отсутствием общенациональной идеологии и духовным кризисом, вызванным долголетней атеистической пропагандой. Наиболее известным политизи- рованным объединением русских католиков-традиционалистов стала «Русская Фаланга» (далее – РусФ), названная так в честь крайне правой политической католической партии (фаланги), созданной в Испании в 1933 году Хосе Антонио Примо де Риверой. РусФ была основана Игорем Лавриненко в 1999 году (в 1998 году был проведен первый франкистский семинар). Лавриненко подготовил Устав и Программу Фаланги и в 2000 году стал ее главой. РусФ входит в «Союз фалангистов Восточной Европы» (The Eastern European League of Phalangists). Между русскими фалангистами и представителями официальной Римско-католической церкви как в России, так и в других странах нет никаких отношений и формальных связей.

Для изучения идеологических воззрений фалангистов в России наибольший интерес представляет издание (вестник) русских католиков-фундаменталистов «Русская Фаланга», которое выпускалось Лавриненко с 2000 по 2006 год. За время его существования вышло 49 номеров, а 50-м номером стал сборник «лучших» статей лидера РусФ. Стоит отметить, что один выпуск «Русской Фаланги» (№ 14 (42) от 25 декабря 2004 года) в октябре 2007 года судом г. Ижевска был признан содержащим экстремистские материалы [1].

По информации, размещенной на сайте аффилированного с РусФ Социально-Христианского Альянса «Восточная Фаланга» (СХАВФ) – союза фалангистов-солидаристов и национал-синдикалистов Восточной Европы, структура РусФ имеет следующий вид: помимо центрального руководства (Почетный Хефе (руководитель или вождь, причем и РусФ, и СХАВФ) Игорь

Лавриненко, Хефе РусФ и Начальник Штаба Восточной Фаланги Кирилл Серебренитский), осуществляется руководство 5 региональными отделениями (колоннами) – Средневолжской, Воронежской, Нижневолжской, Сибирской, Северорусской [2].

Как следует из ст. 24 фалангистского Устава, «Колонны (Отделения) Русской Фаланги могут образовываться в каждом населенном пункте России при наличии группы численностью не менее трех человек» [14; 125]. Маловероятно, что Фаланга обладает большой численностью, несмотря на наличие нескольких региональных отделений, что отчасти можно объяснить немногочисленностью российских католиков, хотя в состав организации могут входить и люди, не придерживающиеся католических взглядов.

Российские фалангисты выражают идеи своеобразного варианта русской авторитарной контрреволюции: «Мы чаем Русскую Белую Национальную Революцию или Истинную Контрреволюцию. Чаем мы и приход Русского Вождя, Русского Франко». По их мнению, приоритет в борьбе с врагами европейской культуры и христианской (католической) религии принадлежит правым европейским движениям XX века, которые зародились «именно в католических странах Европы… против либерализма, демократии и коммунизма». Тем не менее, несмотря ни на что, Русское правое сопротивление XXI века «должно выработать свой, Русский вариант».

Согласно рассуждениям радикалов из РусФ, в нашей стране по исторически сложившимся условиям невозможен «ни итальянский вариант 1922-го г., ни германский вариант 1933-го г.» установления режима так называемого «русского национального государства». Фалангисты в деле изменения общественно-политического строя могут «опереться… на два института – армию и церковь» – эти «последние русские оплоты», как это сделал в свое время Франко и победил. Но в современной России нет такой фигуры, каким был испанский каудильо. Кроме единоличного лидера, который представлял бы все здоровые русские национал-патриотические силы, русским патриотам нужны также «тайная орденская организация», «парламентская партия», идеологический «Центр правой мысли», «связь с армией» [6; 9–11].

В политической идеологии русские фалангисты выступают с устойчивых, открытых антисемитских позиций: «… то, что не является ортодоксальным христианством, то – или жидовство, или жидовствующая ересь (здесь и далее выделено И. Лавриненко. – А. К. ), в узком или широком смысле слова. Все, что льет воду на жидовскую мельницу, и есть жидовствующая ересь». «Жидовствующими еретиками» для него являются язычники, мусульмане, протестанты, атеисты, «жидовствующие фарисеи» среди иерархов церкви (РПЦ Московской патриархии).

К «жидовствующей ереси» относятся и явления политического характера: «еретический принцип разделения властей вместо их симфонии», «современная демократия», «права человека». Борьба с еврейской угрозой («разоблачать жидов и жидовствующих») имеет «два вектора борьбы». Первый – «в Церковной ограде», второй – «в миру, разоблачать те ложные идеи, которые они нам подсунули: жидовствующий либерализм и охлократическую демократию , антихристианский гуманизм и бесовские права человека ». Если не бороться с еврейским влиянием в мире и не принять решительных мер, то, по мнению русских флангистов, русские и другие европейские народы «начнут думать не как Русские и Немцы, а как жиды. Точнее, как жидовствующие шабесгои». Лавриненко называет это « новой жидовствующей ересью , которую пытаются внедрить в наше сознание сами иудеи». По словам автора, это и есть «ожидов-ление сознания». Также искусственно создается «чувство вины перед евреями» у представителей разных народов. Например, в другой своей работе Лавриненко называет Холокост «сатанинской легендой», открыто указывая тем самым на прямую связь дьявола и евреев [12]. В Америке евреи «внушили белым американцам комплекс вины перед неграми». В России «они пытаются внедрить в русское сознание чувство вины за Цареубийство, ими же самими совершенное ». Автор приходит к выводу, что настоящие свои цели – установление «Всемирного жидовского правительства» или «превращение всех гоев в… рабов» – мировое еврейство старается хранить в тайне от всех [8].

Антисемитские взгляды И. Лавриненко демонстрирует и в тех работах, которые, казалось бы, относятся к другой проблематике. Так, в статье, посвященной Павлу I, перечисляются «нашествия», терзавшие Россию: «…то жидохазарское, то жидо-татарское… Ныне наше Отечество вновь обложено данью. На этот раз жидокавказской» [11; 45]. В другом тексте, рассуждая о значении варваров в европейской истории, автор вводит понятия псевдо-, или «жидовствующий», и «истинный» варвар. На взгляд Лавриненко, «смысл борьбы при крушении империй» состоит в победе расово чистых людей («истинные» варвары) над обладателями «еврейско-негроидных примесей» (варвары «жидовствующие»). Лидер русских фалангистов полагает, что в этой борьбе на русском народе лежит особая миссия [4; 58].

Таким образом, по ряду вопросов политические взгляды современных русских фалангистов, несомненно, являются гораздо более радикальными, чем у их испанских предшественников. Ярко выраженный антисемитизм демонстрируемых ими взглядов является одним из таких примеров. Известно, что во время Второй мировой войны Франко фактически спас от смерти в гитлеровских концлагерях несколько десятков тысяч евреев из Франции, Греции, Венгрии и Румынии, приказав выдавать им в посольствах испанские паспорта. Как отмечает Марк Штейнберг, «по неточным данным, убежище в Испании тогда обрели более 200 тысяч евреев» [15]. Лидер испанских фалангистов Примо де Ривера также был весьма далек от гитлеровского антисемитизма, он считал необходимым уточнять, что их движение не является фашистским [13; 123].

На наш взгляд, радикальная юдофобия русских фалангистов больше напоминает антисемитскую риторику немецких национал-социалистов. Примеры такого рода представлены в программных документах НСДАП, созданных еще в 20-е годы ХХ века.

В этом смысле фалангисты из России являются скорее наследниками А. Гитлера, а не демонстративно почитаемого ими Ф. Франко. Неприкрытое превозношение руководителем РусФ гитлеризма и фашизма не имеет ничего общего с классическими фалангистскими идеологическими установками.

Так, в одной из статей приводится сомнительное, на грани кощунства, сравнение, в котором оба диктатора называются «апостолами»: Бенито – «первозванным», а Адольф – «первоверховным» [5; 76]. В другом сочинении Лавриненко высказывает мысль о том, что Вторая мировая война не была «Отечественной» для жителей СССР, так как «у совков не может быть Отечества». Но она была «Отечественной» для «Белой Арийской Европы, защищающейся и от красной азиатской, и от желтой иудо-масонской орды». Такой война была и «для всех Русских людей» в составе РОА генерала Власова, в дивизиях СС «Варяг» и «Руссланд», в Казачьем корпусе СС генерала Краснова [10; 75].

Евреи также занимают первое место в списке основных «недругов России», составленном русскими фалангистами. К российским врагам относятся евреи, мусульмане и, очевидно, большинство западных христиан (особенно американцев), отступивших, по мнению вождя русских фалангистов, от идеалов «истинного католицизма» [7; 17]. Характеризуя две последние, наиболее серьезные открытые угрозы белой христианской цивилизации, в одной из своих статей Лавриненко объявляет, что американский и исламский проекты жизненного устройства являются двумя вариантами ереси хилиазма, так как оба этих проекта предполагают построение «Рая на земле». При этом первый вариант является «грубо-материальным (тоталитарнолиберальным), второй – упрощенно-духовным (тоталитарно-мусульманским)». После краха третьего проекта мирового господства – коммунистического, между оставшимися двумя возникло серьезное противостояние. Но христиане – лишние в этом противоборстве, потому что не строят рая на земле [9; 118].

На пути осуществления политико-религиозного и национально-государственного аспектов «самостоятельного католического проекта в России» лидер русских фалангистов видит ряд препятствий. Во-первых, большинство католических священников в России – иностранцы, поэтому не участвуют в политике, боясь высылки из страны; во-вторых, основная часть этих священников является либерально настроенными; в-третьих, католический клир в России не русский, а преимущественно польский.

Лавриненко также пытается определить политических единомышленников русских фалангистов в России. На его взгляд, союзниками фалангистов являются православные фундаменталисты, священники и миряне, принадлежащие к Московской патриархии, РПЦЗ, «катакомбни-кам», некоторые протестанты (белые американцы США, белые южноафриканцы), так как «нас, белых европейцев слишком мало». По мнению Лавриненко, «русским патриотом может быть только христианин». Патриотом не может быть русский по крови последователь ислама или буддизма («духовного» атеизма) или сторонник евразийства [3; 35–37]. Мусульман же можно только использовать, они не равные партнеры, они такие же непримиримые враги христианства, как и евреи. Их вражда политически выгодна христианам, так как это «бунт “бастардов веры” – потомков рабыни Агари – против “изменников веры”, убийц Бога».

Русские фалангисты представляют собой своеобразный вариант крайнеправого популизма с опорой на элементы части идеологии современных европейских новых правых, монархизма, антисемитизма и расизма. Симпатии к монархической форме правления в их среде не находят поддержки среди сторонников православной монархии в современной России именно по причине католических пристрастий русских фалангистов. Русские фалангисты не являются прямыми последователями испанских фалангистов, скорее их можно отнести к одному из «инославных» течений русского христианства, так как у них много общего с православными русскими фундаменталистами (конспирология и антисемитизм, гомо-и мигрантофобия, социальный иерархизм, популизм социальных лозунгов и т. п.). Политические идеи «русского фалангизма» представляют собой эклектическую смесь из ортодоксальных христианских постулатов, далеких от действительности, но не лишенных оригинальности популистских социальных заявлений и агрессивных ксенофоб-ных установок, среди которых преобладающей является откровенный антисемитизм. К сожалению, в них практически нет каких-то конкретных конструктивных предложений по изменению социально-политического положения в стране и роли, которую в этом непростом процессе могли сыграть русские фалангисты.

Ожидовление сознания, или Пристрастно о еврейском вопросе [Электронный ресурс]. Режим до- ступа: http://alekca.ucoz.ru/publ/russkaja_falanga/russkaja_falanga/ozhidovlenie_soznanija_ili_pristrastno_o_evrejskom_voprose/31-1-0-53

Kuzmin A. G., Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russian Federation)

POLITICAL RADICALISM OF CONTEMPORARY REPRESENTATIVES OF RUSSIAN CATHOLICISM (“Russian Phalanx”)

Список литературы Политический радикализм представителей современного российского католицизма («Русская фаланга»)

  • В Удмуртии признаны экстремистскими материалы трех праворадикальных газет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2007/10/d11752/
  • Восточная Фаланга/Falange Oriental. Структура/Structure [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://falangeoriental.blogspot.com/p/blog-page.html
  • Интервью Главы Русской Фаланги корреспонденту газеты «Кризис ППП (Препарирование Правой Перспективы)» -Национально-традиционалистское приложение к «Национальной газете»//Русская Фаланга. Львов, 2007. С. 27-38.
  • Лавриненко И. Варварами должны быть мы//Русская Фаланга. Львов, 2007. С. 57-58.
  • Лавриненко И. Вознесение Германии//Русская Фаланга. Львов, 2007. С. 76.
  • Лавриненко И. О Русской Фаланге//Русская Фаланга. Львов, 2007. С. 8-14.
  • Лавриненко И. О святой Руси//Русская Фаланга. Львов, 2007. С. 16-17.
  • Лавриненко И. Ожидовление сознания, или Пристрастно о еврейском вопросе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alekca.ucoz.ru/publ/russkaja_falanga/russkaja_falanga/ozhidovlenie_soznanija_ili_pristrastno_o_evrejskom_voprose/31-1-0-53
  • Лавриненко И. После падения Нью-вавилонских башен//Русская Фаланга. Львов, 2007. С. 117-118.
  • Лавриненко И. Сталинградская мадонна//Русская Фаланга. Львов, 2007. С. 74-75.
  • Лавриненко И. Царь-рыцарь Павел I и обновление русской элиты//Русская Фаланга. Львов, 2007. С. 42-45.
  • Лавриненко И. Эпоха вождей -конец безвременья//Русская Фаланга. Львов, 2007. С. 40-42.
  • Примо де Ривера Х. А. Испанская Фаланга ХОНС -не фашистское движение//Примо де Ривера Х. А. Стрелы Фаланги. Избранные труды. М., 2010. 368 с.
  • Устав Русской Фаланги//Русская Фаланга. Львов, 2007. С. 122-125.
  • Штейнберг М. Последний маран [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jerusalem-korczak-home.com/np/mir/09/np232.html
Еще
Статья научная