Политическое проектирование: некоторые аспекты проблемы проектирования гражданской идентичности в современной России

Автор: Митрохина Татьяна Николаевна, Шайдуллов Айнур Азатович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политические процессы и практики

Статья в выпуске: 5, 2018 года.

Бесплатный доступ

Авторам близка идея целенаправленного проектирования идентичности с целью получения желаемого результата. Идентичности формируются под влиянием множества разнообразных факторов, в первую очередь естественных, органических или аскриптивных. Однако в контексте проектной проблематики особую значимость приобретает то обстоятельство, что идентичности формируются под влиянием субъективно выстроенных, координируемых, направляемых и управляемых воздействий. Целенаправленное проектирование идентичности может осуществляться субъектами, обладающими легитимным правом на реализацию проекта по управлению сознанием, правом на формирование будущего. Элиты строят и направляют развитие сообщества для обеспечения легитимности, лояльности и порядка. Реализация проекта по формированию идентичности осуществляется по ряду направлений: это определение идеи, способствующей интеграции общества; интерпретация прошлого как основание для формирования будущего; оформление образа желаемого общественного устройства; определение символических границ с «другими».

Еще

Политическое проектирование, политический проект, проектирование идентичности, элиты, формирование будущего

Короткий адрес: https://sciup.org/170169054

IDR: 170169054   |   DOI: 10.31171/vlast.v26i5.5821

Текст научной статьи Политическое проектирование: некоторые аспекты проблемы проектирования гражданской идентичности в современной России

И дентичности формируются под влиянием множества разнообразных факторов, в первую очередь естественных, органических или аскриптивных. Однако в контексте проектной проблематики особую значимость приобретает то обстоятельство, что идентичности формируются под влиянием направляемых и координируемых воздействий соответственно содержанию политического проекта. В рамках данной статьи мы руководствуемся авторским определением политического проекта как предлагаемого к производству или уже производимого политического продукта, характеристики которого задаются представлением субъекта проектирования об идеале геополитического будущего, целью, оформленной в рациональных терминах, ожиданием определенного эффекта от реализации проекта, объектами внешнего мира, на которых проект направлен, средствами и условиями, предполагаемым результатом, сроками, алгоритмом и каналами реализации [Митрохина 2015: 73].

Мысль о проектировании и конструировании идентичности достаточно хорошо прочитывается как в научном, так и в политическом дискурсах. Так, например, по убеждению немецкого философа В. Хёсле, одной из главных задач «великого государственного мужа должно быть участие в устроении новой, более разумной идентичности» [Хесле 1994: 121]. По мнению российского философа О. Митрошенкова, формирование идентичности вполне поддается управлению и контролю. Так, например, с его точки зрения, в Украине успешно реализован проект по насильственному разотождествлению, распредмечиванию, проект смены идентичности сотен тысяч людей [Митрошенков 2016: 20]. Глава международной ассоциации неправительственных организаций «Голубой щит» К. Габсбург уверен, что главной целью современных международных (межэтнических, межрелигиозных) конфликтов являются не объекты инфраструктуры противника, а национальная идентичность и культурное наследие1. Идея целенаправленного проектирования идентичности, ее форматирования и переформатирования с целью получения желаемого результата близка и авторам данной статьи.

В официальном дискурсе российской власти политический проект, направленный на формирование гражданской идентичности, обретает определенные формы в 2011/2012 гг. – в предвыборной программе главного претендента на пост президента страны . Технологической новацией этой избирательной кампании стало общение одного из кандидатов на пост президента страны с гражданами в формате предвыборных статей. В текстах статей прочитываются сюжеты, так или иначе имеющие отношение к проблеме формирования и укрепления идентичности. Выбранный формат коммуникации с обществом в виде статей по наиболее актуальным в масштабе страны проблемам позволил кандидату на пост главы государства инкорпорировать в предвыборную программу размышления о ценностях, справедливости, морали, ответственности, солидарности, смысле жизни – в целом, о философских основаниях российской политики.

В системе ценностно-смысловых координат предвыборной философии проблема идентичности обозначена в качестве наиболее актуальной, без решения которой трудно вести речь о достойном будущем страны. Ее формированию и укреплению отводится существенное место. Признается великая миссия русского народа – объединять, скреплять цивилизацию языком, культурой, «всемирной отзывчивостью». Поставив диагноз настоящему российской политики – «короткое дыхание» и ограниченность вопросами текущего сохранения или передела власти и собственности», – автор статьи переходит к обсуждению собственного видения будущего российского государства, его укрепления и объединения: «да, возможно на короткий период увлечь значительную часть общества звонкими лозунгами, образами прекрасного будущего; но если потом люди не увидят себя в этом будущем – они надолго отвернутся и от политики, и от общественных задач»2.

Помимо предвыборных дискуссий, вопросы формирования идентичности заняли достойное место и в послании Федеральному собранию 2012 г. По сути, впервые были озвучены проблемы российского общества, которое испытывает явный дефицит «духовных скреп»: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи. Движение вперед невозможно без сохранения национальной и духовной идентичности. Основу формирования и укрепления гражданской идентичности должны составить ответственность, доверие, прозрачность власти, гражданская солидарность и справедливость – все то, что может способствовать единению граждан3.

Вопросы укрепления идентичности составили предмет внимания и далее – в рамках международного дискуссионного клуба «Валдай», в работе которого традиционно принимает участие президент страны. В центре дискуссии политиков и экспертов находилась проблема формирования национальной идентичности. «Для россиян, для России вопросы “кто мы?”, “кем мы хотим быть?”

– звучат все громче и громче. Вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер»1.

Участники дискуссии пришли к выводу, что под давлением процессов глобализации и распада государства Россия получила разрушительный удар по культурному и духовному коду нации снаружи и изнутри. В современном кардинально меняющемся мире под влиянием глобальных процессов Россия оказалась перед необходимостью поиска новой стратегии и ценностных, культурных, духовных оснований сохранения своей идентичности. Ключевым оказался очевидный и давно назревший вывод о том, что единство и сила государства определяются благополучием граждан. Развитие страны и способность противостоять внешним угрозам определяются духовными, моральными, интеллектуальными качествами людей, единством, традициями, целями, ответственностью и сплоченностью общества.

В рамках форума внимание было уделено поиску идеи, которая может стать основой проекта формирования идентичности. Участники дискуссии согласились с тем, что человек в российском обществе нуждается в гораздо большем внимании со стороны государства, чем это есть в настоящее время. Именно эта идея и была заложена в основание идеологии укрепления идентичности и практической политики. «В сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое». По сути, речь шла о «скрепах», которые необходимы российскому обществу.

Таким образом, различные информационные сюжеты, выступления на форумах, дискуссии сложились в целостную проектную конструкцию по формированию гражданской идентичности российского общества и укреплению его единства.

Цель проекта по формированию идентичности состоит в достижении единства граждан в многонациональном обществе, сохранении индивидуальной идентичности, формируемой на основе уникального опыта конкретного человека, с одновременным конструированием коллективной гражданской идентичности, не сводимой к простой сумме индивидуальных опытов. Гражданская идентичность должна быть сформирована на уровне целого сообщества, члены которого считают «нечто» общим для всех, объединяющим всех независимо от индивидуального опыта. В содержательном отношении проект формирования идентичности противопоставляется и мультикультурному проекту, и проекту «плавильного котла».

Очевидно, идентичность не может быть навязана сверху, не может быть построена на основе идеологической монополии. Однако формирование идентичности сознательно/подсознательно направляется политическими субъектами. Как правило, гражданин оказывается в ситуации, когда фундаментальные принципы внутренней и внешней политики уже определены, и в значительной мере он вынужден принять или не принять выстроенную целенаправленно или оформившуюся под влиянием обстоятельств идентичность.

Гражданская идентичность неразрывно связана с такими понятиями, как общество, государство, страна, Родина, Отечество, самоотождествление с которыми и является основой ее формирования2. Поэтому формирование гражданской идентичности рассматривается в качестве необходимого условия интеграции российского общества. На основе общих морально-нравственных ценно- стей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины, но без потери связи со своими этническими, религиозными корнями формирование гражданской идентичности рассматривается в качестве необходимого условия сохранения единства страны1.

Этот контекст доминирует в официальном дискурсе власти. Через формирование гражданской идентичности власть способна обеспечить легитимность. Через гражданскую идентичность общество ощущает свою принадлежность к общему делу. Через осознание и принятие общих принципов граждане ощущают причастность к политическому проекту, ориентированному на будущее, определяющему контуры этого будущего, цели, ценности и пути созидания.

Гражданская идентичность выступает не только как теоретический конструкт, но и как практически реализуемый проект политического сообщества. Идентичность, являясь воображаемой сущностью, практически всегда содержит ответ на вопрос: «что мы думаем о самих себе?», «к чему мы стремимся?» [Хантингтон 2004: 51]. Практическая реализация проекта предполагает определение стратегически важных направлений, по которым предстоит работа. Важнейшими направлениями проектирования и конструирования идентичности являются определение идеи, способствующей интеграции общества; формирование представления не только о себе и будущем своего сообщества, но и о других сообществах, в соотнесении с которыми осознаются собственные достоинства, значимость и недостатки. Не менее важны интерпретация прошлого как основание для формирования будущего, оформление образа желаемого общественного устройства, определение символических границ с «другими» [Тимофеев 2008: 19].

Одним из направлений конструирования идентичности является оценка прошлого, отношение к своей истории. Пожалуй, для России не теряет актуальность тезис: «ничто не меняется так быстро, как наше прошлое». В зависимости от ситуации от случая к случаю и по случаю переписываются учебники, замалчиваются или, напротив, раскрашиваются яркими красками отдельные политики или события. При необходимости усиливается роль одного, оставляется незамеченным вклад другого. Современная политика стремится получить дивиденды, ассоциируясь то с достижениями в сфере освоения космического пространства, то с победой в Великой Отечественной войне, то со спортивными победами советских лет. Однако практика доказывает несостоятельность политики, основу которой составляет длительная эксплуатация всего, что создавалось коллективными усилиями советского народа, с одновременной дискредитацией советского наследия. Не удивительно, что вопросы оценки многих исторических событий в современной России остаются «яблоком раздора» и сегодня.

Проект укрепления российской идентичности не может быть реализован вне связи с российской национальной идеей. Основу проекта формирования и укрепления идентичности составляет национальная идея, национальные интересы, ценности, определяющие содержание будущего. Национальная идея в свою очередь является основой определения очертаний будущего государства, в котором хотелось бы жить, которое хотелось бы создать.

Не раз в качестве национальной идеи как основы интеграции общества пред- лагались патриотизм1 и идея социальной справедливости2. В результате многочисленных дискуссий и социологических исследований3 эксперты пришли к выводу, что сплачивающей и мобилизующей общество идеей, адекватной современной ситуации в мире и стране, может стать идея развития человеческой личности. Стратегия укрепления национальной идентичности как главный приоритет необходима именно в контексте создания среды и воспитания субъектов позитивных изменений – граждан4. В целом идея развития человеческого капитала прозвучала убедительно и получила дальнейшее подтверждение в ряде документов. Развитие человеческого капитала в качестве национальной идеи обсуждалось в программе Совета по внешней и оборонной политике «Стратегия XXI»5. В рамках президентского послания Федеральному собранию 2018 г. было заявлено, что приоритет политики страны на предстоящие 6 лет – «сбережение народа России и благополучие наших граждан»6.

Чтобы идентифицировать себя, людям нужны «другие». На оформление идентичности оказывает влияние восприятие «других» и восприятие «другими», а в целом – определение границ и содержания оппозиции «мы – они». Советская идентичность формировалась во многом с опорой на конкуренцию со странами капиталистического мира. В свою очередь, идентичность западных стран оформлялась не без помощи стран социалистического блока. Образ внешнего «другого» универсально функционален с точки зрения сплочения общества. Через сравнение и противопоставление с «другими» осознается уникальность собственного политического проекта или его отсутствие. Западные страны после продолжительного периода попыток «сдружиться» сегодня в российском политико-информационном пространстве как никогда ранее актуализированы в качестве «другого» [Тимофеев 2008: 52].

Как и любой другой проект, политический проект, направленный на формирование идентичности, представляет собой интеллектуальную конструкцию, по своей сути устремленную в проектируемое будущее в соответствии с заданными целями, результатами, сроками. Строительство теоретической проектной конструкции, с одной стороны, осуществляется целенаправленно и целерационально субъектами проектирования, с другой — с обязательной опорой на традиции, ценности, значимые для граждан и укорененные в сознании. Без такой опоры проект вряд ли может быть успешным. Отсутствие доверия власти со стороны общества не способствует успешной реализации проекта. Формирование гражданской идентичности подразумевает двусторонний характер отношений: с одной стороны, это понимание обществом своих отношений с государством, с другой – понимание государством своих отношений с обществом [Кравченко 2014: 72].

Дефицит ответственности власти перед обществом, ощущаемый российскими гражданами очень остро, является серьезным препятствием на пути формирования и укрепления идентичности. Укреплению доверия между гражданами и властью не способствует и такое обстоятельство, как существенное снижение уровня жизни большинства российских граждан на фоне сверхобогащения российского истеблишмента. И хотя на уровне деклараций о намерениях по-прежнему есть понимание того, что «без концентрации усилий на формировании взаимной ответственности власти и каждого гражданина и, наконец, на восстановлении доверия в обществе Россия проиграет историческую конкуренцию», реальность оставляет желать лучшего.

Очевидно, такие принципы, как создание условий для развития человеческого потенциала, восстановление доверия граждан и ответственности власти в качестве ценностных оснований политического проекта по формированию и укреплению гражданской идентичности, должны быть не только заявлены декларативно, но и реализованы на практике.

Данный вид проектирования осуществляется в области тонких материй. Однако, будучи связанным с индивидуальным и коллективным сознанием, являясь, по сути, рациональным видом деятельности, он вторгается в область иррационального. В основание теоретической конструкции заложены духовные представления, на основе которых далее формируются вполне материальные политические институты и практики.

Как и в любом другом проекте, ключевым элементом здесь является идея, на которую опирается представление о будущем государства и общественного устройства. Чтобы сплотить граждан в единое сообщество и стать основой формирования идентичности, идея должна быть предметом и результатом общественного согласия. В пределах общественного договора необходимо достигнуть консенсуса относительно общих для всех, а не для отдельных элитных групп принципов и убеждений. Наиболее важными составляющими общественного обсуждения и согласия являются такие составляющие общественного согласия в современной России, как принципы справедливости, солидарности, ответственности и доверия. Предметом общественного согласия должны стать содержание и принципы политического проекта, направленного на формирование единого сообщества, в пределах которого участники соглашения должны разделять общие ценности, принципы и убеждения.

Список литературы Политическое проектирование: некоторые аспекты проблемы проектирования гражданской идентичности в современной России

  • Кравченко С.А. 2014. Влияние «нормальной аномии» на общероссийскую гражданственность: возможности минимизации ее эффектов. -Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: материалы всероссийской научно-практической конференции. Казань, 25-27 сентября 2014 г. Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 508 с
  • Митрохина Т.Н. 2015а. Объяснительные возможности концепта «политический проект» (на материалах сайта Института динамического консерватизма). -Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. № 4. С. 71-90
  • Митрошенков О.А. 2016. Идентичность: от теоретического концепта к управленческим воздействиям. -Власть. № 2. С. 14-28
  • Тимофеев И.Н. 2008. Политическая идентичность России в постсоветский период: альтернативы и тенденции. М.: Изд-во МГИМО(У). 176 с
  • Хантингтон С. 2004. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ; Транзиткнига. 635 с
  • Хесле В. 1994. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. -Вопросы философии. № 10. С. 112-123
Статья научная