Политико-правовая идентичность в современной России
Автор: Жаде Зуриет Анзауровна, Шадже Азамат Мухамчериевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политология
Статья в выпуске: 4, 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринята попытка определения дефиниции «политико-правовая идентичность». Исходя из анализа сущности политико-правовой идентичности, обосновывается тезис о том, что доминирующая роль в ее формировании принадлежит конституционным ценностям.
Идентичность, идентификация, политико-правовая идентичность, политико-правовая идентификация, конституционные ценности, права человека
Короткий адрес: https://sciup.org/170166907
IDR: 170166907
Текст научной статьи Политико-правовая идентичность в современной России
С овременная глобализация, будучи многогранным процессом, порождает множество последствий, одним из которых является «пробуждение» различных идентичностей (государственных, национально-территориальных, этнических, личностных и т.д.), что находит свое выражение во всплеске традиционных и появлении новых форм. Страны и народы представляют собой точки пересечения многих идентичностей, они одновременно включены в десятки групп идентичностей, претендующих на самостоятельность и публичность. В этой связи очень важно во всей этой совокупности распознавать политико-правовой уровень измерения идентичности.
Наблюдая сегодня процесс трансформации политико-правовой идентичности в России, важно осознавать, что во многом будущее демократии и перспективы российской государственности зависят от результата выбора политико-правовой идентичности.
В этой связи для понимания тенденций развития российского социума в пространстве сталкивающихся идентичностей следует обратиться еще раз к исследованию политико-правовой идентичности. По нашему мнению, концептуализация политико-правовой идентичности позволит выявить перспективы и риски развития различных сообществ в соотнесении с развитием их членов.
В предложенном нами ранее опыте анализа феномена мы исходили из представления о том, что политико-правовая идентичность проявляется как механизм и как институт, причем доминирующая роль в ее формировании во всех измерениях принадлежит конституционным ценностям, в основе которых лежит общепризнанная система нормативно-правовых и ценностных регулятивов1. Поскольку в последние годы идентичность трансформировалась, изменились и наши представления о ней. Осознавая это, попробуем переосмыслить данный феномен в новой парадигме развития России, т.е. в условиях модернизации. Сегодняшнее наше обращение к политико-правовой идентичности обусловлено необходимостью осмысления ее совместимости с конституционными цен- ностями. Представляется, что в этой точке пересечения можно ожидать появления продуктивных инновационных идей.
Общеизвестным фактом является то, что формирование политико-правовой идентичности служит укреплению солидарности граждан, легитимности политикоправового порядка и задает ценностные координаты действий. Для России, которая сменила вектор своего общественного развития, задача определения новых координат и ориентиров формирования идентичности, безусловно, является одной из наиболее актуальных. По словам А. Турена, «государство …обращается к идентичности в противовес социальным ролям, пытается навязать идею единства, высшего по отношению ко всем особым объединениям… взывает к гражданственности и, соответственно, к патриотизму в противовес всем социальным, профессиональным и географическим различиям»1.
Данная проблема связана с рефлексией ценностно-мировоззренческих противоречий, вызванных изменениями российского политико-правового пространства. Более того, формирование интегративной идентичности, консолидирующей общество и вырабатывающей устойчивые связи между общностями и группами, имеет бесспорное значение для преодоления кризиса идентичности.
В современном политико-правовом дискурсе конструкция «политико-правовая идентичность» стала такой же устойчивой, как и конструкт «конституционные ценности». Новые образы политико-правовой идентичности, с одной стороны, изменяют прежнее ценностно-мировоззренческое содержание, с другой – формируются через соотнесение с предыдущим политикоправовым опытом в ситуации противостояния традиционализма и модернизации. В этом контексте возникает вопрос о поисках социальных факторов и идеологических оснований консолидации нации, укрепления российской государственности на основе базовых ценностей, разделяемых всеми гражданами страны. Такое единство может быть обеспечено лишь на базе основополагающих ценностей, формирующих в общественном сознании чувство принадлежности к единому российскому государству. Люди, проживающие в едином политико-правовом и социокультурном пространстве, нуждаются в комплексе общих для всех них ценностей, которые в совокупности обеспечивают образ жизни всех членов общества. Как известно, идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего определенный набор ценностей, которым человек следует в жизни, т.е. ценности во многом предопределяют идентификационные стратегии.
В процессе формирования политикоправовой идентичности россиян, которая в первую очередь служит легитимации правового порядка, значимую роль играют конституционные ценности и права человека как факторы, определяющие новую идентичность. Представляется, что поиск идентичности во многом связан с восприятием человеком конституционных ценностей и своих прав. Поэтому не случайно внимание, уделяемое идентичности, совпало с повышенным интересом к конституционным ценностям. В то же время, несмотря на то что наличие тесной связи между конституционными ценностями и идентичностью признается, природа этого взаимодействия на сегодняшний день остается недостаточно изученной.
Прежде всего, учитывая неоднозначность понятийного ряда, представляется методологически необходимым уточнение содержания анализируемого феномена. По мнению И.С. Семененко, содержание самой категории идентичности остается непроясненным2. За многомерностью ее понимания часто кроются совершенно разные смыслы и значения, которыми наделяется это слово и в повседневности, и в научном анализе. Даже само базовое понятие, означающее «инаковость» (я не такой, как другие, у меня своя/моя идентичность), «самость» (я такой, как есть) и тождественность (соотнесенность с чем-то вне меня как с референтной системой координат), по существу выглядит как противоречие. Идентичность отражает «текучую современность»; в буквальном смысле – она процессуальна по своей природе, постоянно находится в процессе переопределения. Идентификация (самоидентификация) как процесс и иден- тичность как состояние олицетворяют непрерывность социальных коммуникаций, в поле которых помещен современный человек.
Мы разделяем концептуальные суждения, согласно которым правовая идентичность рассматривается как усвоение, принятие индивидом, сообществом юри-дически значимых правил поведения (правовое сознание) и соотнесение своего поведения с этими правилами (правовая деятельность)1. Политическая идентичность рассматривается как комплекс идейно - политических ориентаций и пред -почтений, которыми субъекты политиче -ского процесса наделяют себя и друг друга в процессе коммуникации, и предполагает отождествление носителя политической идентичности с тем или иным политиче ским сообществом. Она утверждается во взаимодействии с политическими инсти тутами и реализуется в публичной сфере. Коллективные субъекты политики раз -ного уровня формируют свою политиче скую идентичность на основании самосо отнесения с иными субъектами политики — носителями «другой» идентичности. В этом контексте политическая идентич ность как совокупность представлений об идейных ориентациях, политических притязаниях и интересах политических акторов служит маркером политической субъектности, легитимирует ее2.
Не вступая в полемику с авторами, заме -тим, что вплетенная в систему многоуров-невой идентичности политико правовая идентичность становится важным ресур сом интеграции общества. Она, как и дру гие уровни идентичности, демонстрирует многообразие модернизирующегося со циума. Политико - правовая идентичность — многомерный концепт, в котором в той или иной степени соотносятся граждан ская, политическая и правовая составляю щие. Как механизм она представляет собой институциональную систему воспроиз водства определенного набора ценностей, символов и традиций как отличительных политико правовых признаков на основе сопринадлежности, с которыми позицио нируют себя граждане государства. Как институт она представляет собой сово купность устойчивых политико правовых черт, позволяющих гражданам государ ства как единой группе отличать себя от других, тем самым определяя свое место и роль в системе политико правовых от ношений.
В идентификационных процессах для человека важно, насколько другие люди признают его права, равенство, ответ ственность. Этот процесс формирует политико - правовую идентичность — целостное представление человека о своих правах и обязанностях в сообществе. Политико - правовая идентификация — процесс восприятия своего равенства в общности, освоения идентификационной среды, корректировки соотношения ав тономии и зависимости в ней. Она может корректироваться и изменяться в опреде ленных ситуациях и имеет различные из мерения.
Представляется, что социальная иден тичность приобретает политико правовой характер в тот момент, когда государство закрепляет определенную социальную группу в качестве сообщества, т.е. предо ставляет индивидам определенные права и обязанности, связанные с их членством в данной группе.
Если детальнее развивать данный тезис, то, прежде всего, необходимо подчеркнуть значимость базовых ценностей, которые, с нашей точки зрения, могут стать основой сосуществования разных видов идентич ности. Таким образом, можно привести следующую формулировку: «общие базо-вые ценности — исторически сложивши -еся социокультурные ценности, на основе которых получат свое развитие этниче ские и региональные общности в составе российского полиэтничного общества в условиях формирующейся российской гражданской нации»3.
К таким базовым ценностям относятся конституционные ценности, которые играют исключительно важную роль в про -цессе формирования политико правовой идентичности россиян. Иначе говоря, осознание конституционных ценностей является важнейшей основой самоидентификации. С точки зрения современных представлений, конституционные ценности рассматриваются как основа формирования юридических целей, выступающих в качестве конституционно-правовых императивов нормативного регулирования, достижению которых служат правовые средства, связывающие цель с реальным результатом.
Провозгласив Россию демократическим государством, Конституция поставила на первое место человека, объявив его права и свободы высшей ценностью. Фундаментальные конституционные ценности образуют системное единство и находятся в определенном, исторически обусловленном балансе, в основе которого лежат два конституционных принципа: во-первых, это сформулированный в Конституции России принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; во-вторых, принцип соразмерности между ограничением прав и свобод человека и гражданина и защитой тех ценностей общего блага, которые являются необходимым условием реализации этих прав и свобод.
Государство, не имеющее значимых ценностных ориентиров и не способное обеспечить сохранность конституционных ценностных устоев, само утрачивает значение для общества, перестает быть ценностью. Апеллирование государства к той или иной системе ценностей определяется их системообразующим качеством. При этом конституционные ценности играют консолидирующую функцию, способствуя эффективному достижению целей политико-правового регулирования, т.к. на основе этих ценностей формируется единое сознание, которое выступает необходимым условием обеспечения целостности всей политико-правовой системы общества. Кроме того, конституционные ценности являются средством, обеспечивающим стабильность функционирования конституционного строя.
Как отмечалось выше, проблема ценностных основ идентичности является крайне сложной из-за своей многоаспект-ности. С учетом этого становится очевидным, что изменение ценностей россиян в условиях модернизации происходит под влиянием ценностного реванша, много-субъектности порождения ценностей и экспансии западных ценностей. Но, тем не менее, ценностная система российского общества по многим признакам движется по направлению к модернистской системе ценностей. Это мнение разделяется значительным кругом исследователей.
На наш взгляд, вся система прав человека является индикатором в системе идентификационных координат и служит обеспечению свободного становления идентичности. Права человека, по сути, есть его возможности свободного выбора идентичности. Конечно, есть достаточно устойчивые элементы идентичности (пол, раса, национальность), но даже они могут быть изменены самой личностью. То есть, речь должна идти не о праве на идентичность, а о свободе формирования и изменения собственной идентичности, обеспечиваемой всей совокупностью прав человека.
В предпринятом нами анализе важным представляется не только характеристика политико-правовой идентичности и конституционных ценностей как таковых с предметно-содержательной точки зрения, но и обоснование их совместимости. Этот тезис до сих пор находится на периферии социогуманитарной науки. Хотя, справедливости ради, стоит уточнить, что подспудно эта проблематика присутствует в некоторых работах политологов и правоведов. Представители первых во главу угла ставят проблему факторов и механизмов формирования политической идентичности, а внимание юристов привлекают особенности правовой идентичности. Но так и не сложился мониторинг трансформации политико-правовой идентичности. В то время как определение факторов, влияющих на динамику идентификационных процессов, позволит разработать концепцию взаимосвязи конституционных ценностей и прав человека в процессе формирования политико-правовой идентичности россиян.
В этой связи заметим, что слабая теоретическая разработанность указанной проблемы является препятствием при анализе вопросов, возникающих в связи с включением «идентичности» в понятийный аппарат, используемый для признания и реализации конституционных ценностей и прав человека. Несмотря на достаточно внушительный перечень работ, в которых рассматриваются новые модели идентич- ности, анализируемая нами проблема практически не представлена в российской политико - правовой науке. Исключением являются труды Н.В. Исаевой, которая плодотворно осуществляет разработку теории правовой идентичности1.
Проведенный концептуальный ана -лиз позволяет сделать вывод о том, что освоение проблематики политико правовой идентичности находится на начальном этапе и, по всей видимости, будет находиться в числе дискуссионных. Возрастающий интерес к вопросам ди намики идентичностей расширяет пред -метное поле социогуманитарной науки и делает его перспективным направлением научных разработок. Имея в виду значи мость осмысления идентичности, пред ставляется необходимым, чтобы ученые приложили усилия для под держания со -вместного научного поиска. При этом важно помнить, что интеграция возмож ностей полипарадигмального и междис циплинарного методов позволит получить новые научные знания о роли консти туционных ценностей и прав человека в процессе формирования идентичности в политико правовом пространстве россий ской государственности.
Решение такой актуальной проблемы современного российского общества свя зано с осознанием следующих положе ний:
-
— новую стратегию развития России, основанную на системной модернизации, следует рассматривать с учетом сложных и подвижных структур идентичности, мно гократно усложняющейся при обращении к реальным процессам множественных идентификаций;
-
— взаимоисключающие тенденции в развитии российского социума привели к формированию многоуровневой модели идентичности, включающей, наряду с традиционными формами, новые, в т.ч. и политико правовую составляющую;
-
— изучение процессов трансформации политико правовой идентичности прин ципиально важно для прогнозирования развития политического и правового про странства России;
-
— с целью формирования интегративной модели идентичности и соответствующего ей дискурса необходимо комплексное изучение политико правовой идентич ности на пересечении полей различных дисциплин, которое способно обеспечить проведение анализа, направленного на выработку новой парадигмы;
-
— в процессе формирования политико -правовой идентичности граждан России значительную роль играют конституцион ные ценности и права человека;
-
— политико-правовое измерение иден-тичности предоставляет новые возможно сти для научного поиска и позволит впи сать идентичность в контекст российских и глобальных изменений.