Политико-территориальные аспекты национальной безопасности России в условиях демократизации

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14720346

IDR: 14720346

Текст статьи Политико-территориальные аспекты национальной безопасности России в условиях демократизации

  • 1    Попов Г.Я. Особенности межнациональных отношений в Мордовии / / Гармонизация национального развития и межнационального сотрудничества народов России. Саранск. 1997. С. 10 - 13.

  • 2    Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психол. журн. 1998. № 1. С. 52 —63.

ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

М.Н. Казакова, кандидат политических наук, доцент кафедры всеобщей истории и политического процесса ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева

Коренные изменения политической и экономической ситуации в стране и в мире в конце 1980-х гг., начавшиеся процессы общественно-политических трансформаций, в разных регионах мира, прекращение открытой конфронтации между Востоком и Западом обусловили необходимость существенного преобразования концепции национальной безопасности России. В частности, на старте нового столетия в жизни находящегося в состоянии кризиса российского государства обострилась проблема сохранения его единства и территориальной целостности. Во многом это обусловлено ходом демократизации во второй половине XX в.

Нынешняя волна демократизации — третья в мировой политической истории, согласно точке зрения С. Хантингтона. В соответствии с его теорией распространение принципов и процедур демократии в ее современном понимании началось в США в начале XIX в. и длилось до оконча- ния Первой мировой войны. Затем последовала антидемократическая реакция — становление фашизма в Италии, нацизма в Германии, сталинизма в СССР.

Вторая волна демократизации связана с победой над национал-социализмом во Второй мировой войне, восстановлением основ демократии в побежденных Германии, Италии, Японии, распространением демократических институтов на ряд развивающихся стран в результате их деколонизации. В середине 1960-х гг. наступил ее спад, вновь характеризовавшийся возникновением авторитарных режимов (Греция, Филиппины, Южная Корея и др.)1.

Начало нынешней демократической волны датируется 1974 г., когда в Португалии пала салазаровская диктатура. Затем эта волна распространилась на другие оставшиеся диктатуры в Южной Европе — Испанию и Грецию — и далее на Латинскую Америку. К середине 1880-х она достигла некоторых стран Азии, захватила и коммунистический мир — страны Центральной и Восточной Европы и СССР2.

Российский демократический транзит имеет некоторые особенности, позволяю- щие отличать его от «классических» южноевропейских и латиноамериканских переходов от авторитаризма к демократии и подобных процессов в странах Центральной и Восточной Европы. Анализ процесса демократизации в СССР — России целесообразно провести с учетом двух групп факторов. Первую группу образует совокупность международных, геополитических, военностратегических, экономических, политических, культурно-идеологических и иных факторов, четко проявившихся в начале 1980-х гг. и стимулировавших реформаторские тенденции в СССР. Ко второй группе относятся государство- и нациеобразующие факторы. Здесь следует обратить внимание прежде всего на фактическое отсутствие в советском и российском контексте изначальной предпосылки демократизации и демократии — гарантированных государственной целостности и национальной идентичности. Иными словами, полиэтнический состав СССР и России и подъем под лозунгами демократизации и антикоммунизма центробежных сил национализма и сепаратизма стимулировали распад Советского Союза и являются угрозой для Российской Федерации на протяжении всего периода ее новейшей истории.

В условиях прогрессирующего распада советской государственности национально-сепаратистские идеи стали попыткой придать некую позитивную и содержательную видимость чисто негативистскому антикоммунизму. Однако объяснимое в посткоммунистическом контексте стремление к этнонацио-нальному возрождению стало приобретать формы, трудно совместимые, а то и прямо противоречащие демократии — от откровенно этнократических до имперско-государственнических. Кроме того, в российских посткоммунистических условиях возникли еще и дополнительные региональные влияния центробежной направленности, в результате которых важнейшая предпосылка демократизации остается проблематичной. Российский процесс смены режима проявился и в кризисе национальной идентичности, остро поставившем перед властью задачу обеспечения национального единства, которая должна решаться до начала демократизации.

Перечисленные обстоятельства выделяют случай России почти изо всех демок- ратических транзитов, где национальное единство служит предварительным условием.

Таким образом, процесс политической трансформации России связан со многими проблемами и кризисами. Одной из главных проблем явился кризис политико-территориального устройства страны, когда переход от высокоцентрализованной государственности к демократической (децентрализация) вышел за допустимые пределы и приобрел характер неуправляемой дезинтеграции. Ответом на нее стала стратегия преобразования формальной советской федерации в реальную федерацию смешанного типа, основанную на принципе равноправия национальных и территориальных субъектов федерации3.

Применительно к условиям современной России процессы демократизации и создания новой федерации (в противовес «федеративности» советского периода) тесно взаимосвязаны. Для консолидации демократии в нашей стране одинаково опасны как чрезмерная политическая децентрализация и последующая конфедерализация России, так и административно-командная унитаризация, приводящая к чрезмерной концентрации власти в Центре.

Многие процессы, происходившие в политике, экономике, межнациональных отношениях в течение последнего десятилетия имели самое прямое отношение к вопросу о целостности Российской Федерации. В то же время наблюдались также негативные проявления и в связи с отсутствием необходимой позиции Центра в вопросах организации государственной власти в субъектах федерации. Такие формы сепаратизма, как угроза неуплаты налогов, создание республиканских законов, противоречащих федеральным, несогласование назначений тех или иных руководителей и даже структур общероссийского подчинения получили достаточно широкое распространение. Следует отметить, что с 2000 г. наметился положительный сдвиг в этом направлении. Речь идет прежде всего о реформе федеративных отношений, инициированной Президентом РФ В.В. Путиным и его администрацией, главными составляющими которой явились создание федеральных округов, реформирование Совета Федерации, приведение реги- онального законодательства в соответствие с федеральным, предоставление Президенту РФ права отстранять от должности региональных и местных руководителей и распускать представительные органы власти в случае нарушения федеральных законов.

Главная идея реформы заключается в том, что принцип государственной целостности не может быть поставлен под сомнение в связи с федеральным характером Российского государства. Территориальная целостность является приоритетной по отношению к федеративному устройству России, что подчеркивается в п. 3 ст. 5 Конституции: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти»4.

К российскому федеративному устройству применим единственный, на наш взгляд, подход, согласно которому Россия — это государство всех проживающих на ее территории народов, следовательно, и каждая республика в составе Российской Федерации является государством не какой-то одной (титульной) национальности, а всех проживающих на ее территории граждан. Значит, субъектом власти в национальнотерриториальных образованиях, в том чис- ле в республиках, выступают многонациональные народы этих образований, представители которых имеют равные права, независимо от принадлежности к титульным или нетитульным этносам. Нельзя не согласиться с мнением Д.В. Доленко, что апелляция к историческим фактам относительно того, кто и когда поселился на данной территории, какие отношения складывались между этносами на данной территории в древности, не может служить юридическим основанием для определения современных границ и статусов5.

Главная цель обеспечения национальной безопасности России в сфере региональной политики заключается в том, чтобы, стремясь стать в цивилизационном смысле европейской страной с политическим строем, базирующемся на западных по происхождению ценностях плюралистической демократии, в пространственном, территориальном плане проводить активную геополитику по всем направлениям. Это предполагает в первую очередь защиту территориальной целостности, поддержку интеграционных процессов в пространстве СНГ, а также сотрудничество и партнерство с ведущими мировыми державами на равноправной основе.

РОССИЙСКИЕ регионы[

Список литературы Политико-территориальные аспекты национальной безопасности России в условиях демократизации

  • Мельвиль А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам//Полис. 1998. № 2. С. 6 -7
  • Доленко Д.В. Политико-территориальная организация общества в условиях трансформации//Вузовская наука начала XXI века. Екатеринбург, 2002. С. 150
  • Конституция Российской Федерации. М., 1993
Статья