Положение рабочих-шахтеров Кызыл-Кии, революционные движения и борьба с басмачеством (1917-1920 гг.)
Автор: Кадыров А.А., Таиров К.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 11-1 (62), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается появление и развитие угольной отрасли Кыргызстана на примере города Кызыл-Кия. С 1917-году в Кыргызстане начала развиваться горнодобывающая промышленность, с развитием промышленности на юге Кыргызстана, а также стали появляться представители рабочего класса со стабильной занятостью. Революция в России 1917 г. затронула рабочих угольной шахты Кызыл-Кия, а также в целом промышленные предприятия в Туркестане. После Октябрьской социалистической революции советские власти начали национализацию угольных месторождений. Установление советской власти в Киргизии, как и во всей стране, привело к началу гражданской войны. В статье также рассматривается борьба и формирование групп против басмаческих движений.Поскольку Кызыл-Кия была одним из основных угольных разрезов южного региона, этот район в то время не оставался вне поля зрения басмаческих движений.
Развитие угольной отрасли, кыргызстан, революционные движения, борьба с басмачеством
Короткий адрес: https://sciup.org/170192570
IDR: 170192570
Текст научной статьи Положение рабочих-шахтеров Кызыл-Кии, революционные движения и борьба с басмачеством (1917-1920 гг.)
Ферганская долина издревле была известна добычей полезных ископаемых. Согласно арабско-персидским и китайским источникам, с этого региона в I в.н.э., (из Ферганы) вывозились шелк, оружие, мечи, медь, железо и продавалась вплоть до Багдада.
Первые сведения о знаменитом месторождении Кан-и-Гут в Баткенской области можно найти в трудах известного врача Абу Али ибн Сина (X в н.э.). В книге Аль-Истахри «Китаб Масалик аль-Мамалик» говорится [1]: «В Ферганских горах добывают асбест, бирюзу, железо, медь, золото и свинец. В Аспаре есть гора из черных камней, и эти камни (дерево) горят, как уголь; продают их по три мешка за один дирхам, а его пепелем отбеливает ткани».
В 1870 году царское правительство уполномочило генерал-губернаторов выдавать разрешительные документы тем, кто заинтересован в разведке и разработке угольных месторождений в Туркестане. В результате как россияне, так и европейцы стали проявлять все больше интереса к запасам черного золота Туркестана.
1898-1904 Француз Шотт (киргизы звали его Чотбай) начал добывать уголь на восточной стороне Кызыл-Кии.
В 1898 году русский предприниматель Спачев присоединился к немецким, бельгийским и французским предпринимателям и освоил Уч-Коргонское месторождение.
Таким образом, в ХХ в. В Кыргызстане начала развиваться горнодобывающая промышленность, возник класс пролетариев. До этого страна была аграрная, промышленность и мелкие кустарные промыслы были незначительны. Поэтому в таких масштабных горных работах, в регионе не хватало рабочей силы. Поначалу в горных работах работали только представители славянских этносов. Большая загруженность и низкая оплата 14-16 часов подземных работ не интересовала тех, кто хотел здесь работать. Местному населению платили намного меньше, чем иностранцам. По официальным данным, дневная заработная плата кыргызского рабочего составляла 80 тыйынов. Заработная плата квалифицированных забойщиков и проходчиков составляла 20-30 сомов в ме- сяц. Кыргызские рабочие получали зарплату 10-15 сомов [2].
Дискриминация нерусских была обычной политикой в царской России. Также руководство шахты, пользуясь незнанием местного населения и незнанием русского языка, различными способами лишало их заработной платы и налагало штрафы под разными предлогами. Кроме того, систематически задерживалась зарплата на 2-3 месяца.Такое отношение очень негативно сказалось на моральном и материальном состоянии рабочих.
Условия проживания рабочих также были очень плохими, они жили в подвалах и бараках, эти постройки не были обеспечены электричеством, плохо освещались солнечным светом и не соответствовали санитарным требованиям. Помимо плохих жилищных условий, не было ванн, душевых и даже мест для переодевания после работы.
Таким образом, с развитием промышленности на юге Кыргызстана стали появляться представители рабочего класса со стабильной занятостью. По официальным данным, в 1908 г. В 1914 году на угольном разрезе «Кызыл-Кия» было 95 рабочих. Количество рабочих достигло 654 человек. Однако, несмотря на значительное увеличение количества рабочих в этот период, количество рабочих из местного населения составляло всего 2-3%.
1917 г. Февральская революция в России затронула рабочих угольной шахты Кызыл-Кия, а также промышленные предприятия в Туркестане. 1917 г. 6 марта горняки создали первый в Кыргызстане Кы-зыл-Кийский Совет депутатов трудящихся. Тайным голосованием в Совет были избраны представители 13 горняков. Председателем совета был избран рабочий И.И.Едренкин. Совет избавился от сторонников рудника на выборах 25 апреля. Совет твердо стоял на своей классовой позиции и защищал интересы рабочих.
1917 г. В июле Совет депутатов угольного разреза «Кызыл-Кия» принял решение о создании специальной комиссии по надзору за производством. 1917 г. Осенью был сформирован заводской комитет из 12 человек под руководством коммуниста
М.Ф. Трофимова, который стал защищать права и интересы рабочих и контролировать производство.
После Великой Октябрьской социалистической революции советские власти начали уделять внимание добыче угля в стране, особенно в Туркестане. В марте 1918 г. Советское правительство издало постановление о национализации угольных месторождений.
1918 г. Общее собрание рабочих угольного разреза «Кызыл-Кия», которое состоялось 3 марта, решило: изъять все объекты, недвижимость, инвентарь, технику и капитал угольного разреза «Кызыл-Кия» и продолжить работу полным ходом[3].
На месторождении Кызыл-Кия национализировано 15 котлов, 24 двигателя и машины, 17 различных машин. Основные фонды и запасы топлива оценивались примерно в 914 тыс. руб. (1913 г.). В том числе: оборудование брикетного завода -366, котлы - 272, машины и моторы - 11,3, станки и инструменты - 39, уголь добытый - 17,6, различные материалы - 207,8 тыс. руб. Железная дорога также была передана в акционерное общество. Общая стоимость национализированного имущества угольного разреза Кызыл-Кия составляла 2,5 миллиона рублей (в ценах 1913 г.) [3. 21-с].
Национализация угольного месторождения Кызыл-Кия начала давать положительные результаты. Рабочие, взявшие на себя руководство угольной шахтой, быстро продемонстрировали свои организаторские и эксплуатационные качества. Во время национализации шахты добыча угля в среднем составляла 30 пудов на одного рабочего, но после национализации эта цифра выросла до 45 пудов.
Установление советской власти в Киргизии, как и во всей стране, привело к началу гражданской войны. Оно продолжило Октябрьскую революцию, подняв ее на новый уровень и превратив в ожесточенную борьбу. «Наша война, - говорил Ленин, - есть продолжение политики революции, политики свержения эксплуататоров, капиталистов и помещиков»[4].
Басмаческое движение было широко распространено на юге Кыргызстана. Её конечной целью было установление патриархально-феодального строя, старого порядка. Басмачество появилось от неправильной политики местных большевиков в первые годы правления советов. Киргизы надеялись, что улучшение их положения решат многие колониальные проблемы, в том числе и национальный вопрос. Несмотря на рьяные заявления новой власти, эти надежды не оправдались: на самом деле отношение большевистских комиссаров к местному населению мало чем отличалось от отношения царских чиновников и эмиссаров Временного правительства.
Таким образом, киргизы, узбеки и таджики, проживающие в Фергане и окружающих горах, считали политику советской власти продолжением колониальной политики царской России и восстали против преемницы монархии. Басмачество было одним из важнейших сил послеоктябрьского периода, активно сопротивлявшейся развитию большевизма и установлению Советской власти[5].
В начале басмачество поддерживало большинство коренных народов Туркестана. Мусульманское духовенство призвало вести священную войну против неверных. Угнетатели показали свою силу и получили помощь из-за границы. Крестьяне делили излишки с басмачами, а пастухи не щадили мелкий скот и лошадей. 1918 г. тот факт, что в конце концов Ферганской долиной управляли полностью, кроме городов и промышленных центров.
На местах начали формироваться отдельные местные группы против басмаческих движений. Количество рабочих, задействованных в таких группах на угольном разрезе Кызыл-Кия, составляло около 100 человек[3. c 30].Во главе спецгрупп стояли представители Коммунистической партии большевиков. Помимо угольной шахты Кызыл-Кия, они начали формировать молодежные организации, в том числе партийные ячейки, среди рабочих угольных шахт Сулюкта и Шураб. Такие организации между угольными шахтами работали вместе и активно боролись против усиления Советской власти и различных контрреволюционных движений. Партийные и молодежные организации при- ложили значительные усилия для того, чтобы донести до широкой общественности идеологию и политику новообразованного Советского государства и мобилизовать массы на его укрепление. Позже эти организации получили поддержку народа и сыграли важную роль в устранении противников советской системы как врагов народа, укреплении государственной власти, проведении партийной и государственной политики, создании нового общества и руководства массами. Под их руководством были реализованы такие масштабные программы, как индустриализация промышленности, коллективизация экономики, ликвидация всеобщей неграмотности.
Поскольку Кызыл-Кия был одним из основных угольных разрезов южного региона, этот район в то время не оставался вне поля зрения басмаческих движений. Действующие в этом районе банды Эрге-ша и Насир ад-Дина пытались захватить угольную шахту и разграбить деревни.
1918 г. 17 ноября на угольной шахте Кызыл-Кия был сформирован вооруженный кавалерийский отряд численностью 50 человек. Командиром отряда был назначен В.Я. Хрипченко. Кроме того, был сформирован пехотный отряд численностью 280 человек из работающих горняков и бедняков деревень близ шахты. Отряд возглавил сначала П. Кузьмин, затем Ф. Э. Волчков. «Было много людей, которые хотели присоединиться к этой команде, но мы выбрали только самых достойных», -сказал Хрипченко[6].
Совет рабочих депутатов разделил всю рабочую силу на три смены, чтобы сохранить темп добычи угля и защитить шахту. Если двое из них работали посменно, третий защищался от басмачей.
Вооруженный конный отряд защищал окружающие селения как Уч-Коргон, Вуа-дил, Караван и другие районы. Они принимали активное участие в защите деревень и участвовали в уничтожении мелких басмаческих групп. Кроме того, в тяжелые времена они достигли жителей Скобелева, Маргилана, Оша, Андижана, ДжалалАбада, Коканда и помогли изгнать угнетателей. Вооруженный конный отряд во гла- ве с В.Я. Хрипченко помог рабочим города изгнать банду Мадамин-Бека из Коканда. 1918-1920 гг. Красноармейцы охраняли особые укрепления в Фергане и Марги-лане.
Несмотря на эти суровые условия, шахтеры несли ответственность за свои обязанности и не снижали темпы ежедневной добычи угля. В 1919 г. заявлении февральского съезда профсоюза горняков сказано: «Несмотря на тот факт, что горняки находятся в разных частях Ферганы и окружены бандитскими группировками, мы приложим все средства для защиты нефтяных месторождений Туркестана".... мы честно выполним свой долг туркестанскому про-летариату»[7].
В конце 1919 г. реввоенсовет Ферганского фронта поручил горнякам добыть 90 тысяч тонн угля для локомотивов. В результате за короткий промежуток времени было добыто 105 тысяч фунтов угля, а горняки смогли выполнить двойную суточную норму на 200%[8].
Однако, несмотря на некоторый энтузиазм рабочих, сложная ситуация в стране также негативно сказывалась на добыче полезных ископаемых. Возникла нехватка квалифицированных рабочих из-за призыва в армию. Например, в октябре 1919 г. на угольном разрезе Кызыл-Кия не хватало 1280 человек, в том числе 540 квалифицированных рабочих[9].Рабочие из деревень, расположенных недалеко от шахты или других предприятий, были призваны заменить уехавших рабочих. Однако из-за отсутствия опыта их производительность была намного ниже, чем у ранее квалифицированных рабочих.
Особое внимание руководство страны уделило возрождению угольной промышленности в Туркестане. Принят ряд мер по увеличению добычи угля и обеспечению нормальных условий труда горняков. В 1919 году в результате репрессивных действий на шахтах в Фергане. В декабре М.В. Фрунзе и В.В. Куйбышев поручили Ферганскому революционному военному совету «... создать все необходимые условия для производства самого дорогого для страны топлива»[10].
В годы Гражданской войны одним из основных средств повышения производительности труда была выплата надбавок за выполненный труд. За каждый метр, выкопанный сверх нормы, выплачивалась премия в размере половины месячной заработной платы. С увеличением материальных интересов работников появляется возможность повысить производительность труда и укрепить промышленное производство.Премия также была присуждена за увеличение валовой продукции и производительности. Общественные организации приняли строгие меры по усилению трудовой дисциплины, против нарушителей трудовой дисциплины, разграбления государственной собственности и лени. Эти меры сформировали сознательное стремление трудящихся к работе и проложили путь к сохранению и приумножению общественной собственности.
1920-е годы командующий Туркестанским фронтом М.В. Фрунзе высоко оценил героические усилия горняков «Кызыл-Кия» и призвал к дальнейшему увеличению темпов добычи угля.
Другой формой нового подхода к работе были субботники организованные рабочими.
Первые субботники в Туркестане прошли в 1919 г, в конце 1920-х гг. и стали приобретать массовый характер. 1920-е годы В строительстве железной дороги Кызыл-Кия приняли участие более 3000 рабочих. Вечером проходили культурные мероприятия. Это был первый субботник в Кыргызстане.
В этот день горняки Кызыл-Кии добыли 3,2 тысячи фунтов угля и отправили его по железной дороге на заводы. Участвуя в субботниках рабочие внесли значительный вклад в укрепление социалистического строительства в стране. По данным Ферганского обкома РКП (б) Туркестана, субботник считалась «лабораторией коммунистического труда»[11].
Добившись решительных побед в гражданской войне, Советское государство стало направлять все усилия на укрепление экономических структур. В то же время части Красной Армии и Трудовой Армии играли активную роль в укреплении экономических структур республики. В первом полугодии 1920-г. на угольных шахтах страны была проделана значительная работа: восстановлены основные объекты, реконструированы некоторые технические объекты, возобновлена добыча угля. 1920-г.на угольном разрезе «Кызыл-Кия» работало 1396 рабочих, в том числе 764 в шахтном управлении, 179 в механическом цехе, 187 на железной дороге, 84 на строительстве и 182 на различных работах. В том году было добыто 6 015 000 фунтов угля[3. c 19].
С июля 1920- года Красная Армия про- ков и сумела ликвидировать несколько крупных банд басмачей. Красная Армия также принимала активное участие в этих боевых действиях. В декабре в Уч-Коргоне была убита банда из 200 человек. В конце 1920-года Ферганская долина была полностью очищена от захватчиков. Это позволило рабочим приложить максимум усилий для восстановления экономики. В результате, наряду с восстановлением других секторов страны, появилась возможность возродить угледобычу, являющуюся основой промышленности.
вела успешные операции против захватчи-