Польско-литовские материалы в азбуковнике Давида Замарая и украинское окружение патриарха Филарета

Бесплатный доступ

На основе известных источников предлагается по-новому взглянуть на инициатора кампании по запрещению «литовских» книг в Московском государстве в первой трети XVII в. Кроме сохранившихся документов и бесспорных биографических фактов к выдвижению гипотезы об инициативе в преследовании книжной продукции из соседнего государства, исходившей от литовского выезжего, ставшего в Московской Руси архиепископом Суздальским и Тарусским, Иосифа Курцевича, привлекаются также рукописные материалы из азбуковников московского справщика Давида Замарая. Изучение словарных статей этих азбуковников позволяет установить, что часть из них была заимствована из книг «литовской печати», которые поступали в Москву от неизменного корреспондента Иосифа Курцевича митрополита Киевского Иова Борецкого («Беседы Иоанна Златоуста на Деяния апостольские» (Киев, 1624), «Беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла» (Киев, 1623)). Выясняется также, что «киевский богослов» Афанасий Китайчич, ставший первым в череде хулителей «Евангелия Учительного» Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, был под патронажем Иосифа Курцевича и мог выражать и его точку зрения на эту книгу.

Еще

Иосиф курцевич, афанасий китайчич, давид замарай, азбуковник, кирилл транквиллион ставровецкий, книги "литовской печати"

Короткий адрес: https://sciup.org/147220173

IDR: 147220173   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-9-144-156

Список литературы Польско-литовские материалы в азбуковнике Давида Замарая и украинское окружение патриарха Филарета

  • Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. СПб., 1995.
  • Буланин Д. М. Афанасий Китайчич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4: Т-Я. Дополнения. С. 325-327.
  • Булычев А. А. История одной политической кампании в XVII в.: Законодательные акты второй половины 1620-х годов о запрете распространения "литовских" печатных и рукописных книг в России. М., 2004.
  • Булычев А. А. О публикации постановлений церковного собора 1620 г. в мирском и иноческом "Требниках" (М., 1639) // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб. 2: XVI - начало XVII века. С. 35-62.
  • Горбатов Е. Н. Материалы к биографии архиепископа Иосифа (Курцевича) // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4. С. 233-242.
  • Заседание в книжной палате 18 февр. 1627 г. по поводу исправлений Катехизиса Лаврентия Зизания. СПб., 1878. (Изд. Об-ва любит. древн. письм.; вып. 17).
  • Книга Белоруссии. 1517-1917: Сводный каталог. Минск, 1986.
  • Коваленко К. И. Азбуковник Давида Замарая как источник по русской лексикографии XVII в.: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2018. 30 с.
  • Ковтун Л. С. Азбуковники XVI-XVII вв.: Старшая разновидность. Л., 1989.
  • Левичкин А. Н. О датировке Азбуковника 1596 года // ТОДРЛ. СПб., 2014. Т. 63. С. 541- 550.
  • Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История русской церкви. М., 1996. Т. 6.
  • Маслов С. И. Кирилл Транквиллион Ставровецкий и его литературная деятельность. Киев, 1984.
  • Маштафаров А. В., Флоря Б. Н. Иосиф (Иезекииль) (Курцевич Иван Дмитриевич) // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 25. С. 634-636.
  • Опарина Т. А. "Прения с Евангелием учительным" Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого в русской богословской полемике XVII века // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск, 2000. С. 185-193.
  • Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск, 1998.
  • Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877.
  • Флоря Б. Н. Послание Иосифа Курцевича князю Григорию Четвертинскому // Славяне и их соседи. М., 1991. Вып. 3: Католицизм и православие в Средние века. С. 141-151.
  • Харлампович К. В. Иосиф Курцевич, архиепископ Суздальский, б. Владимирский и Брестский (1621-1624 гг.) // Волынские епархиальные ведомости. 1900. № 13. С. 404-416; № 14. С. 433-444; № 15. С. 464-477.
  • Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1.
  • Чумичева О. В. Символы евангелистов в русской иконографической традиции // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск, 2000. С. 259-263.
  • Юдин А. А. Азбуковник Давида Замарая: "польско-литовские" материалы // Рукописи, старопечатные и редкие книги в собраниях России: Сб. ст., посвящ. юбилею Е. И. Дергачевой-Скоп. Новосибирск, 2018. С. 169-198.
  • Юдин А. А. Новгородский Азбуковник: литературные источники, списки, редакции // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, № 12: Филология. С. 91-97.
  • Bazydło J. Jerzy [Czartoryski]. In: Encyclopedia katolicka. Lublin, 1979, t. 3, s. 763-764. (in Pol.)
  • Latacz E. Czartoryski Jerzy. In: Polski słownik biograficzny. Kraków, 1937, t. 4, s. 277-278. (in Pol.)
  • Michalski A. O pochodzeniu i początkach kariery domu książąt Czartoryskich. Słupskie studia historyczne, 2013, № 19, s. 47-71. (in Pol.)
Еще
Статья научная