Понятие авторских прав в странах евразийского экономического союза
Автор: Канатов Танат Канатович
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Права человека в Евразийском пространстве
Статья в выпуске: 1 (20), 2016 года.
Бесплатный доступ
Цель: Комплексный анализ понятия авторских прав по законодательству стран ЕАЭС. Методология: Автором преимущественно использовался системный (комплексный) подход, применялись формально-юридический (догматический) и сравнительно-правовой методы. Результаты: В статье раскрыто понятие авторских прав по законодательству стран ЕАЭС. Проведен анализ данного юридического термина, приведены взгляды отдельных ученых-правоведов на данную проблематику, а также сформулировано авторское видение по данному вопросу. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней произведен анализ законодательства стран ЕАЭС, и приведены мнения исследователей применительно к содержанию понятия авторские права.
Авторские права, евразия, защита авторских прав
Короткий адрес: https://sciup.org/14042338
IDR: 14042338
Текст научной статьи Понятие авторских прав в странах евразийского экономического союза
Действующее в настоящее время в странах ЕАЭС законодательство в области авторского права и смежных прав состоит, главным образом, из Гражданского кодекса РФ. Действующие кодексы являются современными и базируются на концепции авторского права континентальной Европы. Это подтверждается следующими характеристиками: 1) только физические лица признаются в качестве авторов; 2) признание моральных прав; 3) признание права перепродажи в области изобразительного искусства; 4) дифференциация между авторскими правами и смежными правами; 5) срок защиты – 70 лет после смерти автора.
Как известно, в соответствии с договором о ЕЭК был учрежден ЕАЭС, который вступил в силу с 1 января 2015 года. В соответствии со статьей 5 договора Комиссия наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и це- лями Союза. Для этого решением Высшего Евразийского экономического совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов сторон, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям, и (или) даваться поручения Евразийской экономической комиссии по координации взаимодействия сторон в соответствующих сферах.
Необходимо отметить, что правовой базой соглашений ЕАЭС являются соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также иные международные договоры, что является свидетельством унификации и гармонизации законодательства охраны и защиты авторских и смежных прав в странах ЕАЭС.
Комиссия провела работу по кодификации законодательства ЕАЭС, в том числе над проектом раздела XVIII «Интеллектуальная собственность», договора о ЕАЭС и приложения № 23 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» к нему. В соответствии с указанным разделом государства – члены ТС и ЕЭП осуществляют сотрудничество в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Основными задачами сотрудничества являются:
-
– гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
-
– защита интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов.
Наиболее приоритетные направления сотрудничества установлены в следующих сферах:
-
– поддержка научного и инновационного развития;
-
– совершенствование механизмов коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности;
-
– предоставление благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав государств-членов;
-
– обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе и в сети Интернет;
-
– обеспечение эффективной таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе посредством ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов;
-
– осуществление скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.
В последнее время между учеными стран ЕАЭС ведется полемика касательно вопроса, что понимается под субъективными авторскими правами.
Термин «авторское право» понимается в двух значениях:
-
1) в объективном – совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;
-
2) в субъективном – совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.
Субъективное авторское право дает возможность автору и иным правообладателям удовлетворить свои имущественные и личные неимущественные (моральные) права, то есть распоряжаться своими правами и законными интересами. Государство, в свою очередь, обеспечивает гарантированную защиту прав и законных интересов субъектов авторского права.
Проблема защиты субъективных авторских прав и охраняемых законом интересов требует рассмотрения некоторых общетеоретических аспектов, которые сами по себе являются неоднозначными и дискуссионными, но имеют большое 70
практическое значение для данного исследования. Поэтому, чтобы наиболее полно раскрыть понятие и содержание форм защиты гражданских прав, необходимо уяснить сущность субъективного авторского права.
Авторское право в своей основе является юридическим выражением осознания государством важности сохранения культуры для сохранения и развития общества. Поддержка и защита творчества, охрана результатов интеллектуальной деятельности непосредственно связаны с защитой свободы личности, прав человека. Таким образом, по мнению С.В. Коростелевой, независимо от особенностей национального законодательства в сфере авторского права системы авторского права признаются имеющими двуцелевое назначение. Это своего рода «двойственная реальность»: с одной стороны, содействие защите прав лиц, занятых в сфере создания произведений литературы и искусства, и с другой – удовлетворение общественной потребности путем максимально возможной доступности произведений, охраняемых авторскими правами [7]. При этом следует соблюсти тонкий баланс между интересами автора (его произведение не должно стать источником дохода третьих лиц или объектом плагиата), а также чрезмерным ограничением доступа к авторским произведениям, в том числе экономического характера, это тормозит развитие общества, сдерживает экономическое развитие страны, что не всегда в интересах государства и самого автора [9].
Авторское право как система правовых норм регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Словосочетание «авторское право» часто используется для указания на сами субъективные полномочия авторов и других лиц (авторское право в субъективном смысле) [16].
Под субъективными авторскими правами понимают совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны его интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом [11].
Вопрос о понятии субъективного права в целом в юридической литературе обсуждается на протяжении многих лет. К примеру, Л.К. Рафи-ева предлагает следующую классификацию мнений ученых-правоведов относительно субъективных прав:
-
1) авторы, рассматривающие субъективное право как притязание;
-
2) авторы, рассматривающие субъективное право как средство обеспечения определенного поведения обязанных лиц;
-
3) авторы, которые видят в субъективном праве меру возможного или дозволенного поведения управомоченного лица;
-
4) авторы, которые включают в него и дозволенность собственных действий управомоченного, и возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц [12].
Интересна точка зрения по вопросу, касающемуся понятия субъективного права, Е.Я. Мо-товиловкера. По его мнению, субъективное право представляет не меру возможного поведения, а определенную законом возможность удовлетворения субъективного интереса. Не каждый интерес сопряжен с юридическим субъективным правом, но каждое субъективное право в юридическом смысле связано с законным интересом. В ином случае возможность (дозволение), которую субъективное право открывает, становится бессодержательной, бессмысленной [10].
По мнению С.Н. Братусь, субъективное право – «это мера возможного поведения, обеспеченная законом и, тем самым, соответствующим поведением обязанных лиц» [1].
«Мера возможного поведения» определяет юридическую форму субъективного права, тогда как «пользование социальным благом» составляет его позитивное содержание [13].
По мнению Р.О. Халфиной, субъективное право образует два вида возможностей: «определять собственное поведение и требовать соответствующего поведения от обязанных лиц. При этом акцентируется внимание на единстве этих двух сторон, но не на противопоставлении с точки зрения приоритета одного из них» [15].
Другие авторы считают, что субъективное право – это некая дозволенная законом мера возможного поведения управомоченного лица [3].
Один из виднейших цивилистов периода до буржуазных реформ XIX века Д.Н. Мейер указывал на то, что право – это мера свободы лица, живущего в обществе, в пределах которой лицо может совершать известные действия [8].
Ю.С. Гамбаров понимал под правом в субъективном смысле все то, что нам дается или обеспечивается действием того или другого объективного права [2].
Г.Ф. Шершеневич под правом в смысле субъективном понимал обусловленную объективным правом возможность осуществления интереса [17].
О.С. Иоффе утверждал, что для государства предоставление прав различным субъектам имеет значение постольку, поскольку оно обеспечивает такое поведение обязанных лиц, которое установлено государством в качестве обязательного при данных обстоятельствах. Для управомоченного лица наделение его субъективными правами значимо постольку, поскольку оно обеспечивает такое поведение других лиц, которое необходимо управомоченному при данных условиях [4, c. 216]. Также О.С. Иоффе дает понятие субъективной обязанности – это юридическое средство обеспечения такого поведения ее носителя, в котором нуждаются управомоченный и которое государство признает обязательным.
В двусторонних гражданско-правовых отношениях выполнение обязанности одним из субъектов, обуславливающее удовлетворение интересов его контрагента, непосредственно связано с осуществлением права обязанного лица, приводящим к удовлетворению его собственных интересов [4, c. 218].
По мнению Е.У. Ихсанова, субъективное авторское право – это юридически обеспеченная возможность лица, создавшего произведение своим творческим трудом (автора), признаваться автором этого произведения, избирать способ обозначения своего авторства, охранять воплощенную в произведении творческую индивидуальность, а также использовать произведение указанными в законе способами [5]. Французский ученый Леон Дюги отрицал субъективные права как таковые, но впоследствии это суждение показало свою ошибочность. Отрицание субъективных прав ведет к отрицанию частного права в целом. Субъективное право в отличие от объективного возникает лишь у конкретного лица и только при наличии определенных фактов, в частности, в случае создания произведения. Это возможность, закрепленная объективным правом. Субъективные авторские права имеют исключительный характер. Под исключительным характером субъективных авторских прав понимают то, что только их обладатели (автор и его правопреемники) могут решать вопрос, связанный с использованием произведения.
В научной литературе Германии уделялось и уделяется большое внимание субъективному авторскому праву. Его сущность заключается, с одной стороны, в том, что авторское право обеспечивает разумное вознаграждение автору, с другой – в возможности из соображений целесообразности и справедливости свободы третьих лиц совершать действия, дозволенные автору [6].
Субъективное право дает управомоченному лицу:
-
1) право на совершение собственных действий;
-
2) право требовать от обязанного лица совершения определенных действий;
-
3) право на защиту [14].
На основе проведенного исследования понятия субъективного авторского права мы видим, что данная тема на сегодняшний день является актуальной, впереди предстоит большая работа по ее изучению.
Список литературы Понятие авторских прав в странах евразийского экономического союза
- Братусь С.Н. О соотношении гражданской правоспособности и субъективных прав//Советское государство и право. 1949. № 8. С. 32-33.
- Гамбаров Ю.С. Гражданское право: Общая часть. М., 2003. С. 380.
- Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М., 2001. С. 292.
- Иоффе О.С. Гражданское правоотношение. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003.
- Ихсанов Е.У. Авторское право как субъективное гражданское право по законодательству Республики Казахстан: Дис. … канд. юрид. наук. Алматы, 2001. С. 45.
- Канторович Я.А. Литературная собственность. С приложением всех постановлений действующего законодательства о литературной, художественной и музыкальной собственности. СПб., 1895. С. 28-30.
- Коростелева С.В. Личные неимущественные права авторов и особенности их реализации в Интернет. М., 2006. С. 38.
- Мейер Д.Н. Русское гражданское право. Пг., 1914. С. 117.
- Мильгром В. Дело «Бетамакс»: двенадцать лет спустя//Интеллектуальная собственность. 2001. № 11/12. С. 59.
- Мотовиловкер Е.Я. Теория регулятивного и охранительного права. Воронеж, 1990. С. 43-49.
- Корнеева И.Л. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. пособ. М.: Юристь, 2006. С. 92.
- Рафиева Л.К. Честь и достоинство как правовая категория//Правоведение. 1996. № 2 С. 58.
- Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966. С. 168.
- Сулейменов М.К. Объекты гражданских прав: монография. Алматы, 2008. С. 25.
- Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М. 1974. С. 227.
- Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. М.: Городец, 2008. С. 6.
- Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1911. С. 58.