Понятие и признаки информационной услуги как гражданско-правовой категории
Автор: Ахтямова Евгения Викторовна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Статья в выпуске: 1 (43), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются понятие и признаки информационных услуг, порядок и принципы их оказания. Автором установлено, что информационная услуга является как экономической, так и гражданско-правовой категорией и обладает комплексным экономическим и правовым содержанием. Анализ нормативных актов, а также мнений различных авторов позволил сделать вывод о том, что понятие «информационная услуга» в правовом контексте шире, нежели в экономическом. Выявлено, что информация как гражданско-правовая категория может участвовать в гражданском обороте в виде оказания информационных услуг или охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), при условии соблюдения определенных требований, закрепленных в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Дано определение информационной услуги, которая обладает как общими признаками, присущими услугам в целом, так и особыми признаками, которыми обладает информация.
Информация, информационная услуга, услуга, правовое регулирование, принципы, признаки, свойства, гражданско-правовая категория, экономическая категория
Короткий адрес: https://sciup.org/142233802
IDR: 142233802
Текст научной статьи Понятие и признаки информационной услуги как гражданско-правовой категории
Понятие «информационная услуга» широко распространено в гражданском обороте, однако ни в научной литературе, ни в нормативно-правовых актах до сих пор нет единства мнений в понимании содержания информационных услуг, порядка и принципов их оказания. Поскольку в 2008 году в статью 128 Гражданского кодекса РФ были внесены поправки, и информация была исключена из числа объектов гражданских прав, возникли актуальные вопросы правового определения информации и информационной услуги, а также особенности правового регулирования отдельных видов оказания информационных услуг.
Само понятие «информационная услуга» складывается из двух составляющих ее терминов «услуга» и «информация», в отношении которых в правовой доктрине так и не выработаны общие теоретические подходы.
В современном гражданском праве России оказание услуг, согласно положениям статьи 128 Гражданского кодекса РФ, признается в качестве объекта гражданских прав. Вместе с тем, в теории гражданского права вопросы о сущности услуг, типология услуг и их дальнейшая классификация являются самыми спорными. Данные вопросы неоднократно рассматривались как дореволюционными цивилистами, например, Г.Ф. Шершеневичем [1], так и современными, например, Н.А. Бариновым [2], М.В. Кротовым [3], В.В. Кваниной [4], Д.И. Степановым [5], Санниковой Л.В. [6], Е.Г. Шабловой [7], Е.Д. Шешениным [8] и другими учеными.
С точки зрения ученых-экономистов, услуга – это отношение по поводу труда как деятельности, то есть сама деятельность становится товаром, имеющим неовеществленную потребительскую стоимость, которая потребляется в процессе овеществления услуги. В основе данных постулатов лежат выводы К. Маркса, который различал два рода услуг в зависимости от результата деятельности [9, с. 413]. Ф. Котлер определял услугу, как любое мероприятие или выгода, которое одна сторона может предложить другой и которое в основном неосязаемо и не приводит к завладению чем-либо [10, с. 600].
Такого же мнения придерживаются и российские цивилисты, среди которых сформировались две основные позиции по вопросу о сущности услуг: одни ученые рассматривали услуги как саму деятельность, специфическую форму труда, а другие под услугами понимали результат труда, полезный эффект деятельности. Так, Е.Г. Шаблова полагает, что услуга – это способ удовлетворения индивидуальной по- требности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате деятельности, допускаемой действующим порядком на возмездных началах [7, с. 23]. М.В. Кротов, наоборот считает, что услуга представляет собой определенную форму продукта труда и обладает всеми свойствами товара [3, с. 4]. В связи с этим, H.A. Баринов отмечал, что услуга – это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительские стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека [11, с. 101].
В действующем Гражданском кодексе РФ отсутствует определение понятия «услуга», а содержащиеся в ряде принятых законодательных актов разъяснения разнятся между собой. Легальное определение услуги приведено в статье 38 Налогового Кодекса РФ [12], что, по мнению М.Н. Малеи-ной, не может быть основой при применении гражданского законодательства [13, с. 497].
Законодательное определение понятия «информация» содержится в статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ (далее Закон об информации) [14], согласно которой, информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, то есть, законодатель различает информацию, связанную с материальным носителем, и информацию как нематериальный объект.
Среди цивилистов существует множество подходов к определению свойств информации. Так, Е.В. Меднякова указывает на существование пяти составляющих свойств информации: физическая неотчуждаемость, обособляемость, информационная вещь (продукт), тиражируемость, организационная форма [15, с. 17]. Е.А. Зверева указывает на такие характеристики информации, как субстанциональная несамостоятельность, трансформируемость, неисчерпаемость и релевантность, тиражируе-мость [16, с. 28].
Информация как гражданско-правовая категория может участвовать в гражданском обороте в виде оказания информационных услуг или охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), при условии соблюдения определенных требований, закрепленных в Законе об информации. К таким требованиям, например, относится допустимость ограничения доступа к информации только федеральными законами (статья 3 Закона об информации); отсутствие противоречия действующему законодательству сделок, предметом которых является информация (ст. 5, 6 Закона об информации); требование полезности информации для субъекта и ее фиксации на определенном носителе (ст. 11 Закона об информации), а также ряд других требований.
Следует отметить, что в науке гражданского права среди ученых неоднократно предпринимались попытки дать определение понятию «информационная услуга». Представляется более точным определение Е.Г. Шабловой, которая понимает информационную услугу как способ удовлетворения потребностей заказчика, который предполагает не просто передачу информации клиенту, а осуществление координируемой с заказчиком деятельности, например по сбору, поиску, переработке, распространению, систематизации, порядку использования информации [7, с. 4].
Изучение нормативных актов, а также концептуальных подходов различных авторов, позволяет сделать, вывод, о том, что понятие «информационная услуга» в правовом контексте шире, нежели в экономическом. Если ученые-экономисты в своих определениях ограничиваются только действиями по предоставлению информации до потребителя, то учеными-цивилистами охватывается весь комплекс действий с информацией, объединенных по признаку направленности.
Данный вывод позволяет учитывать то, что уже изначально информационной услуге присущи те же свойства, что и услугам вообще: это действия или деятельность, способные порождать тот правовой эффект, на который они направлены. При этом все те же действия сводятся к двум связанным между собой элементам: целям и средствам достижения этих целей. Следует согласиться с мнением Р.Н. Мородумова, о том, что информационная услуга представляет собой правовое явление, обладающее специфическими характеристиками, в силу особых свойств информации.
Во-первых, информационная услуга обладает целевой направленностью, определяемой заданием заказчика путем активизации своих информационных потребностей в виде информационного запроса или информационного оповещения.
Во-вторых, действия или деятельность, оказываемые в рамках информационной услуги исполняются посредством поиска, сбора, хранения, переработки, систематизации, распространения и предоставления информации.
В-третьих, процесс оказания информационной услуги, фиксируется в нематериальном результате или эффекте самой услуги [17, с. 71].

Соответственно, информационная услуга обладает теми же особыми свойствами, что и информация: физическая неотчуждаемость, содержательность и независимость форм предоставления сведений, обособляемость, тиражируемость, организационная форма и релевантность.
Таким образом, информационную услугу следует понимать как действия или деятельность по поиску, сбору, хранению, переработке, систематизации, предоставлению и распространению определенного объема информации в соответствии с целями и запросом, определяемыми заказчиком.
Общепризнано, что информационные услуги предоставляются в различных сферах деятельности. На данный момент существует ряд нормативно-правовых актов, которые создают механизм реализации информационных правоотношений. Однако нормы, закрепляющие право на доступ к информации, порядок такого доступа, а также порядок информационного обмена отражены фрагментарно в различных законодательных актах.
Следует признать, что проблемы гражданско-правового регулирования отношений по предоставлению и распространению информации не потеряли актуальности и с принятием Закона об информации, а также части четвертой Гражданского Кодекса РФ. Центральное место в Законе об информации занимает ст. 5, называемая «информация как объект правовых отношений», которая устанавливает, что информация может быть объектом различных правоотношений: публичных, гражданских и иных.
Так, Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 развивает и конкретизирует конституционный принцип свободы массовой информации, регулирует отношения, связанные с ее поиском, получением, производством и распространением [18]. Права человека на свободное духовное развитие, научную и образовательную деятельность регулируются Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ [19]. Федеральный закон РФ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ, регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ, а также отношения в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства [20]. Следует отметить, что данные законодательные акты регулируют отношения, связанные с общедоступной информацией.
Важным является установление обязанности по предоставлению информации, которые установлены, например, в ст. 8 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 [21], где предусматривается, что кредитная организация обязана публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию – об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов. Также такая обязанность установлена и в ряде других нормативных актах.
Важное значение в регулировании отношений, возникающих при оказании информационных услуг, имеет Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, который распространяет свое действие на отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, при выполнении работ и оказании услуг, а также определяет механизм реализации этих прав [22].
Рассматривая нормативно-правовую базу, следует обратить внимание и на акты судебных органов власти, которые все чаще устраняют противоречия между развивающейся практикой и действующим законодательством. В качестве примера можно сослаться на постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 г. № 17 [23], Информационное письмо Президиума ВАС РФ «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» от 29 сентября 1999 г. № 48 [24] и так далее. При этом, устраняя противоречия, разрешая коллизионные ситуации, судебная практика исходит из приоритета закона.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что информационная услуга, имеет комплексное экономическое и правовое содержание и обладает как общими признаками, присущим услугам в целом как экономической и гражданско-правовой категории, так и особыми признаками, которыми обладает информация: физическая неотчуждаемость, содержательность и независимость форм предоставления сведений, обособляемость, тиражируемость, организационная форма и релевантность.
Список литературы Понятие и признаки информационной услуги как гражданско-правовой категории
- Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. По изд. 1907 г. М.: Спарк, 1995.
- Баринов Н.А. Права граждан по договору бытового заказа и их защита. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1973.
- Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве: учебное пособие. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1990.
- Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг. Челябинск.: ЮУрГУ, 2002.
- Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. М.: Статут, 2004. 348 с.