Понятие и признаки попрошайничества
Автор: Теохаров Александр Константинович
Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua
Рубрика: Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
Статья в выпуске: 1 (34), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются современные научные представления относительно определения понятия попрошайничества. Автор приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует универсальное понятие попрошайничества, так как в каждом из имеющихся определений содержатся какие-либо терминологические изъяны. Осуществляется разграничение понятия попрошайничества от нищенства и бродяжничества. Приводится авторское определение понятия попрошайничества.
Попрошайничество, признаки попрошайничества, нищенство, бродяжничество, уличные музыканты, киберпопрошайничество
Короткий адрес: https://sciup.org/14317811
IDR: 14317811 | DOI: 10.19073/2306-1340-2017-14-1-43-48
Текст научной статьи Понятие и признаки попрошайничества
В связи с ростом безработицы, снижением доходов населения и увеличением количества социальных иждивенцев в постсоветский период попрошайничество стало обыденным явлением. Лица, занимающиеся попрошайничеством, образуют довольно разноликую социальную группу, в которую входят мигранты, бывшие осужденные, алкоголики, наркоманы, пенсионеры, матери с грудными детьми, мошенники и т. д. В данной группе существуют определенные правила поведения, собственный язык общения и деление представителей на разные категории.
В обыденном сознании довольно прочно закрепилось понятие попрошайничества. В значении этого термина содержится оттенок административно, а в отдельных случаях даже уголовно наказуемого деяния, и в научной ли- тературе авторы свободно оперирует данным понятием. Отдельные аспекты попрошайничества освещались в исследованиях социологов, криминологов, экономистов, историков, психологов [1, 4, 8, 9, 15]. Однако до сих пор остаются без внимания теоретические вопросы изучаемого социального явления, в частности, практически не разработаны понятие и признаки попрошайничества. К тому же определение понятия попрошайничества отсутствует и на законодательном уровне.
Отсутствие законодательного определения попрошайничества вызывает его неоднозначное толкование среди правоприменителей, что отражается на административной практике. Так, в г. Москве ежегодно выявляется и пресекается более 2 000 фактов попрошайничества, однако к административной ответственности по ст. 3.8 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях в 2013–2014 гг. не привлечено ни одного человека1.
Вышеизложенное доказывает необходимость разработки дефиниции попрошайничества, что обусловлено теоретическим и практическим значением.
Следует отметить, что в юридической литературе, научных работах по истории, социологии и психологии применяются различные определения попрошайничества. Однако любое из них нельзя считать универсальным, так как в каждом содержатся какие-либо терминологические изъяны. Толкователи рассматриваемого понятия в качестве основного признака попрошайничества выделяют выпрашивание денег или иных материальных ценностей.
Слово «попрошайничество» происходит от глагола «попрошайничать», лексическое значение которого – нищенствовать, надоедливо выпрашивать что-нибудь у кого-нибудь [10, с. 563]. Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова попрошайничество – это занятие нищенством либо постоянное, надоедливое приставание с просьбами о чем-нибудь [2]. В словаре Т. Ф. Ефремовой попрошайничество определено как выпрашивание милостыни либо постоянное, надоедливое приставание с просьбами о чем-либо [6].
Из приведенных формулировок можно сделать вывод о том, что занятие попрошайничеством является составной частью нищенства, под которым понимается крайняя бедность, убожество [2]. По мнению М. О. Кудрявцевой, «попрошайничество – это практические действия, которые выполняются в соответствии со статусом «нищий», это поведение, опирающееся на статус нищего» [7, с. 73]. Однако отдельные исследователи данные термины не разграничивают и употребляют их как синонимы. В частности, И. Ю. Дьяконов определяет нищенство как «систематическое активное прошение материальной помощи у незнакомых людей, которое является для просящего основным средством дохода» [5, с. 3].
Представляется, что разногласия среди ученых по поводу соотношения рассматриваемых понятий обусловлены прежде всего неоднозначным смысловым значением понятия «нищий». К тому же в Толковом словаре русского языка
С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой термин «нищий» приводится в двух значениях: 1) очень бедный, неимущий; 2) человек, живущий подаянием, собирающий милостыню [10, с. 419]. В. А. Чуланов и В. Ю. Дементьева считают, что нищенство следует отличать от попрошайничества, так как, «во-первых, не все нищие прибегают к попрошайничеству как единственному способу выживания, во-вторых, не все попрошайки действительно подлинно нуждающиеся» [15, с. 96].
Последняя точка зрения является наиболее правильной и подтверждает, что при схожем семантическом значении понятий «нищенство» и «попрошайничество» тем не менее их следует различать. В подтверждение данной позиции следует отметить, что имеющиеся коннотации термина «нищий» носят оттенок сострадания и жалости, в то время как в термине «попрошайка» присутствует эмоциональный, как правило, негативный контекст. Поэтому в обыденном значении понятие «нищий» ассоциируется с действительно нуждающимся, неимущим человеком, а попрошайка олицетворяет псевдонищего, мошенника. По мнению В. А. Чуланова и В. Ю. Дементьевой, попрошайки относятся к категории так называемых профессиональных нищих, которые являются злом в истинном нищенстве и под маской крайней нужды лишают подаяния тех, кто действительно в нем нуждается [15, с. 96].
Очевидно, что нищенство как социальное явление редко обходится без занятия попрошайничеством, и в этой связи данные понятия можно соотносить как часть и целое. Однако в настоящее время попрошайничество приобрело существенно иной характер, нежели это было ранее, и представляет собой прибыльный бизнес. Главной особенностью современного попрошайничества становится то, что среди мошенников и лицедеев сложно распознать тех, кто действительно нуждается в помощи и материальной поддержке.
Попрошайничество также следует отличать от бродяжничества. Необходимо пояснить, что речь идет о бродяжничестве в контексте социальной депривации и не рассматривается как форма девиантного поведения детей.
Бродяга – это обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий [10, с. 60]. По мнению Л. Л. Кругликова, «бродяжниче- ство – это скитание, многократное перемещение лица из одной местности в другую без определенной цели, когда лицо существует на случайные заработки, за счет попрошайничества, мелких хищений и т. п.» [13, с. 177]. П. Д. Павленок и М. Я. Руднева считают, что «бродяжничество можно трактовать как явление, характерное для обнищавших, бездомных людей, непоседливых, скитающихся без определенных занятий и целей, живущих у чужих людей, переходя от одного места к другому» [11, с. 17]. Н. Р. Косевич под бродяжничеством понимает «образ жизни в виде беспрестанного перемещения, скитания из одной местности в другую либо в пределах одной местности (города, района) без постоянного места жительства и занятия с существованием за счет случайных заработков, мелких краж или попрошайничества» [14, с. 294].
Анализ имеющихся точек зрения позволяет сделать вывод о том, что отличительным признаком бродяжничества от попрошайничества является бездомность как социальный статус человека, выражающийся в отсутствии у него прав собственности на определенное жилое помещение, в котором он мог бы проживать, пребывать и зарегистрироваться. Безусловно, бродяжничество, так же как и нищенство, может сопровождаться занятием попрошайничеством. Однако бездомные прибегают к попрошайничеству по причине нужды в пропитании либо в силу алкогольной, наркотической зависимости. В отличие от них так называемые профессиональные нищие попрошайничество оценивают как своеобразный вид трудовой занятости, приносящий заработок. У большинства «профессиональных» нищих имеется постоянное место жительства и основной источник дохода (пенсия, пособие по инвалидности и т. д.). К тому же от бродяг попрошайки отличаются опрятным внешним видом.
В юридическом словаре попрошайничество определяется как выпрашивание у посторонних лиц денег или материальных ценностей [3, с. 401]. В данной формулировке попрошайничество рассматривается в более широком смысле, и в качестве положительного момента необходимо отметить, что в ней не конкретизированы форма выражения просьбы и действия, ее сопровождающие. Тем самым выпрашивание материальных ценностей может выражаться в конклюдентной, устной или письменной формах.
Действительно, в отдельных дефинициях попрошайничество определяется как назойливое выпрашивание, надоедливое приставание, активные действия, что также отражает и обыденное представление относительно рассматриваемого социального явления. Так, по мнению Н. Р. Косевич, «попрошайничество – постоянное (зачастую назойливое) выпрашивание у посторонних лиц денег, продуктов питания, одежды, других предметов, из которых можно извлечь материальную выгоду» [14, с. 294]. Подобная позиция также находит свое подтверждение при формулировании понятия «подаяние милостыни», под которым понимается «добровольная индивидуальная материальная помощь, непосредственно оказываемая незнакомому человеку в ответ на активную просьбу» [5, с. 3]. Однако практика показывает, что попрошайничество может быть весьма разнообразным. Например, человек может молчаливо стоять с протянутой рукой, держать табличку с просьбой о помощи, использовать животных. Таким образом, человек своим поведением дает понять посторонним лицам, что он нуждается в помощи.
Одним из ключевых признаков, характеризующих попрошайничество, является то, что оно выражается в прибеднении, принижении своих возможностей и рассчитано на отзывчивость, жалость и доброту людей. Пожилые люди, инвалиды, беременные женщины, малолетние дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, всегда вызывают у прохожих лиц сострадание и сочувствие. Если попрошайка не относится к вышеперечисленным категориям, то, как правило, он молчаливо стоит с табличкой с надписью: «Подайте, ради Христа, на операцию», «Помогите, умерла мама», «Помогите деньгами на лечение родных», «Мне нужно 1 000 рублей, чтобы купить билет на автобус. Вы могли бы мне помочь?» и т. п.
Интересно отметить, что в последнее время среди попрошаек появились лица, которые не стремятся скрыть свое лицедейство и открыто это демонстрируют посредством табличек с надписями: «Хочу есть! Продукты не предлагать!», «Подайте на ремонт адронного коллайдера», «Помогите собрать деньги для покупки виолончели», «Подайте на выпивку».
Вышеперечисленные признаки позволяют сделать вывод, что к категории попрошаек не относятся уличные музыканты. Однако не все так однозначно. Действительно, очень часто в метро, в подземном пешеходном переходе или сквере можно видеть уличных музыкантов. В обыденном восприятии уличные музыканты, если они просто поют, при этом играя на различных музыкальных инструментах, и не нарушают общественный порядок, не воспринимаются как попрошайки. Об этом также свидетельствует и анализ административной практики. Например, в г. Москве уличных музыкантов не привлекают к административной ответственности за попрошайничество, а наказывают в соответствии со ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» и ст. 20.2.2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка».
Следует признать, что, в отличие от «профессиональных» нищих, уличные музыканты стремятся заработать материальные средства за счет своего таланта, поднимают настроение прохожих и даже собирают толпы зевак. К тому же среди них можно встретить весьма интеллигентных людей, имеющих музыкальное образование, и даже знаменитостей. Так, 12 декабря 2015 г. в подземном переходе на станции метро «Тургеневская» выступил солист группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. Интересен тот факт, что собравшиеся люди не только слушали музыку, но и подавали деньги известному артисту2. В подтверждение вышесказанного в ближайшее время в московском метрополитене планируется выделить пятнадцать специальных площадок, на которых легально будут выступать уличные музыканты и зарабатывать деньги. Однако предварительно им предстоит пройти отбор, прислав свои видео на специально созданный сайт, и живое прослушивание3.
Наряду с этим уличных музыкантов следует признавать попрошайками, если их выступление сопровождается аскерством. Аскерство (от англ. ask – просить, требовать, потребовать) – специфическая форма попрошайничества, предполагающая выступление уличных музыкантов с помощниками (аскерами), выпрашивающими материальные средства у посторонних лиц. В большинстве случаев аскеры выпрашивают денежные средства в навязчивой форме, стоят на пути прохожих. Аскерство характерно для лиц подросткового возраста, для которых вырученные денежные средства, как правило, идут на приобретение сигарет, спиртных напитков, наркотических средств.
Некоторые авторы в определении попрошайничества выделяют такой признак, как «систематическое». Так, П. Д. Павленок, М. Я. Руднева считают, что попрошайничество как вид социального паразитизма означает систематическое выпрашивание у посторонних лиц (под различными предлогами и без них) денег, продуктов питания, одежды, других материальных ценностей [11, с. 7].
В этой связи необходимо отметить, что попрошайничество может и не носить системного характера. На сегодняшний день широкое распространение получило попрошайничество в Интернете, посредством которого можно опубликовать обращение к гражданам и в короткие сроки собрать значительную денежную сумму. Киберпопрошайки выпрашивают деньги, чтобы погасить задолженность по кредитной карте, сделать операцию по увеличению груди, оплатить лечение или обучение и т. д. Так, у К. Бос-нэк образовалась задолженность по кредитной карте в размере более $20 тыс. К. Боснэк создала собственный сайт и бросила клич: «Все, в чем я нуждаюсь, это получить по $1 с 20 тыс. человек». В результате милосердные граждане перечислили на ее счет более $13 тыс., что позволило ей рассчитаться с долгами меньше чем за полго-да4. К тому же не следует исключать вероятность того, что в силу тех или иных причин (например, приезжий гражданин стал жертвой грабителя и лишился документов, денежных средств) человек действительно нуждается в оказании разовой материальной помощи.
Отдельные ученые в качестве одного из признаков попрошайничества выделяют, что прошение материальных ценностей должно осуществляться в общественных местах. Р. А. Соловьев попрошайничество на паперти определяет как «вид неформальной экономической деятельности уличного уровня, заключающейся в прошении у окружающих денег, еды, одежды и других материальных ценностей в публичных местах» [12]. Очевидно, что в данном определении содержится терминологический изъян, так как указано, что попрошайничество на паперти осуществляется в публичных местах. Как известно, паперть – это крыльцо или площадка перед входом в церковь. В связи с этим конкретизация в указанной формулировке места, в котором происходит попрошайничество, является излишним. Также критически следует оценивать утверждение, что попрошайничество может осуществляться только в общественном месте (например, киберпопрошайничество позволяет попрошайкам выпрашивать денежные средства, не выходя из дома).
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что в различных научных исследованиях попрошайничество определяется как девиантное поведение, социальный паразитизм и маргинальное явление. В обыденном восприятии и среди ученых попрошайничество, как правило, рассматривается в негативном контексте, а попрошайки предстают в образе мошенников.
Определение понятия попрошайничества представляется весьма важным, поскольку среди исследователей отсутствует единая точка зрения на этот счет. Проанализированные дефиниции имеют определенные изъяны и не в полной мере отражают суть рассматриваемого социального явления. Данные обстоятельства дополняются отсутствием законодательной трактовки попрошайничества, что на практике приводит к существенным проблемам при квалификации административных правонарушений и преступлений.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что попрошайничество в широком смысле представляет собой социальное явление, которое следует отличать от нищенства и бродяжничества. Под попрошайничеством понимается обращение человека к посторонним лицам с просьбой оказания безвозмездной материальной помощи, выражающееся в прибеднении, принижении своих возможностей и рассчитанное на жалость и доброту людей. Признаками попрошайничества являются: 1) обращение к посторонним лицам; 2) прибеднение, принижение своих возможностей; 3) расчет на жалость и доброту людей; 4) оказание безвозмездной материальной помощи.
В связи с тем что законодательство, регламентирующее вопросы противодействия антисоциальным явлениям, является фрагментарным и разрозненным, необходимо принятие специального федерального закона, в котором следует закрепить вышеупомянутое определение попрошайничества. Представляется, что приведенное авторское определение понятия попрошайничества будет способствовать его дальнейшей теоретической разработке и совершенствованию правоприменительной практики.
Список литературы Понятие и признаки попрошайничества
- Белозерова Т. Б., Соболева Ж. В. Нищенство в России как явление XIX -начала XX века//Социальная политика и социология. 2011. № 1 (67). С. 94-108.
- Большой толковый словарь русского языка: ок. 60 000 слов/под ред. Д. Н. Ушакова; . М.: Астрель; Тверь: АСТ, 2007. 1268 с.
- Большой юридический словарь/В. Н. Додонов, В. Д. Ермаков, М. А. Крылова . М.: ИНФРА-М, 2001. 790 с.
- Бутовская М. Л. Введение: попрошайничество как универсальный феномен человеческой культуры//Этнографическое обозрение. 2007. № 3. С. 3-11.
- Дьяконов И. Ю. Антропология нищенства: этологические аспекты: автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 2009. 28 с.
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: свыше 136 000 слов. ст., ок. 250 000 семант. ед. М.: Рус. яз., 2000. Т. 2: П-Я. 1088 с.
- Кудрявцева М. О. Драматургия попрошайничества: социологическое описание повседневной практики//Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. № 3. С. 73-91.
- Лиходей О. А. Девиантное поведение и социальный контроль (на примере бродяжничества и попрошайничества в России): дис. … д-ра социол. наук. СПб., 2006. 374 с.
- Мургузов А. М. Организованное попрошайничество//Проблемы современной науки и образования. 2015. № 8 (38). С. 87-90.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.
- Павленок П. Д., Руднева М. Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие/отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2007. 185 с.
- Соловьев Р. А. Социально-экономический механизм попрошайничества на паперти в России//Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV очеред. всерос. социол. конгресса. М.: РОС, 2012. С. 7994-8019.
- Уголовное право России. Особенная часть: учеб./под ред. Ф. Р. Сундурова, М. В. Талан. М.: Статут, 2012. 943 с.
- Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб./под ред. А. В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. 1184 с.
- Чуланов В. А., Дементьева В. Ю. Профессиональное нищенство как социальное явление современного российского общества//Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Сер.: Социально-экономические науки. 2014. № 5. С. 95-103.