Понятие и сущность криминального банкротства
Автор: Арсланов И.Р.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 11 (42), 2017 года.
Бесплатный доступ
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост случаев криминального банкротства предприятий. При этом в действующем законодательстве отсутствует легальное определение криминального банкротства. В настоящей статье понятие криминального банкротства рассматривается через призму уголовного законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство.
Несостоятельность, банкротство, криминальное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство
Короткий адрес: https://sciup.org/140235080
IDR: 140235080
Текст научной статьи Понятие и сущность криминального банкротства
Главной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Однако зачастую в условиях не только экономического кризиса, но в относительно спокойное время каждое предприятия, под влиянием тех или иных факторов может оказаться в ситуации неспособности расплачиваться по своим долгам. Поэтому большую роль на современном этапе имеет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, что позволяет восстановить ущемленные права кредитора или же помочь выйти должнику из кризиса.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под несостоятельностью (банкротством) понимают признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [2].
Согласно официальным данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве в России наблюдается стабильный рост числа предприятий, прекративших деятельность в связи с признанием их банкротами. Так, в 2012 году прекратило деятельность в результате банкротства 179218 предприятий, в 2013 году - 188271, в 2014 году - 194226, в 2015 году - 202510, в 2016 году - 267423 предприятия [5].
Однако, несмотря на имеющиеся положительные стороны законодательного введения процедуры банкротства предприятий, судебная практика показывает, что институт банкротства может быть использован для захвата благополучно работающего предприятия, передела собственности, включая явно криминальные средства достижения поставленных целей. В практике также встречаются ситуации, когда под маской легального банкротства кроется желание избежать ответственности за привидение предприятия в положение экономической несостоятельность вследствие неграмотной деятельности руководства, необоснованного расходования денежных средств, неоправданного коммерческого риска и т.д. Во всех случаях использования процедуры признания предприятия банкротом за рамками закона речь идет о криминальном банкротстве [3].
На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует легальное определение криминального банкротства. При этом в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрены следующие противоправные деяния, составляющие данное криминальное явление:
-
- неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ);
-
- преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ);
-
- фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) [1].
Под неправомерными действиями при банкротстве необходимо понимать сокрытие имущества (имущественных прав) или информации о нем, включая утаивание бухгалтерских документов, отражающих экономическую деятельность предприятия (ст.195 УК РФ).
Умышленная несостоятельность подразумевает совершение руководителем или владельцем юридического лица действий, которые влекут за собой неспособность коммерческой организации удовлетворить требования кредиторов (ст.196 УК РФ).
Под фиктивным банкротством подразумевается заведомо ложное публичное объявление исполнительным органом или собственником предприятия о несостоятельности юридического лица (ст. 197 РФ).
Согласно официальным данным МВД России, в 2012 году было выявлено 474 преступления, предусмотренного ст.ст. 195-197 УК РФ, в 2013 году - 426, в 2014 году - 313, в 2015 году - 279, в 2016 году - 274, за период с января по март 2017 года - 98 преступлений [6]. Несмотря на ежегодное снижение числа выявленных криминальных банкротств, говорить о более эффективной борьбе с данным видом преступлений либо об активной предупредительной деятельности правоохранительных органов не приходится. Дело в том, что криминальные банкротства входят в группу латентных преступлений и, соответственно, официальные цифры и реальное положение дел в данной сфере несопоставимы.
Опасность для общества криминальных банкротств заключается в том, что они, в первую очередь, подрывают институты займа и кредита -инструментов экономической деятельности, умышленно уклоняясь от уплаты долгов перед заемщиками. В данной структуре отношений, которые образуют объект криминального банкротства, главенствующее положение занимают интересы трех сторон: должника, кредитора и государства [4].
Главной целью криминального банкротства является уклонение должника от обязанностей возврата своих «неподъемных» долгов.
Следует отметить, что на практике очень трудно привлечь виновного за криминальные действия в области банкротства, это обусловлено рядом факторов, главными из которых являются низкий уровень правовой защищенности экономических отношений, большая латентность данного вида преступлений.
Кроме того, зачастую ст.ст. 195-197 УК РФ оказываются «нерабочими» ввиду их законодательного несовершенства.
В частности, ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве) не раскрывает суть преступления, а лишь описывают перечень частных действий, имеющих иллюстрационный характер. Тогда как суть правонарушения сводится к уменьшению конкурсной массы. В таком случае указанные в статье действия логично рассматривать как улики при совершении преступления.
Кроме того, наблюдается логическая уязвимость сути этой статьи. Увеличение неплатежеспособности подразумевает ее наличие, а, следовательно, исключает вину должника. Ведь ведение хозяйственной деятельности не может быть без наличия денежных обязательств.
Что касается фиктивного банкротства (ст. 197 УК РФ), то в этом случае целью заинтересованного лица скорее является не введение кредиторов в заблуждение, а получение отсрочки платежей или неуплаты долга. Однако для достижения этой цели используется такой метод, как дезинформация заимодавцев. Кроме того, ст. 197 УК РФ не содержит указаний, в какой именно форме должно быть сделано ложное объявление.
Так же большая сложность в расследовании преступлений в сфере криминального банкротства заключается в возможности руководителями предприятия воспользоваться пробелами в законодательстве, своим экономическим и политическим положением в целях уклонения от уголовной ответственности [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что криминальное банкротство представляет собой собирательный термин, объединяющий такие преступные деяния, как неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство.
Развитие экономических отношений не стоит на месте, а это значит, что преступность в данной области будет постоянно расти, если не принимать меры, к ее искоренению. Для достижения высоких результатов в борьбе с преступлениями необходимо упорядочить нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в области банкротства, в частности, существует объективная необходимость в законодательном закреплении понятия «криминальное банкротство».
Список литературы Понятие и сущность криминального банкротства
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 17.04.2017 № 71-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 01.05.2017 № 84-ФЗ)//Российская газета. 02.11.2002. № 209-210.
- Кругляков А.А. Проблемы регулирования криминальных банкротств в Российской Федерации//Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества: материалы IX международной научно-практической конференции (Минск, 13 мая 2016 г.). -Минск, 2016. -С. 207.
- Москаленко В.А., Гурунян Т.В. Несостоятельность (банкротство) как одна из сфер экономической преступной деятельности//Приоритетные научные направления: от теории к практике. -2016. -№ 23. -С. 235-239.
- Сведения о банкротстве//Официальный сайт Единого федерального реестра сведений о банкротстве . URL: http://bankrot.fedresurs.ru/(дата обращения: 24.05.2017).
- Состояние преступности//Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации . URL: https://мвд.рф/folder/101762/3/(дата обращения: 24.05.2017).
- Субхангулов Р.Р., Анфилатова А.И. Особенности выявления преступлений, связанных с криминальным банкротством//Приоритетные научные направления: от теории к практике: материалы Международной научно-практической конференции (Нефтекамск, 16 мая 2015 г.). -Нефтекамск, 2015. -С. 198-201.