Понятие и сущность правовых категорий
Автор: Щербаков Роман Александрович
Журнал: Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество @vestnik-rosnou-human-and-society
Рубрика: Правовое образование, формирование правосознания населения и профилактика преступности
Статья в выпуске: 3, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается правопонимание вопроса правовых категорий как научных понятий, используемых в юридической литературе для обоснования и закрепления свойств и признаков исследуемых правовых явлений.
Категории, правовые категории, основание, научное понятие, категориальный аппарат, правовое мышление
Короткий адрес: https://sciup.org/148161104
IDR: 148161104
Текст научной статьи Понятие и сущность правовых категорий
ВЕСТНИК 2015
Термин «категория» был1 известен еще Аристотелю: одно из сочинений Аристотеля носит название «Категории», в котором выделены первостепенные понятия этого термина.
Понимание термина «категория» состоит в исследовании и упорядочении наиболее общих объективных научных знаний о предмете.
Так, И.Д. Андреев рассматривает категории как общие понятия, которые используются для обобщения знаний в науке, он пишет: «Есть понятие, которое отражает основные свойства сравнительно небольшого класса предметов. В этом смысле мы можем называть их частными понятиями. Но есть и такие понятия, в которых выражены существенные свойства, связи и отношения, принадлежащие всем или почти всем предметам, изучаемым данной наукой. Такие общие понятия называются категориями» [1, c. 177].
Примечательным является то, что И.Д. Андреев рассматривает категории как общие понятия, отражающие свойства предмета и принадлежащие всем или почти всем предметам конкретной области науки. Он отмечал тем самым, что категории, используемые в конкретной области науки, как понятия могут не рассматриваться в иных областях научных знаний (например: категория «норма права» используется только в юри- дической науке). В этом смысле можно говорить об исключительности категорий.
Первостепенная проблема категорий заключается в обосновании существующего явления, то есть насколько категории как научные понятия обеспечивают правильное отражение и понимание признаков и свойств соответствующего предмета и как они соотносятся с самим предметом.
При рассмотрении категорий необходимо отметить, что они как научные понятия отражают в себе сущность предметов, на которые опираются, то есть познание категорий осуществляется через раскрытие основных свойств и признаков предмета.
Так, категории можно рассматривать как научные понятия, посредством которых осуществляется познание признаков, свойств, связей и отношений предмета, используемых для формирования научного знания о предмете исследования.
Необходимость формирования категорий конкретных явлений связана не только с развитием уровня мышления, но и с систематизацией науки в целом. Именно благодаря понятийному аппарату происходит уяснение изучаемых объектов.
В свою очередь, В.В. Нырков о категориях пишет: «Зачастую мы употребляем термин “категория” не задумываясь, порой интуитивно же- лаем подчеркнуть этим значимость какого-либо научного понятия. Большинство из нас “наклеивает” данный “ярлык” на понятие, представляющееся нам “наиболее общим”, фундаментальным или же занимающим некое центральное место в теории» [2, c. 60].
Бесспорно утверждение В.Н. Ныркова о том, что зачастую термин «категория» используется не по прямому назначению, то есть можно сказать, что вырабатываются тенденции к пониманию категорий не только с позиции научного понятия, но и как некий критерий, который необходим для придания важности сформулированному термину.
Достоверным является рассмотрение категорий с точки зрения научных понятий. В связи с этим формирование любого научного понятия в науке начинается со всестороннего изучения предмета исследования.
Формирование научного понятия для конкретного явления играет важную роль в любом научном знании, так как от того, будут ли (или насколько правильно будут) отражены и сформулированы признаки существующего явления в определении, зависит его дальнейшее осмысление, осознание и как результат – понимание.
Таким образом, благодаря использованию категорий у лиц, взаимодействующих с определением, осознанно или неосознанно формируется специфическое мышление, так как такие категории отражают объективные свойства картины мира.
Рассмотрение вопроса правовых категорий не может обойтись без философских категорий, которые в любом исследовании выступают исходным методологическим основанием. Так, С.С. Алексеев пишет следующее: «Общие понятия юридической науки постольку имеют методологические значения, поскольку они являются выражением принудительного к данному конкретному фактическому материалу философских законов и категорий» [3, c. 135–136].
С.С. Алексеев справедливо отмечает, что философские категории находят свое отражение в юриспруденции, так как они закрепляют общетеоретические представления о различных явлениях, в том числе о правовых явлениях. Иными словами можно сказать, что измененные под правовую действительность философские категории всецело используются в юридической науке.
Так, рационалист Рене Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» [4, с. 194] сформулировал ряд правил, которые находят свое отражение при формировании научного понятия. Приме- нение соответствующих правил способствует логически правильному построению научных понятий.
Разработанные Рене Декартом правила всецело находят свое отражение не только в формировании научного понятия, но и в рассмотрении вопроса формирования научных знаний предмета исследования, на чем основываются категории.
Также необходимо отметить труд Имре Лакатоса, который находит свое отражение при развитии категорий, он пишет: «Если рассмотреть наиболее значительные последовательности, имевшие место в истории науки, то видно, что они характеризуются непрерывностью, связывающей их элементы в единое целое» [5, c. 79].
В таком понимании научное знание рассматривается как совокупность последовательных теорий, связанных непрерывно между собой общим развивающимся основанием, то есть развитие науки заключается в последовательной смене исследовательских программ.
Основание выступает главным элементом, из которого исходят другие понятия, при этом основание остается неизменным (например: основание «система права», в которой рассматриваются «отрасль права», «подотрасль права», «институт права», «норма права»). Таким образом, категории выступают не только научными понятиями для конкретных явлений, но и могут служить основанием для других понятий. Отсюда можно сделать вывод, что категориям свойственна последовательная логическая взаимосвязь.
Как и большинство наук, использующих категории в качестве научных понятий, юридическая наука не является исключением, в ней также используются категории, только исключительно в правовом сегменте они называются «правовые категории».
Так, А.М. Васильев применяет следующее определение для правовых категорий: «Правовые категории – научные понятия, которые выступают как инструмент научного мышления и служат для отображения объективной сути правовых явлений» [6, c. 90].
Правовые категории направлены на осмысление сущности правовых явлений и формирование в сознании понимания значимости права. Можно отметить, что правовые категории служат отправной точкой в понимании права и в формировании у юристов соответствующего уровня мышления – правового.
Центральное место в структуре теоретикоправовых исследований, направленных на изучение различных правовых явлений в правовой
ВЕСТНИК 2015
ВЕСТНИК 2015
действительности, занимают правовые категории. Осознание правовых категорий у юристов в значительной мере формирует не только право-понимание правовых явлений, но и как результат выступает формированием правового мышления.
В юридической науке научным понятиям отводится ключевое место, прежде всего это связано с гносеологической функцией правовых категорий, где, в свою очередь, познание правовых категорий выступает инструментом уяснения и разъяснения правовых явлений, объективные свойства которых находят свое отражение в определении.
Таким образом, можно сказать, что изучение правовых категорий осуществляется исключительно в юридической науке. Исследование категорий через призму юридических наук позволяет: рассмотреть основные закономерности развития права, сформулировать категориальный аппарат, систематизировать знания о праве. Нужно подчеркнуть, что правовые категории призваны обозначить наиважнейшие понятия, используемые в юридической науке.
Р.С. Джинджолия, рассматривая правовые категории в системе уголовного права, пишет: «Так, в науке уголовного права основополагающими понятиями являются, например, «преступление», «состав преступления», «уголовная ответственность», «соучастие», «вина», «наказание», «субъект преступления», «объект преступления», понятие составов конкретных преступлений, содержащихся в нормах Особенной части УК РФ» [7, c. 9].
Нужно подчеркнуть, что исследование правовых категорий в системе уголовного права представляет собой индивидуализацию категорий под конкретную отрасль права – уголовную.
Правовые категории в первую очередь призваны осмыслить правовые явления, происходящие в обществе. Поэтому правовые категории, как и общественные отношения, находятся в постоянном развитии, включая в себя видоизмененные представления о правовых явлениях.
Необходимо отметить, что понятия, а тем более научные, не остаются неизменными, их развитие осуществляется с развитием картины мира, то есть понятия находятся в постоянном изменении, прежде всего это связано с развитием научного знания. В свою очередь, развитие научного знания заключается в изменении подходов к самой проблеме и, как следствие, изменении исследовательских программ.
Специфика рассмотрения правовых категорий заключается в осмыслении значимости кате- гориального аппарата. Необходимость формирования категорий конкретных правовых явлений связана не только с развитием уровня мышления, но и с систематизацией науки в целом. Именно благодаря понятийному аппарату происходит уяснение изучаемых предметов.
Нужно подчеркнуть, что правовые категории как научные понятия должны быть четко и правильно сформулированы и отражать всю полноту и специфику понимания и познания правовых явлений, для которых они используются.
Так, правовые категории должны: отражать новые общие процессы, отношения и закономерности; быть доказаны и проверены опытом; происходить из правового явления; быть включены в понятийный строй правовой теории; изменяться путем последовательной смены развития существующих теорий.
Также нужно отметить, что правовые категории как научные понятия используются не только в юридической литературе, но и находят свое отражение в законодательстве (например: п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» закрепляет понятие «информация») [8, с. 14], где понятие «информация» выступает основанием по отношению к другим понятиям: «электронное сообщение», «документированная информация» и «электронный документ».
Таким образом, законодательное закрепление понятий дает не только правильное представление об используемых терминах, но и формирует их правопонимание. Благодаря правовым категориям раскрываются содержание, структура и сущность правовых явлений. Иначе говоря, правовые категории как научные понятия выступают методом познания правовых явлений в правовой действительности. Правовые категории выступают не только как начальный уровень формирования знаний о правовых явлениях, но и как уровень, характеризующий правовую культуру.
С помощью категориального аппарата происходит понимание, уяснение и формирование знаний о правовых явлениях, возникающих в правовой картине мира.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы .
Во-первых , правовые категории – это научные понятия, которые характеризуют объективные свойства правового явления в правовой действительности.
Во-вторых, понимание и осознание правовых категорий позволяет выработать категори- альный аппарат, используемый в юридической науке, способствующий формированию и развитию правового мышления, и как следствие – понимание правовых норм.
В-третьих , феномен правовых категорий заключается в том, что они выступают научными понятиями, которые характеризуются изменением, дополнением и исключением.
В-четвертых, использование правовых категорий в юридической науке способствует объединению правовых знаний, осмыслению правовых явлений, формированию правового мышления, а также осознанию правовой действительности.
В заключение необходимо подчеркнуть, что суть правовых категорий в юридической науке заключается в формировании последовательных, логически точных научных понятий, преломленных через признаки и свойства правовых явлений.
Список литературы Понятие и сущность правовых категорий
- Андреев И.Д. Проблемы логики и методологии познания. -М.: Наука, 1972 -303 с.
- Нырков В.В. Поощрение и наказание как парные юридические категории: дис. … канд. юрид. наук. -Саратов, 2003. -222 с.
- Алексеев С.С. Общая теория социалистического права/С.С. Алексеев. -Вып. 3. -Свердловск: Изд-во Свердловского юр. ин-та, 1966. -212 с.
- Декарт Р. Сочинения: в 2 т. -М.: Мысль, 1989. -Т. 1. -654 с.
- Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. -М.: Медиум, 1995. -235 с.
- Васильев А.М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий теории права. -М.: Юридическая литература, 1976. -264 с.
- Джинджолия Р.С. Унификация оценочных признаков при квалификации преступлений против личности: монография/под ред. А.А. Магомедова. -М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2004. -271 с.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»//Российская газета. -2006. -№ 4131.