Понятие и значение принципа единства экономического пространства РФ
Автор: Берекенова Е.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 6-3 (25), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140120992
IDR: 140120992
Текст статьи Понятие и значение принципа единства экономического пространства РФ
Единство экономического пространства Российской Федерации – один из принципов экономических основ конституционного строя, предполагающий, что Российская Федерация представляет собой состоящее из территорий ее субъектов пространство, на котором экономически функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, которые также предполагают единую инфраструктуру и проведение единой налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики, обеспечивающей свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Термин «экономическое пространство» широко применяется в различных контекстах. В политическом понимании это так называемое единое экономическое пространство в пределах СНГ, под этим имеется в виду общность рынка, единая валюта, устранение таможенных барьеров. В социальном контексте единое экономическое пространство отражает единую социальную базу, выравнивание темпов развития отдельных регионов и даже государств (Союз Белоруссии и России).
Сегодня России, интегрирующейся в мировую экономику, необходимо решить ряд собственных важных проблем, в том числе укрепить государственное единство, с тем чтобы процесс интеграции осуществлялся единым государством, а не группой разрозненных регионов со слабыми внутренними связями. Сегодня остро стоит проблема федерализма как решение судьбы экономических реформ и перспектива вхождения страны в глобальное экономическое пространство. Иначе говоря, необходимо обеспечить внутреннее единство государственной экономики и как следствие - мощь всей страны. В этой связи одна из актуальных проблем - обеспечение конституционного принципа единства экономического пространства.
Единство экономического пространства как некая основа государства должно цементировать отношения между субъектами внутри федеративного государства. Между тем, как показывает практика, отсутствие единого понимания содержания данного принципа государственными органами на федеральном уровне и региональными властями весьма осложняет взаимоотношения центра и регионов.
Представляется обоснованным мнение, что содержание ст. 8 Конституции необходимо рассматривать в единстве со ст. 74, где установлен запрет на введение таможенных границ, пошлин, сборов, препятствующих перемещению денежных средств, товаров и услуг на территории РФ, однако федеральные власти понимают данное положение шире - как запрет на дифференциацию налогового бремени в субъектах федерации для предприятий, находящихся на территории субъекта, ограничивая право последнего на регулирование налоговой сферы. Налоговые полномочия субъектов РФ с каждым годом сокращаются, т.е. в настоящее время идет тенденция усиления экономической зависимости регионов от центральной власти, которая практически не оставляет свободных средств в регионах, а перераспределяет их по своему усмотрению.
Сейчас потенциал развития России заложен именно в регионах, в децентрализации управления экономикой, и, поскольку Россия пошла по пути федерализма, то необходимо обеспечивать развитие регионов, а не кормить их бюджетными подачками. В литературе справедливо отмечается, что мир постепенно уходит от сосредоточения концентрации властных и финансовых ресурсов на вершине государственной пирамиды. Высокий уровень централизации не адекватен ни индустриально развитому, ни постиндустриальному обществу. Ослабление централизма не означает ослабление государства.
Важным последствием бюджетного кризиса, обострившегося в 1998 году, стало ужесточение дисциплины в сфере государственных финансов, причем центральное правительство предприняло ряд мер, которые в итоге способствовали повышению централизации бюджетной системы (например, переход на централизованную казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней). Хотя в документах, принятых Правительством России по поводу реформирования межбюджетных отношений, указывались чуть ли не противоположные приоритеты. Ускорился процесс законодательного закрепления основ бюджетных и налоговых отношений. В 1998 г. были приняты Бюджетный кодекс и первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, унифицировавшие отношения в налоговой сфере между уровнями власти и управления и бюджетный процесс.
Согласно Конституции и федеральному законодательству можно выделить следующие основные механизмы согласования федеральных и региональных интересов:
-
- участие субъектов Федерации в процессе принятия федеральных законов;
-
- правотворческая инициатива властей субъектов Федерации;
-
- заключение договоров и соглашений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;
-
- создание и работа консультативных, совещательных и координационных органов и учреждений;
-
- иные согласительные процедуры во взаимодействии федеральных и региональных властей.
Это, несомненно, так: такие возможности отечественным законодательством предусмотрены. Но они никак не обеспечены ни процедурно, ни с помощью соответствующих конституционных гарантий. Требуется дополнительное толкование соотношения конституционных норм, принятие разъясняющих и дополняющих законов. Большинство положений отечественной Конституции, касающихся федеративного устройства, просто не могут иметь прямого действия, в их применении важное значение начинает играть усмотрение конкретных политических деятелей, законодателей и правоприменителей, подчас даже большее значение, чем сами статьи Конституции. А практика толкования положений Конституции Конституционным Судом (подчас вопреки самой Конституции, как фактически было с «делом о назначении губернаторов») и принятия федеральных законов последовательно проводит в жизнь сугубо авторитарноцентрализованное понимание взаимоотношения центральных и региональных (местных) властей.
О согласовании взаимодействия как о таковом в подобной схеме речи не идет. Невозможно воспринимать как попытки создать подобные механизмы создание Государственного совета при Президенте России, советов при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах. Их работа представляет собой не согласование интересов, а координацию командного типа. С учетом изменения порядка принятия должности главами субъектов Федерации эти структуры стали административным органом, в рамках которого президент (полномочные представители президента) взаимодействует с подчиненными (губернаторами).
Наконец, необходимо адекватное финансово-экономическое обеспечение региональной политики, управления социально-экономическим развитием. Здесь важную роль сегодня может сыграть в том числе и централизованное государственное финансирование за счет средств профицита федерального бюджета. Его полезный эффект должен распределяться по всей бюджетной вертикали в виде наращивания инвестиционных расходов бюджета. Наиболее перспективным с точки зрения расходования имеющихся значительных бюджетных ресурсов является их аккумуляция в целевых Фондах регионального развития с целью финансирования мероприятий регионального социально-экономического развития. Именно такая сеть фондов и могла бы стать экономической «подложкой» реализации политики регионального социальноэкономического развития, разрабатываемой согласованно органами публичной власти и управления всех уровней.
Как видим, принцип единства экономического пространства приобретает смысл одной из основ общества и государства, которая способствует созданию такой ситуации, когда пребывание в составе федерации одинаково выгодно и субъектам, и самой федерации.
Общефедеральные реформы продолжают обеспечение экономического роста, но их результативность снижается. Надо искать иные способы экономического подъема страны. Среди них наиболее эффективным представляется формирование сильной региональной экономики. Таким образом, четкое законодательное урегулирование функционирования региональной и единой экономики - необходимое условие дальнейшего движения вперед по пути становления цивилизованного федерализма.
"Экономика и социум" №6(25) 2016