Понятие механизма реализации конституционных прав и свобод лица с ограниченными возможностями здоровья в Кыргызской Республике

Автор: Калыбек Кызы Замира

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 9-1 (36), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается права лица с ограниченными возможностями здоровья механизм их реализации, а также, какие нормативно-правовые акты регулируют права и свободы лица с ограниченными возможностями здоровья. Какие статьи гарантируют соблюдение права лица с ограниченными возможностями здоровья в Конституции Кыргызской Республики. Проводится анализ точек зрения ученых по вопросу о понятии механизма реализации прав и свобод личности позволяет выработать понятие «механизм реализации конституционных прав и свобод лица с ограниченными возможностями здоровья.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья, права, конституция, свобода, механизм реализации права человека

Короткий адрес: https://sciup.org/170186631

IDR: 170186631   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11592

Текст научной статьи Понятие механизма реализации конституционных прав и свобод лица с ограниченными возможностями здоровья в Кыргызской Республике

Реализация ЛОВЗ (лиц с ограниченными возможностями) своих конституционных прав и свобод, а также гарантирующая деятельность государства в сфере реализации конституционных прав и свобод ЛОВЗ в настоящее время далеки от идеальной. Сложные политические процессы, социально-экономические преобразования в нашей стране обусловили не только позитивные результаты применительно к правам человека, но и повлекли негативные последствия, в том числе и в сфере прав ЛОВЗ. Если даже лица, которые не ограничены по здоровью все чаще сталкиваются с препятствиями при осуществлении своих конституционных прав и свобод, то совсем неудивительно, что права ЛОВЗ, подчас не имеющих возможность в полной мере их реализовать, требуют особого механизма защиты, гарантирования и реализации.

В Кыргызской Республике есть закон Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» [1] и закон Кыргызской Республики «О социальной защите инвалидов в Республике Кыргызстан» [2] отсутствует единый нормативно-правовой акт, раскрывающий механизм реализации конституционных прав и свобод ЛОВЗ. В отечественной правовой системе частично используются международные документы, нормы Конституции Кыргызской Республики, в которых закреплены общие положения, применимые к статусу личности, не указаны особенности осуществления прав и свобод ЛОВЗ. В то же время отечественное законодательство, нормативноправовые акты различного уровня, содержащие большинство необходимых правовых норм, регулирующих положение ЛОВЗ в различных сферах жизнедеятельности, «разбросано» по соответствующим отраслям.

В ряде отчетов подготовленных на основе результатов социологического исследования, направленного на выявление негативных стереотипных установок в отношении женщин и мужчин с инвалидностью, неоднократно ставился вопрос о необходимости разработки такого механизма. «Поскольку непродуманность средств и способов обеспечения действительности правовых норм способна привести к "отрыву" провозглашенных законом требований и предписаний, в том числе и конституционных, от реальной жизни... В таких случаях указывается на декларативность, либо фиктивность установленных прав и свобод ЛОВЗ».

Для определения понятия «механизм реализации конституционных прав и свобод ЛОВЗ» следует обратиться к «Толковому словарю русского языка» и проанализировать точки зрения ученых, раскрывающих содержание «механизма реализации субъективных прав».

Соотнося понятия «реализация прав и свобод» и «результат», Л.Д. Воеводин приходит к выводу, что «в первом случае речь идет об осуществлении записанных в конституции и законе юридических возможностях приобрести те или иные социальные блага, во втором же - имеется в виду итог, фактическое пользование ими». «Однако, - пишет автор, - между этими двумя словами, как правило, есть некий "зазор", для преодоления которого нужен механизм, способный обеспечить эффективный переход от одного к другому» [3, с. 294].

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под «механизмом» понимается система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление. «Система – определенный порядок в расположении и связи действий; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» [4, 3].

По мнению О.В. Ростовщиковой, при некоторых отличиях в определении содержания механизм обычно видится учеными в неразрывном сочетании непосредственно самой реализации и гарантирующих ее явлений и факторов [5, с. 97].

С точки зрения А.В. Черкасова, заложенный в правах и свободах человека и гражданина известный социальноюридический потенциал может неадекватно или вообще не воплотиться, если отсутствует ряд необходимых для того объективных и субъективных факторов. Автор имеет в виду механизм реализации прав и свобод, включающий регулирующие данный процесс юридические нормы, формы, в которых он протекает, гарантирующая деятельность государства, само правовое поведение индивида и т.д. [6, с. 18].

Емкое понятие механизма реализации прав и свобод человека и гражданина содержится в работе В.О. Лучина, отмечающего, что «механизм реализации раскрывается через упорядоченность, структуру (субъекты, объекты, характер связей между ними), разнообразные социальные и юридические факторы, формы, способы, условия и гарантии осуществления конституционных норм в соответствии с демократическими процедурами, принципами законности и социальной справедливости» [5, 7].

«Любой механизм представляет собой не просто совокупность взаимосвязанных элементов, подчеркивает В.А. Авдеев, а их структурную дифференциацию, обусловленную определенной спецификой каждого из них по функциональному назначению, с одной стороны, взаимосвязью и преследуемым целям – с другой» [8, с. 29].

Анализ точек зрения ученых по вопросу о понятии механизма реализации прав и свобод личности позволяет выработать понятие «механизм реализации конституционных прав и свобод ЛОВЗ».

Механизм реализации конституционных прав и свобод ЛОВЗ предлагаем рассматривать как систему взаимосвязанных, взаимовлияющих, имеющих структурную дифференциацию элементов, а также совокупность форм, способов и социальноюридических факторов, способствующих переводу из плоскости формального закрепления конституционных прав и свобод ребенка в плоскость фактического пользования ими.

Согласно традиционной классификации конституционные права и свободы человека и гражданина, от специфики содержания которых во многом зависит механизм их реализации, делятся на личные, политические, экономические, социальные и культурные.

Особого внимания заслуживает классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина, предложенная Л.Д. Воеводиным. Он выделяет: права и свободы в сфере личной безопасности и частной жизни; в области государственной и общественно-политической жизни; в области экономической, социальной и культурной деятельности. Каждая из названных сфер и областей охватывает особенности личности в отдельных ситуациях ее жизни и деятельности, такая группировка конституционных прав и свобод личности соответствует и международным пактам о правах человека и отечественной Конституции. Указанная классификация позволяет представить детальную картину правового положения человека и гражданина в отдельных областях [3, с. 184].

На наш взгляд, эта классификация может быть применима и к анализу конституционных прав и свобод ЛОВЗ в Кыргызстане как предмету исследования механизма реализации выше обозначенных прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью группы прав и свобод человека и гражданина в сфере личной безопасности и частной жизни является то, что конституционные права и свободы объединяются вокруг права на жизнь -высшей ценности. К данной группе прав и свобод человека и гражданина мы относим следующие права и свободы в отношении ЛОВЗ в Конституции Кыргызской Республики [9]: ст. Неотъемлемое право на жизнь; п. 2 ст. 22 Соблюдение человеческого достоинства; ст. 24. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность – п.п. 3, 4 ст. 29. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, информации о частной жизни человека без его согласия, кроме случаев, установленных законом. Каждому гарантируется защита, в том числе судебная, от неправомерного сбора, хранения, распространения конфиденциальной информации и информации о частной жизни человека, а также гарантируется право на возмещение материального и морального вреда, причиненного неправомерными действиями. П. 4. ст. 31 Запрещается пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, призывающая к дискриминации, вражде или насилию. Ст. 47 Каждый имеет право на охрану здоровья. Государство создает условия для медицинского обслуживания каждого и принимает меры по развитию государственного, муниципального и частного секторов здравоохранения. Своеобразие этих прав и свобод человека и гражданина состоит в том, как справедливо замечает Арабаев А.А., что их использование не требует субъекта совершения каких-либо действий. Благом является уже само существование носителя права. Однако реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере личной безопасности и частной жизни может быть осуществлена при условии соблюдения остальными лицами запрета посягательств в отношении предоставляемого правом блага [10, с. 79]. В то же время реализация ряда прав и свобод ЛОВЗ, таких, как: право на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений; Каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом; Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, предусмотренных настоящей Конституцией, законами, международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, общепризнанными принципами и нормами международного права и др. – определяется и ограничивается попечителями или лицами, их заменяющими.

Согласно ст. 1. Закона Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость его социальной защиты и реабилитации.

Механизм реализации ЛОВЗ прав и свобод человека и гражданина- раскрывается в законах КР:

– «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья от 3 апреля 2008 года № 38;

– «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» от 24.01.2004 года № 8;

– «Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике» от 19 декабря 2001 года № 111;

– «О государственном пенсионном социальном страховании» от 21 июля 1997 года № 57;

– «О государственных и муниципальных услугах» и т.д.

Следующую группу прав и свобод человека и гражданина составляют конституционные права и свободы в области экономической, социальной и культурной деятельности. Эта группа прав касается таких важных сфер жизнедеятельности человека, как собственность, труд и отдых, образование, здоровье, социальное обеспечение, творчество. «Социальноэкономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности.

К данной группе прав и свобод человека и гражданина относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; свобода труда; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; право на участие в культурной и творческой жизни общества.

Особенность данной группы прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что ее основу составляют права и свободы, осуществление которых приводит к самореализации личности человека -самодостаточного и в моральном и материальном плане. Но это в идеале. К сожалению, продолжающееся реформирование общества во многом определяет трудности в решении проблем, связанных с реализацией социально-экономических, культурных прав и свобод ЛОВЗ. Следует отметить, что государством не используются максимальные возможности в обеспечении жизнедеятельности и развития ЛОВЗ, ми- нимизации их потерь в уровне жизни. Не обеспечен беспрепятственный доступ ЛОВЗ к системам высшего профессионального образования и здравоохранения, развитие различных форм их материальной поддержки. Остаются не решенными проблемы в отношении ЛОВЗ, находящихся в трудных условиях.

Значительную роль в механизме реализации конституционных прав и свобод ЛОВЗ играют юридические факты – «вехи в определении порядка реализации права, его стадии». Юридическим фактом, влекущим возникновение конституционных прав и свобод, является рождение ребенка – гражданина Кыргызской Республики. Юридическим фактом, прекращающим конституционные права и свободы, является его физическая смерть. В большинстве случаев реализация прав и свобод ЛОВЗ связана с его правомерными действиями, с принятием организационных мер для их осуществления.

Эффективность деятельности механизма реализации прав и свобод человека и гражданина в значительной мере обусловлена особенностями, характеризующими правовую культуру как самого субъекта права, так и иных лиц, способных воздействовать на процесс реализации.

Правовая культура не только охватывает правовой уровень, на котором находится отечественное общество, но и организацию выработки и принятия законов, степень эффективности законов, информированность общества о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, состояние законности и правопорядка. Важным показателем правовой культуры является правовая воспитанность ЛОВЗ, его правовая грамотность. В современных условиях модернизация и развитие правового образования являются одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в отечественных учебных заведениях.

Государство, через нормативноправовые акты закрепила статьи, которые гарантируют соблюдение прав и свобод лиц с ограниченными возможностями здоровья, но, к сожалению, на сегодняшний день все эти гарантии остаются только бу- квой закона. К сожалению, недостаточно эффективные нормативно-правовые акты лишь создают иллюзию благополучия в законодательной сфере обеспечения осуществления прав лиц с ограниченными возможностями по здоровью. Причем дек- ларированный интерес государства к лицам ограниченными возможностями по здоровью сочетается с отсутствием четкого механизма по реализации и защите прав ЛОВЗ в Кыргызстане.

Список литературы Понятие механизма реализации конституционных прав и свобод лица с ограниченными возможностями здоровья в Кыргызской Республике

  • Закон КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 3 апреля 2008 года № 38.
  • Закон КР «О социальной защите инвалидов в Республике Кыргызстан» от 28 июля.
  • Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. - М.: Изд-во МГУ: Инфра-М-Норма, 1997. - 294 с.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - С. 3
  • Ростовщикова О.В. Свобода передвижения и выбора места жительства и гарантии ее обеспечения и защиты в России. - М.: РГБ, 2003. -С. 97
  • Черкасов А.В. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2005. - С. 18.
  • Лучин В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. - М., 1993. - С. 5.
  • Авдеев Д.А. Правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. - М.: РГБ, 2003. - С. 29.
  • Конституция Кыргызской Республики Принята референдумом 27 июня 2010 г.
  • Арабаев А.А. Конституционное развитие Кыргызстана. - Бишкек, 1998. - С. 116.
Статья научная