Понятие «метод» в китайском литературоведении

Автор: Чжу Х., Кондаков Б.В.

Журнал: Евразийский гуманитарный журнал @evrazgum-journal

Рубрика: Зарубежная литература

Статья в выпуске: 4, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается система понятий, использующихся в китайском литературоведении для характеристики литературного процесса, - «творческий метод», «литературное направление» и «литературная школа»; приводится информация об этапах формирования в китайской литературе XX в. разнообразных творческих методов (прежде всего реализма), анализируется значение, вкладываемое в понятие «творческий метод». В работе отмечается воздействие на китайскую критику и литературоведение 1930-х гг. представлений Ф. Энгельса о реализме и практике «социалистического реализма», сформировавшейся под влиянием Советского Союза. Интерес к понятию «творческий метод» в китайском литературоведении начал возрастать в конце XX - начале XXI вв., когда возникла необходимость исследовать современный литературный процесс. В эти годы основными понятиями, используемыми для описания литературного процесса, стали «творческий метод», «литературное направление» и «литературная школа», в которые литературоведы и критики вкладывали разные значения. В статье анализируется практика применения в китайском литературоведении понятия «постреализм» - в отличие от других терминов - «реализм», «неореализм» и «постмодернизм». В статье делается вывод о том, что термин «неореализм» следует использовать для характеристики «позднего» реализма конца XIX - начала XX вв., в то время как термин «постреализм» - для описания явлений конца XX - начала XXI вв., в которых появляются отдельные приёмы, заимствованные из возникших ранее художественных методов, в том числе романтизма, неореализма, модернизма и постмодернизма. Высказывается мысль о том, что произведения современных писателей часто не укладываются однозначно в устойчивые «направленческие», жанровые или стилевые формы, поэтому для характеристики новых художественных явлений необходимо постоянно обновлять терминологический аппарат, приспосабливая его к специфическим особенностям современного искусства.

Еще

Китайское литературоведение, творческий метод, реализм, постмодернизм, неореализм, постреализм, литературное направление, литературная школа

Короткий адрес: https://sciup.org/147242792

IDR: 147242792

Список литературы Понятие «метод» в китайском литературоведении

  • Ван Яо. История новой китайской литературы. Шанхай: Изд-во литературы и искусства, 1982. С. 17. (王瑶.《中国新文学史稿》[M].上海文艺出版社.1982 年.第17 页).
  • Горький М. Полное собрание сочинений: Письма: в 24 т. М.: Наука [ИМЛИ РАН], 1997.
  • Лейдеpман Н. Л., Липовецкий М. Н. Жизнь после смеpти, или Новые сведения о pеализме // Новый миp. 1993. № 7. С. 233–252.
  • Ли Люцзи. Не следует путать творческие методы и литературные направления // Журнал Хэнаньского педагогического университета. 1999. № 6. С. 64. (李留记.创作方法与文学思潮不容混淆 [J].河南师范大学学报.1999 年.第6 期.64 页).
  • Ли Синьмэй. Постреализм, неореализм или реализм? // Русская литература и искусство. 2023. № 3. С. 70. (李新梅. 后现实主义、新现实主义、抑或现实主义?[J].俄罗斯文艺.2023 年.第三期.69 页).
  • Ли Хэлинь. О китайских литературных и художественных направлениях за последние двадцать лет. Шанхай: Изд-во «Шанхайская жизнь», 1939. 574 с. (李何林.近二十年中国文艺思潮论 [M].上海生活出版社.1939 年.574 页).
  • Линь Сянхуа, Чжу Лиюань, Цзюй Яньань, Гу Сяомин. Новые дисциплины и методы в литературе и искусстве. Шанхай: Изд-во литературы и искусства Шанхая, 1987. С. 392. (林骧华、朱立元、居延安、顾晓鸣:《文艺新文科新方法手册》[M],上海文艺出版社,1987 年,第392 页).
  • Мао Цзэдун. Выступление на Яньаньском форуме по литературе и искусству. Пекин: Изд-во Синьхуа. 1942. 33 с. (毛主席. 在延安文艺座谈会上的讲话. 新华出版社.1942 年.33 页).
  • Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения Маркса и Энгельса. Т. 4. Пекин: Народное изд-во, 2012. 590 с. (《马克思恩格斯选集》第 4 卷,北京:人民出版社,2012 年,第590 页).
  • Поспелов Г. Н. Теория литературы: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1978. 351 с.
  • Фэн Сюэфэн. Развитие китайской литературы от классического реализма к социалистическому реализму // Фэн Сюэфэн. Сборник статей. Пекин: Изд-во Народной литературы, 1981. С. 478. (冯雪峰. 中国文学中从古典现实主义到社会主义现实主义的发展的一个轮廓[A].冯雪峰论文集(中). 人民文学出版社,1981. 478 页).
  • Хализев В. Е. Теория литературы. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. 405 с.
  • Цю Цзинцзюань. Русская литературная школа неореализма // Журнал Открытого университета Гуандуна. 2019. № 1. С. 64. (邱静娟:俄罗斯新现实主义文学流派述评[J].广东开放大学学报,2019 年.第1 期.64 页).
  • Чжан Гуаньхуа. Анализ литературных течений и творческих методов // Ежегодный журнал теории китайской и зарубежной литературы. 2010 г.: Исследование пограничных проблем теории литературы. С. 476–480. (张冠华.试说文学潮流和创作方法流派[J].中国中外文艺理论学会年刊(2010 年卷)—文学理论前沿问题研究.2010 年.476-480 页页).
  • Чжан Цзе. Дискуссии о неореализме в русских литературных кругах // Литературная теория и критика. 2009. № 3. С. 22–29. (张捷:俄罗斯文学界关于新现实主义的讨论,载《文艺理论与批评》,2009 年第3 期,第22-29 页).
  • Чэнь Гоэнь. Символ духа свободы – размышления о китайской романтической литературной тенденции ХХ века // Общественные науки. 1999. № 4. С. 148–150. (陈国恩. 自由精神之象征——20 世纪中国浪漫主义文学思潮回顾与反思[J].社会科学辑刊.1999 年第4 期第148-150 页页).
  • Чжу Гуанцянь. История западной эстетики. Пекин: Изд-во народной литературы, 1963. 734 с. (朱光潜.《西方美学史》[M],人民文学出版社,1963 年出版. 734 页).
  • Чжоу Цичао. «Постреализм»: пейзаж сегодняшней русской литературы // Поиск истины. 2016. № 1. С. 20–26. (周启超:“后现实主义”——今日俄罗斯文学的一道风景 [J]. 求是学刊,2016 年第 1 期. 第20–26 页).
  • Чжу Пижи. Критика творческих методов современной китайской литературной теории // Чунцинский педагогический университет. 2010. № 2. С. 18–26. (朱丕智.中国现当代文学理论之创作方法批判[J].重庆师范大学学报.2010 年第2 期.18-26 页页).
  • Ши Цзяньвэй. О китайских литературных школах. Шэньси: Народное изд-во Шэньси, 1986. 328 с. (施建伟.《中国现代文学流派论》[M].陕西人民出版社.1986 年出版.328 页).
Еще
Статья научная