Понятие "образ жизни человека" и его границы
Автор: Петров И.Ф.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 12-1 (51), 2020 года.
Бесплатный доступ
Ограничение образа жизни человека объективными социальными условиям обычно объясняется тем, что они определяют сущность и характер жизнедеятельности людей. Однако детерминируют жизнедеятельность людей не только социальные, но и естественные факторы. В статье показывается, что образ жизни людей можно изучать только в единстве с условиями жизни. Его сущность должна раскрываться с учетом влияния на него природных и социальных условий. Это означает, что понятия «условия жизни» и «образ жизни» неразделимы, но это не означает, что одно из них становится неотъемлемой частью другого. На самом деле условия жизни, а точнее природная и социальная сферы, лишь описывают возможный диапазон деятельности людей. Подчеркивается, что не только условия жизни формируют образ жизни человека, но и он сам меняет окружающие условия, как социальные, так и природные, в течение своей жизни.
Образ жизни, человек, общество, границы, факторы, сфера
Короткий адрес: https://sciup.org/170187119
IDR: 170187119 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11632
Текст научной статьи Понятие "образ жизни человека" и его границы
Категориальное определение природной среды и образа жизни человека позволяет говорить о границах между этими явлениями.
Образ жизни человека немыслим вне условий, определяющих его. Это включает в себя и природную среду. Другими словами, мы можем разделить элементы социального существования людей и факторы, которые их детерминируют, в том числе естественные. Решение этой проблемы дает возможность не только более четко очертить сферу природной среды и образа жизни человека, но и избежать отождествления последнего с различными социальными и природными условиями.
В социально-философской литературе образ жизни очень часто интерпретируется довольно широко и фактически отождествляется со всем разнообразием условий человеческого существования. Например, по мнению Реймерс Н.Ф., образ жизни -это сочетание материальных условий, социальных установок (культуры, обычаев и т. д.) и природных факторов, которые составляют условия поведения (включая реактивность социально-психологическую и физиологическую) человека и его обратное влияние на эти условия... Понятие «человеческий образ жизни» несколько условно, подобно экологической нише в биологии [4]. В этой интерпретации понятие «образ жизни» становится безграничным и теряет смысл, поскольку в таком случае, образ жизни людей должен включать и общество, и природу, и космические процессы, которые, так или иначе, отражаются в нем.
В рамках этого подхода существует позиция, утверждающая, что в образ жизни человека входит только совокупность социальных отношений. В этом смысле значимо определение, согласно которому образ жизни понимается как ставшая привычной система социальных и личных отношений между людьми и их отношение к обществу, его институтам и порядкам [2]. Как видим, автор включают в образ жизни человека все социальные условия жизни, которые его определяют. Поэтому может возникнуть вполне резонный вопрос, а почему только социальные?
Ограничение образа жизни человека объективными социальными условиям обычно объясняется тем, что они определяют сущность и характер жизнедеятельности людей. Однако, как известно, детерминируют жизнедеятельность людей не только социальные, но и естественные факторы. Это понимание образа жизни кажется слишком узким, с одной стороны, и в то же время слишком широким, с другой стороны. В образ жизни также должны быть включены природные условия существования людей. Другими словами, эта точка зрения фактически соответствует предыдущей позиции.
Руткевич М.Н. попытался преодолеть этот недостаток и выявить связь между образом жизни и условиями жизни. По его мнению, образ жизни есть совокупность основных форм жизнедеятельности в их зависимости от условий существования и определяемых потребностями людей [3, с. 13]. На наш взгляд, эта интерпретация связи между образом жизни и условиями, которые его определяют, ближе всего к истине. На самом деле именно человеческие потребности являются тем «мостом», который соединяет образ жизни людей с окружающей реальностью. Они служат связующим звеном между образом жизни человека и его внешними факторами. Таким образом, потребности действуют как невидимая граница между образом жизни человека и его окружением (средой). И здесь следует отметить, что не существует и не может быть социального явления, прямо или косвенно не связанного с другими социальными и природными явлениями.
Окружающий человека мир очень широк, но он внешний по отношению к нему, а не внутренний.
Естественно, что образ жизни людей можно изучать только в единстве с условиями жизни. Его сущность должна раскрываться с учетом влияния на него природных и социальных условий. Это означает, что понятия «условия жизни» и «образ жизни» неразделимы, но это не означает, что одно из них становится неотъемлемой частью другого. На самом деле условия жизни, а точнее природная и социальная сферы, лишь описывают возможный диапазон деятельности людей.
Можно также отметить, что не только условия жизни формируют образ жизни человека, но и он сам меняет окружающие условия, как социальные, так и природные, в течение своей жизни. Иными словами, происходит взаимодействие между субъ- ектами образа жизни и определяющими их условиями, в ходе которых меняются как образ жизни человека, так и частично условия его существования. В результате формируется жизненный мир социальных существ, который включает в себя естественную и социальную среду их существования [1].
Смысл этого взаимодействия заключается в том, что:
-
- во-первых, условия жизни непосредственно включены в образ жизни людей -происходит процесс «распредмечивания» условий жизнедеятельности. Последние перестают быть такими, поскольку они органически сливаются с самой формой жизни, они растворяются в нем;
-
- во-вторых, происходит и обратный процесс. Результаты человеческой жизнедеятельности создают новые условия, то есть они «опредмечиваются» в них. В свою очередь, это порождает природные и социальные сферы человеческого существования как единого целого его бытия.
Поэтому мы не должны включать образ жизни субъекта в объект, то есть в условия жизни, и наоборот - растворять условия жизни в субъекте. Это означает, что образ жизни присущ только субъекту, то есть человеку, а не объекту, не окружающей природной и социальной среде.
Этот методологический подход следует учитывать при описании образа жизни человека и разделять социальную жизнь людей и условия, которые его определяют. Такое разграничение, конечно, можно произвести только на абстрактном уровне. На самом деле образ жизни человека не может быть отделен от социальной и естественной среды, в которой он проявляется, поскольку вместе они образуют определенную сферу природы, а именно сферу человеческой жизнедеятельности.
Масштабы деятельности человека (его жизнедеятельность) шире по объему, чем масштабы его деятельности, поэтому их не следует идентифицировать. Прежде чем соотносить образ жизни и условия, необходимо очертить круг его субъектов. Только после этого и на основе его анализа можно характеризовать образа жизни существующих типов социальных субъектов.
На наш взгляд, причины ошибочности широких трактовок образа жизни, кроются в стремлении исследователей дать универсальное определение образа жизни. Однако, до тех пор, пока не установлены условия существования основных субъектов образа жизни и их специфическая природа, эта задача не выполнима, А они, зачастую, обладают несводимыми к единому основанию особенностями.
Таким образом, трудности, с которыми сталкиваются исследователи при попытке разделить элементы и детерминанты образа жизни, во многом связаны с тем, что характер и природа субъектов образа жизни отличается. Естественно, существуют различия в факторах, которые их определяют. Каждый субъект, несмотря на частичное совпадение, все же имеет свою специфическую природную и социальную сферу бытия. Одни и те же компоненты окружающей среды могут выступать неотъемлемой частью жизнедеятельности общества и в то же время являться внешними факторами существования человека, его бытия. Из чего следует, что элементы и детерминанты образа жизни человека, мо- гут быть разделены только по отношению к конкретному его субъекту.
Образ жизни, сохраняя свою родовую сущность, имеет и видовую специфику по отношению к его субъектам. В качестве последних можно рассматривать людей, объединенных в определенные общности и группы, а также каждого отдельного человека.
В специальной литературе выделяют субъекты образа жизни. Однако исследователи зачастую ограничивают их количество только теми, кто отличается по социальным характеристикам. В то же время, нередко забываются субъекты образа жизни, которые дифференцированы социальными и природными особенностями. Или же не уделяется им достаточного внимания. В то же время в обществе принято выделять субъекты по своей природе социальные (класс, нация и др.) и социально-естественные (индивид, демографические группы и т.д.). Первые подразделяются по общественным признакам, вторые по социально-естественным качествам. Эта дифференциация связана с тем, что есть как социальные, так и природные различия между людьми (например, по полу, возрасту и др.).
Список литературы Понятие "образ жизни человека" и его границы
- Петрова С.И. Детерминанты культурных процессов в обществе // Вестник КрасГАУ. - 2011. - №1 (52). - С. 193-196.
- Проблемы систематизации категорий исторического материализма: Межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск: Челяб. ГПИ, 1981. - С. 22.
- Проблемы социалистического образа жизни / Ред. коллегия: М.Н. Руткевич (отв. ред.) и др. АН СССР. ИСИ. ССА. - М.: Наука, 1977. - 288 с.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.