Понятие преступности в семейно-бытовой сфере

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы определения и законодательного закрепления понятий «семейно-бытовое насилие» и «преступность в семейно-бытовой сфере». Проводится анализ данных официальной статистики регистрации преступлений, судебной статистики, всероссийских социологических исследований, результаты деятельности профильных негосударственных организаций, на основании которых делается вывод об актуальности данной проблематики и необходимости законодательного урегулирования вопросов, связанных с насилием в семье. Несмотря на остроту проблемы семейно-бытового насилия, законодателем не определен круг преступлений в семейно-бытовой сфере, не дано легальное определение семейно-бытовому насилию, семейно-бытовым правонарушениям. В научной литературе также нет единства относительно определения данного понятия. Автором дается определение семейно-бытовому насилию, преступности в семейно-бытовой сфере, а также выделяются характеризующие его признаки.

Еще

Семейно-бытовое насилие, преступность в семейно-бытовой сфере, официальная статистика регистрации преступлений, судебная статистика, семья, быт, близкие лица

Короткий адрес: https://sciup.org/14128877

IDR: 14128877

Текст статьи Понятие преступности в семейно-бытовой сфере

Проблема семейно-бытового насилия — явление общемирового масштаба, связанное со сложившимся физическим и социальным неравенством мужчин и женщин, родителей и детей, зависимым положением членов семьи друг от друга [1–4], — н е теряет своей актуальности и в России. Данная тема вызывает острые споры в обществе, поскольку, с одной стороны, семейно-бытовые конфликты — это часть жизни семьи, являющейся закрытым социальным институтом, в дела которого вмешательство государства признается обществом недопустимым1. С другой стороны, этот укоренившийся

Латышева Е. В.

Понятие преступности в семейно-бытовой сфере стереотип приводит к беззащитности самых физически и социально незащищенных членов общества — женщин, детей, престарелых и недееспособных лиц, высокой латентности преступлений и правонарушений в данной сфере.

Основная часть

О масштабах проблемы семейно-бытового насилия в России свидетельствуют данные официальной статистики регистрации преступлений [5, 6], судебной статистики [7–9]; всероссийских социологических исследований [10]; результаты деятельности профильных негосударственных организаций в данной сфере [11] и множество других источников. Согласно данным Росстата в 2021 году зарегистрировано 32 790 (2020 — 33 708, -2,72 %) преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи, из них в отношении женщин — 2 4 482 (2020 — 24 799, -1,28 %). Число потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи, в 2021 году составило 32 538 (2020 — 32 557, –0,12 %), из них в отношении женщин — 22 615 (2020 — 22 542, +0,32 %) [5]. Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2022 году членом семьи, супругом, сожителем, сексуальным партнером (в том числе бывшими) совершено 122 959 преступлений (11,9 % от общего числа предварительно расследованных преступлений в отчетный период), в том числе в отношении женщин — 83 668 (68 % от общего числа), несовершеннолетних — 63 278 (51 % от общего числа) [6].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что каждое 8 расследуемое в 2022 году преступление совершено членом семьи, супругом, сожителем, сексуальным партнером (в том числе бывшими), при этом в абсолютном большинстве случаев потерпевшими являются женщины и несовершеннолетние.

Несмотря на остроту проблемы семейно-бытового насилия, законодателем не определен круг преступлений в семейно-бытовой сфере, не дано легальное понятие семейно-бытовым правонарушениям. В научной литературе также нет единства относительно определения данного понятия.

В науке и практике могут использоваться такие понятия, как «семейно-бытовое на-силие»1, «семейно-бытовое дебоширство»2, «семейно-бытовая преступность» [12; 13], «насильственная преступность в семейнобытовой сфере» [14], «преступления в семейно-бытовой сфере» [15], «семейнобытовые преступления» [16], «современные бытовые преступления» [17].

Вместе с тем Европейский суд по правам человека в постановлении от 14.12.2021 по делу «Туникова и другие против России» установил, что неспособность властей рассмотреть сообщения о насилии в семье проистекает из пробелов в материальном и процессуальном праве, в связи с чем Российская Федерация должна без дальнейших промедлений внести поправки во внутреннюю нормативно-правовую базу3.

Позиция международного судебного органа, юрисдикция которого распространяется на всех членов Совета Европы, ратифицировавших Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, однозначна — в национальном законодательстве должно быть дано определение насилию в семье, которое является частью основы для защиты и оказания помощи всем жертвам. Вместе с тем, действие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод прекращено в отношении Российской Федерации с 16.03.2022 с вступлением в законную силу Федерального закона от 28.22.2023 № 43-ФЗ1. До настоящего времени каких-либо нормативно-правовых актов, обеспечивающих системный подход к проблеме семейно-бытового насилия, в России не принято.

Стамбульская Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье дает определение понятию «домашнее насилие» — это все акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые происходят в кругу семьи или в быту или между бывшими или нынешними супругами или партнерами, независимо от того, проживает или не проживает лицо, их совершающее, в том же месте, что и жертва2.

В российском уголовном законодательстве не дано определения понятию насилия, несмотря на то, что оно является признаком объективной стороны многих преступлений. Исходя из толкования, данному в своих постановлениях Верховным судом Российской Федерации, под насилием понимается физическая боль или ограничение свободы потерпевшего3. Вместе с тем, в статьях Особенной части УК РФ объективная сторона ряда преступлений содержит также виды нефизического (психического) насилия (угроза, принуждение, шантаж, издевательство, оскорбление, клевета, жестокое обращение, унижение, причинение психических страданий) [18].

Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации в главе 18 предусматривает ответственность за сексуальное насилие — за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Говоря о такой форме семейно-бытового насилия как экономическое, следует сказать, что в российском законодательстве отсутствует данное понятие. В проекте Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия», внесенном 28.09.2016 в Государственную Думу Российской Федерации, давалось определение семейно-бытовому насилию, устанавливались формы, в котором оно может совершаться: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое, раскрывалось их содержание, что в целом соответствует требованиям Постановления Европейского суда по правам человека по делу «Тунико-ва и другие против России» от 14.12.20214. Однако данный законопроект 01.11.2016 возвращен субъекту права законодательной инициативы.

В доктрине экономическое насилие определяется как форма поведения, основанная на контроле способности жертвы приобретать, использовать ресурсы, угрожая тем самым ее экономической безопасности и потенциалу [19]; как насилие, связанное с лишением члена семьи любых экономических средств, в том числе умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, пищи, лекарства, предметов первой необходимости, одежды, запрет на право владения, пользования и распоряжения общим имуществом, другим имуществом или средствами, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право, несправедливый контроль за общими имуществом и ресурсами, отказ содержать семью, принуждение к тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе несовершеннолетнего члена семьи, другие действия аналогичного характера, которые могут привести к его смерти, повлечь нарушения физического или психического здоровья [20]; как отказ от содержания членов семьи, контроль над расходами, трата денег только на собственные нужды, удержание или утаивание насильником собственного бюджета, принятие большинства финансовых решений [21].

Очевидно, что понятие семейно-бытового насилия не может ограничиваться только преступлениями в данной сфере. Это более широкое понятие, охватывающее различные виды физического, психологического, сексуального и экономического насилия.

Полагаем, что семейно-бытовое насилие следует определить как умышленные действия или бездействие, совершенные в местах ведения общего хозяйства и совместного проживания в отношении близких лиц (супругов, свойственников, сожителей, сексуальных партнеров, в том числе бывших; а также лиц, прекративших семейные отношения и отношения свойства) в форме физического, психического, сексуального и экономического насилия.

Вместе с тем, повышенную общественную опасность представляют такие формы семейно-бытового насилия как физическое, психологическое и сексуальное, ответственность за совершение которых предусмотрена действующим уголовным законодательством. Как представляется, указанные формы насилия должны охватываться понятием «преступность в семейнобытовой сфере».

Говоря об определении круга лиц, в отношении которых могут совершаться преступления в семейно-бытовой сфере, следует сказать, что российское законодательство приводит понятие «семья» в ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» — это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Семейный кодекс

Российской Федерации под членами семьи подразумевает супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит определение близких лиц — иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений.

До редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ1 в примечании к ст. 116 УК РФ устанавливалось, что под близкими лицами понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.

Толковый словарь Ожегова определяет быт как жизненный уклад, повседневную жизнь [22]. Электронный энциклопедический словарь дает такое определение быта — условия существования, жизненный уклад какого-либо народа, социальной среды и т. п.; повседневная жизнь человека в её привычных проявлениях; установившийся порядок жизни; о домашней обстановке, хозяйстве и заботах по его ведению [23].

Поскольку понятия «семья» и «быт» тесно взаимосвязаны и во многом обуславливают друг друга, насилие в семейно-бытовой сфере совершается, в основном, в месте совместного проживания людей, то полагаем, что законодателю необходимо включить в круг лиц, в отношении которого может быть совершено семейно-бытовое насилие, помимо родственников, близких родственников и свойственников, также иных близких лиц — сожителей, сексуальных партнеров, в том числе бывших; а также лиц, прекративших семейные отношения и отношения свойства.

Место совершения семейно-бытовых правонарушений определяется местом ведения общего хозяйства, совместного проживания лиц, попадающих под круг, в отношении которых может быть совершено семейно-бытовое насилие. Это индивидуальные дома, квартиры, общежития, коммунальные квартиры, придомовая территория.

Заключение

На основании изложенного, полагаем, что преступления в семейно-бытовой сфере характеризуются следующими признаками:

  • —    близкие личные взаимоотношения между преступником и жертвой — наличие супружеских, родственных отношений, отношений свойства, сожительства, сексуального партнерства, в том числе между лицами, прекратившими данные отношения;

  • —    обязательным признаком таких отношений является наличие совместного быта, то есть совместное проживание, ведение

совместного хозяйства, в том числе в прошлом;

  • —    место совершения правонарушений — индивидуальные дома, квартиры, общежития, коммунальные квартиры, придомовая территория;

  • —    выражаются в форме физического, психологического и сексуального насилия, ответственность за совершение которого установлена уголовным законодательством.

Таким образом, преступность в семейно-бытовой сфере предлагаем определить как относительно самостоятельный вид преступности, представляющий собой совокупность преступлений, зарегистрированных на определенной территории за определенный промежуток времени, совершенных в местах ведения общего хозяйства и совместного проживания в отношении близких лиц (супругов, свойственников, сожителей, сексуальных партнеров, в том числе бывших; а также лиц, прекративших семейные отношения и отношения свойства) путем причинения физического, психического и сексуального насилия.

Статья