Понятие, признаки и сущность экстремизма как социального явления (по результатам социологического исследования представлений граждан об экстремизме)
Автор: Кузнецов А. А.
Журнал: Вестник Прикамского социального института.
Рубрика: Наука и образование
Статья в выпуске: 2 (89), 2021 года.
Бесплатный доступ
В работе рассматривается понятие экстремизма как социального явления, выделены признаки современного экстремизма. Представлены результаты и выводы авторского социологического исследования, целью которого было выявление представлений граждан об экстремизме. Опрос был проведен в Саратовской области (города Саратов, Энгельс, Балашов и Аркадак). Исследование показало, что граждане знакомы с проблемой экстремизма и готовы помочь в противодействии ему, однако при этом получаемой на сегодняшний день информации об экстремизме недостаточно для эффективного участия населения в процессе противодействия данному явлению. Это говорит о том, что проблема требует более углубленного изучения и дальнейшего просвещения населения.
Экстремизм, социальное явление, социологическое исследование, признаки экстремизма
Короткий адрес: https://sciup.org/14126551
IDR: 14126551
Текст научной статьи Понятие, признаки и сущность экстремизма как социального явления (по результатам социологического исследования представлений граждан об экстремизме)
В конце ХХ – начале ХХI века мир столкнулся с ростом экстремизма, оказавшись совершенно не подготовленным ни с точки зрения практической борьбы с данным социальным феноменом, ни с позиции его теоретического осмысления.
Традиционно для определения понятия «экстремизм» используется этимологический подход. Слово «экстремизм» происходит от латинского extremus – конец, край, предел. В современные романо-германские языки (а затем и в русский) слово введено из латинского языка в ХVII веке. Теперь слово extreme принимает значение крайнего противоречия, чрезвычайности, противоположности [3].
На сегодняшний день в политико-правовой практике бытуют следующие значения: в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [4] экстремизм определяется как приверженность крайним взглядам и методам (преимущественно в политике).
-
Н. Б. Бааль трактует опасность современного экстремизма следующим образом: «Особенностями современного экстремизма являются рост масштабности, способствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни страны; усиление жесткости действий экстремистов; многообразие форм деятельности; использование последних достижений науки и техники; стремление добиться широкого общественного резонанса и, следовательно, критической дестабилизации политической ситуации в стране» [1]. Являясь одним из основных источников угрозы внутренней и внешней безопасности России, экстремизм до сих пор не имеет концептуального научного определения. Скорее всего, представленная проблема связана со сложностью характера данного явления. Во-первых, экстремизм – это как социально-политическая, так и правовая категория, причем не имеющая законодательного определения. Во-вторых, сложность проблемы связана с многообразием идеологических теорий экстремизма (от ультралевых до ультраправых). В-третьих, это определенный тип сознания, для которого характерно жесткое дихотомическое деление всего смыслового пространства социокультурного развития. В-четвертых, многообразны и проявления экстремизма (политический, религиозный, экономический, молодежный, экологический и даже потребительский экстремизм).
Рассматривая проблемы противодействия экстремизму, в первую очередь следует говорить о безопасности страны и общества, нормальном функционировании власти и жизнедеятельности граждан. На законодательном уровне требуется дать определение экстремизма как социально-правовой категории, которое должно отражать явление объективной действительности в его существенных признаках [2]. Следовательно, чтобы однозначно представлять объект противодействия, его существенные признаки, необходимо сформировать общепринятое понятие «экстремизм».
В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года определяется, что «экстремизм – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон»1. Данное определение имеет
принципиально важное значение, так как характеризует экстремизм как деяние, раскрывает суть экстремизма и определяет основной метод экстремизма – насилие.
Законодательство РФ не раскрывает, как уже отмечалось выше, понятие «экстремизм», но устанавливает ответственность за экстремистскую деятельность. В частности, ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, объединяя понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность», перечисляет и раскрывает именно виды экстремистской деятельности, не определяя, что такое экстремизм и каковы его признаки1.
Таким образом, в данном федеральном законе дается в основном правовая и политическая характеристика экстремизма в совокупности определенных взглядов, действий, поступков.
Ст. 282.1 Уголовного кодекса РФ «Организация экстремистского сообщества» также не раскрывает понятие «экстремизм» и его признаки, но в примечании определяет «преступления экстремистской направленности»: «Под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»2.
В российской юридической науке также до сих пор нет общепризнанного определения экстремизма, но многочисленные попытки сформулировать это определение предприняты. При этом, как правило, речь идет о неправомерных деяниях, хотя, как справедливо отмечает А. С. Скудин, «проявления экстремизма как некоторой крайности в ценностях, установках и поведении могут носить как противоправный характер, так и правомерный, но обязательно антисоциальный или аморальный» [5].
В отношении социологического опыта изучения экстремизма может быть отмечено, что в рамках социологии изучение экстремизма представляет собой скорее область научных интересов, чем разработанную теорию. Используя структуру уровней социологического знания, предложенную Ж. Т. Тощенко, можно определить в ней место для той области социологии, объектом изучения которой выступает экстремизм, и сказать, что область социологического изучения экстремизма относится к типу «частных (вспомогательных) концепций, объектом которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, производные от более “объемных” процессов и социальных феноменов». Вполне оправданно на основании такой классификации говорить о возможности существования частной социологической концепции экстремизма. Скорее всего, будет правильнее избегать называть эту область «социологией экстремизма», следуя рекомендации Ж. Т. Тощенко. Исследователь полагает, что такой прием ведет к возникновению бесконечности количества «социологий» – областей социологического знания, предметом изучения которых являются частные явления [6].
Если провести анализ тех определений, которые мы изложили выше, видно, что авторы, а также законодательная база по-разному рассматривают понятие экстремизма; в целом наблюдается набор общих признаков экстремизма как сложного социального явления.
Можно выделить следующие признаки экстремизма:
-
1. Экстремизм в первую очередь всегда негативное явление, так как основной его целью является разрушение морали общества, демократических устоев государства, что всегда несет за собой только отрицательные последствия.
-
2. Экстремистские группировки свою деятельность связывают с какой-либо социальной проблемой: бедность, миграция, социальная несправедливость и т. д., и предлагают простой способ ее решения. При этом идеология экстремизма всегда преувеличивает и драматизирует социальные проблемы, так как экстремизм основан на крайне негативных оценках этих проблем. В качестве примера можно привести массовые беспорядки в США в 2020 году, которые вспыхнули на расовой почве и вследствие полицейского произвола, изначально мирные протесты переросли в действия экстремистского характера, на улицах городов происходили погромы, мародерства, в итоге это привело к тому, что многие невиновные люди были вынуждены страдать от так называемых защитников своих прав.
-
3. Для экстремизма всегда характерно наличие образа врага, который и объявляется причиной указанной социальной проблемы. Таким врагом может быть другая нация, религия или социальная группа, при этом образ врага часто сильно искажен и его опасность преувеличена. Поэтому экстремизм всегда предлагает насильственные методы решения социальных проблем.
-
4. Экстремизм – это сочетание идеологии и действия. Именно поэтому понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» используются в российском законодательстве как синонимы.
-
5. Экстремизм не видит другого решения проблемы, как немедленно принять решительные действия по «исправлению», «очищению» общества, при этом отрицая возможность мирного решения вопроса, поэтому экстремисты выдвигают задачи не построить новое процветающие общество, а разрушить существующее.
-
6. Не может быть правильного или законного экстремизма, так как экстремизм – это всегда противоправная деятельность, которая влечет за собой административную и уголовную ответственность.
-
7. Экстремизм предлагает трансформацию в психологическом портрете личности: положительные качества, такие, как патриотизм, принципиальность, активная жизненная позиция, трансформируются в негативные – фанатизм, жестокость, нетерпимость [7].
Хотелось бы подчеркнуть, что экстремизм – это феномен, присущий именно современному обществу, так как современные технологии дали возможность быстро распространяться противоправным взглядам и развиваться противоправным действиям подобного характера. Экстремизм возможен и в таких государствах, которые основаны на принципах демократии, верховенства закона, плюрализма и приоритета прав человека, так как экстремизм – это во многом отрицание данных принципов. В предшествующие исторические периоды, в условиях рабовладельческого, феодального, буржуазного или социалистического государства тоже имели место крайние проявления в политике и культуре, однако экстремизмом в современном понимании этого слова их назвать нельзя.
Следует отметить, что подавляющее число приверженцев экстремистских идей – это молодые люди до 30 лет, поэтому основные причины экстремизма нужно искать в первую очередь в проблемах социализации молодежи.
В рамках магистерской работы было проведено авторское социологическое исследование по теме «Отношение населения Саратовской области к экстремизму». Опрос посредством анкетирования проводился при помощи сети Интернет в период с 01.09.2020 по 01.11.2020. Респондентами исследования являлись граждане, проживающие на территории Саратовской области (города Аркадак, Балашов, Саратов, Энгельс).
Для проведения исследования была осуществлена квотно-территориальная выборка, которая составила 345 респондентов. В данном случае использовалась непропорциональная стратифицированная выборка. Квотами и стратами выступали пол и возраст респондентов. В опросе приняли участие 52,2 % женщин и 47,8 % мужчин в возрасте от 16 до 51 года, что соответствует заявленной в исследовании выборочной совокупности.
Цель исследования предполагала решение следующих задач: определить, знакомо ли население Саратовской области с понятием «экстремизм»; выявить, знают ли респонденты основные формы проявления экстремизма, а также направления противодействия экстремизму в современной России.
Первая группа вопросов анкеты исследования представляла собой вводные вопросы. Ответы на данные вопросы позволяют сделать более полный анализ отношения населения к экстремизму по разным критериям: возраст, пол, национальность, город проживания. Вопросы помогают увидеть, как различные слои населения относятся к проявлению экстремизма в России и мире. По национальности 288 человек из числа респондентов (83,5 %) являются русскими, 15 человек (4,3 %) указали в графе национальность татары, 12 человек (3,5 %) являются туркменами, 9 человек (2,6 %) являются армянами, также в исследовании приняли участие следующие национальности: казахи, украинцы и азербайджанцы.
Следующая группа вопросов нашего исследования была направлена на то, чтобы понять, насколько люди знакомы с понятием экстремизма, встречались ли с данным явлением. Так, 234 человека (67,8 %) встречались с данным явлением, но не могут определить значение слова «экстремизм», а вот 96 человек (27,8 %) способны это сделать, и 15 человек (4,3 %) не знают содержание данного термина.
Несмотря на то что многие респонденты знают, что такое экстремизм, они не обсуждают данную проблему со своими знакомыми – таких людей 240 (69,6 %); 78 человек (22,6 %) поднимали данную тему со своими знакомыми, преимущественно в кругу родственников и друзей; 27 человек (7,8 %) затруднились ответить на данный вопрос.
Кроме того, ряд респондентов были свидетелями проявлений экстремизма за последний год; так, 135 человек (39,6 %) были свидетелями унижения, оскорблений из-за национальности или вероисповедания, а 15 респондентов испытали на себе унижения и оскорбления из-за того, что они другой национальности или веры. 24 человека (7,04 %) столкнулись с пропагандой экстремизма: видели листовки, газеты или журналы экстремистского характера. 174 человека (51 %) не сталкивались ни с какими проявлениями экстремизма.
По вышеизложенным данным можно сделать вывод, что население Саратовской области знакомо с таким явлением, как экстремизм. Респонденты хотя и нечасто оперируют самим термином, но при необходимости могут дать простое определение экстремизма. Ряд людей встречались с проявлениями экстремизма, а некоторые даже испытали на себе оскорбления из-за их национальности или вероисповедания. Однако при этом респонденты редко обсуждают в кругу своих знакомых данные проблемы. Большинство людей не знают о сайтах экстремистских организаций и у них нет знакомых, придерживающихся экстремистских взглядов.
Последний блок вопросов был направлен на выяснение того, знают ли респонденты, куда обращаться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма, а также готовы ли они оказать помощь в противодействии экстремизму, и какие проявления экстремизма они считают наиболее опасными. Большинство респондентов знает, куда нужно обратиться, если они встретились с проявлением экстремизма или столкнулись с пропагандой, призывом к экстремистским действиям. Большая часть опрошенных нами людей готова оказать помощь сотрудникам правоохранительных органов по противодействию экстремизму.
В целом результаты исследования позволяют говорить о том, что население городов Саратовской области хотя и знакомо с явлением экстремизма, имеет представление о тех действиях, которые можно и нужно предпринять в случае обнаружения проявлений экстремизма, но думается, что этих знаний недостаточно для действительно эффективного включения граждан в процесс противодействия данному негативному общественному явлению. Следовательно, работа по просвещению населения, нацеленная на преодоление этих недостатков, должна активно продолжаться.
Список литературы Понятие, признаки и сущность экстремизма как социального явления (по результатам социологического исследования представлений граждан об экстремизме)
- Бааль Н. Б. Политический экстремизм российской молодежи и технологии его преодоления: автореф. дис. ... д-ра политич. наук. Н. Новгород, 2012. 42 c.
- Лызлов Д. Н., Картухин В. Ю. Юридическая техника: учеб. пособие. М.: Ось-89, 2009. 175 с.
- Морозов И. Л. Политический экстремизм – леворадикальные течения: учеб. пособие для студентов и аспирантов. Волжский: Изд-во ВФ МЭИ, 2002. 70 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
- Скудин А. С. Правовые меры противодействия экстремизму: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 31 с.
- Тощенко Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического знания // Социс. 2013. № 9. С. 5–16.
- Фещенко П. Н. Место социальной напряженности в причинном комплексе экстремизма и терроризма // Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы / под. ред. А. И. Долговой. М., 2010. С. 59–60.