Понятие, виды и классификации мер пресечения в уголовном судопроизводстве России
Автор: Соколов Е.С., Им В.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 10-2 (37), 2019 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье авторы анализируют актуальные для науки уголовно-процессуального права России вопросы применения мер пресечения. Основное внимание в рамках работы уделяется определению понятия, формированию сущности, выделению видов и раскрытию классификаций по современной доктринальной и легальной концепции. В результате проведенного исследования авторами формируется актуальное для настоящего состояния развития уголовно-процессуального права, как отрасли права и законодательства, определение мер пресечения как действенного инструмента устранения противодействия следствия со стороны заинтересованных лиц, выделяются сущностные признаки на основании сформированной концепции понимания анализируемого понятия (субъектная ограниченность, специальное целевое назначение, закрытый перечень оснований, личная направленность).
Меры пресечения, содержание под стражей, домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении, залог, личное поручительство
Короткий адрес: https://sciup.org/170185594
IDR: 170185594 | DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11675
Текст научной статьи Понятие, виды и классификации мер пресечения в уголовном судопроизводстве России
В действующей редакции Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (далее -УПК РФ) содержится значительное количество понятий, требующих как законодательного определения, так и конкретизации уже существующего, не является исключение в данном аспекте правовой институт мер пресечения в уголовном процессе (в статье 5 УПК РФ содержатся определения смежных понятий, однако общего определения, за период существования данного нормативно-правового акта в 18 лет, законодателем так и не выделено). В науке уголовного процесса вопрос определения мер пресечения и их сущности является напряженным и конфликтным, отечественные авторы предлагают свои вариации понимания содержания, сущности данного правового института, которые прямо противоположны друг другу. При совокупном анализе позиций исследователей становится возможным говорить о том, что в российском праве под мерами пресечения стоит понимать принудительные средства уголовного-процессуального характера (разновидность мер принужде- ния в уголовном процессе - предупредительно-обеспечительные меры), применение которых осуществляется лишь в установленных законом случаях субъектами предварительного расследования (к подозреваемому или обвиняемому) и судебными органами (к подсудимому или осужденному), имеющие своей целью устранение или снижение на минимум возможности виновного лица уклонения от уголовного преследования, а также противодействия расследованию [1, с. 173]. Согласно пункту 1 статьи 91 УПК РФ применение меры пресечения возможно уполномоченным субъектом в случае, если есть основания полагать, что: подозреваемый, обвиняемый скроется от расследования или суда, подозреваемый, обвиняемый продолжит осуществлять преступную деятельность, подозреваемый, обвиняемый осуществит уничтожение доказательств, давление на иных участников уголовного судопроизводства [2].
Перечень мер пресечения, закрепленный в действующем законодательстве, является закрытым, так, согласно статье 98 УПК РФ к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому или осужденному возможно применение следующих мер пресечения: подписки о невыезде (обязательство невыезда без разрешения субъекта расследования, явок по вызовам), личного поручительства (письменное обязательство третьего лица, за надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого), наблюдения командования воинской части (принятие специальных мер командованием военной части в отношении подозреваемого, обвиняемого), присмотра за несовершеннолетним обвиняемым (наблюдение за поведением несовершеннолетнего, осуществляемое законными представителями, опекунами или попечителями), запрета определенных действий (ограничение совершения определенных в законе действий, а также обязательство явок по вызову субъектов расследования), залога (передача имущества обвиняемого, подозреваемого в обеспечение надлежащего поведения), домашнего ареста (изоляция от общества по месту жительства), заключения под стражу (изоляция от общества в специализированном режимном государственном учреждении) [2]. При выборе конкретной меры пресечения, из ранее перечисленных, субъектом предварительного расследования или судом учитываются следующие обстоятельства: тяжесть, совершенного преступного посягательства, сведения о личности.
На основании совокупного анализа определения мер пресечения и их системы, закрепленной в законе, становится возможным выделить следующие признаки данного правового института: ограниченная направленность применения (четко закрепленный перечень лиц, к которым меры пресечения могу применяться), содержание меры пресечения заключается во временном ограничении личных свобод и (или) в создании негативных имущественных последствий за ненадлежащее поведение, целью является недопущение или максимальное устранение возможности противодействия субъекта расследованию, в том числе его уклонение от участия в процессе, ограниченный перечень оснований, закрепленных в УПК РФ, личный ха- рактер мер, направлены на индивидуально определенного субъекта [3, c. 327].
В отечественной доктрине существует множество классификаций, выделяемых авторами уголовного процесса. Так, в зависимости от субъектного состава, к которым возможно применение меры выделяют: общие (применимы ко всем категориям лиц – залог, содержание под стражей и так далее) и специальные (к примеру, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним) меры. В зависимости от характера ограничения меры пресечения подразделяются на направленные на лишение свободы передвижения (содержание под стражей), направленные на ограничение свободы передвижения (подписка о невыезде и надлежащем поведении, помещение несовершеннолетнего под присмотр), направленные на ограничение имущественных прав субъекта и третьих лиц (залог, личное поручительство) [4, c. 117]. По критерию цели меры пресечения классифицируются на: ограничительные (направлены на ограничение активного поведения субъекта, которые предположительно могут негативно отразиться на полноте и всесторонности предварительного расследования, к примеру, устранение возможности противодействия следствию путем уничтожения доказательств или воздействия на свидетелей и очевидцев), предупредительные (отсутствие ограничений, но данные меры предполагают негативные имущественные санкции за ненадлежащее поведение субъекта). В зависимости от срочного характера меры пресечения в уголовном процессе делятся на срочные (заключение под стражу) и бессрочные (определенного срока не содержится в законе, однако общий срок ограничен производством по делу).
Таким образом, по результатам работы становится очевидно, что под мерами пресечения стоит понимать принудительный инструментарий предварительного расследования и суда, которые применяются в установленных действующим законодательством случаях, субъектами им предусмотренными, в целях снижения либо устранения негативного воздействия на ход предварительного расследования со сто- роны третьих заинтересованных лиц. Признаками исследуемой правовой категории являются специальное содержание, ограниченный круг субъектов, применяющих, и лиц, на которых возможно применение, особая цель, четкая регламентация оснований действующим законодательством. В связи с относительно широким кругом мер, выделяемых действующим процессуальным правом, в юридической доктрине выделяются различный классификации, в частности: в зависимости от субъектного состава, характера ограничения, по цели применения, по сроку.
Список литературы Понятие, виды и классификации мер пресечения в уголовном судопроизводстве России
- Рогава И.Г. Актуальные проблемы применения мер пресечения в уголовном процессе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 1-2. - С. 172-175.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
- Ромашова М.В. Вопросы применения мер пресечения в уголовном судопроизводстве // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (242). - С. 325-328.
- Логунов О.В., Травников А.В., Кутуев Э.К., Латыпов В.С. Меры уголовно-процессуального принуждения на досудебных стадиях: вопросы теории и нормативного регулирования. - М.: Изд-во "Юрлитинформ", 2019. - 296 с.