Понятия Natura naturans и Natura naturata в философии Спинозы как возможные корреляты двух еврейских терминов для обозначения "Природы": t^olee / t^olaah и ea
Автор: Тантлевский Игорь Романович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Статья в выпуске: 2 т.10, 2016 года.
Бесплатный доступ
Автор предполагает, что Спиноза соотносил в своей философской системе латинское понятие Natura naturans, т. е. «Природа порождающая», с еврейским термином tôleḏeṯ / tôlāḏāh (var.: tôlāḏ ), по корню: «Природа как порождение » (в смысле активности природы), а понятие Natura naturata, т. е. «Природа порожденная», с еврейским термином ṭeḇa ʿ, по корню: «природа- отпечаток ».
Спиноза, два еврейских термина для обозначения "природы: tôleḏeṯ / tôlāḏāh и ṭeḇaʿ
Короткий адрес: https://sciup.org/147103459
IDR: 147103459
Список литературы Понятия Natura naturans и Natura naturata в философии Спинозы как возможные корреляты двух еврейских терминов для обозначения "Природы": t^olee / t^olaah и ea
- Chalier, C. (2006) Spinoza lecteur de Maïmonide: La Question théologico-politique. Paris: Les Éditions de Cerf.
- Gruntfest, J. (1979) “Spinoza as a Linguist,” Israel Oriental Society 9, 103-128.
- Harvey, W. Z. (2002) “Spinoza's Metaphysical Hebraism”, Jewish Themes in Spinoza's Philosophy. Ed. by H. M. Ravven and L. E. Goodman. Albany, NY: State University of New York Press, 107-114.
- Idel, M. (2000) “Deus Sive Natura -The Metamorphosis of a Dictum from Maimonides to Spinoza,” Maimonides and the Sciences. Ed. by R. S. Cohen and H. Levine. Kluwer Academic Publishers, 87-110.
- Klatzkin, J. (1924) Torat ha-Middot. Leipzig (in Hebrew).
- Sluis J. van; Musschenga, T. (2009) De boeken van Spinoza. Groningen; Den Haag: Savoye LET Plain/Junicode.
- Spinoza, B. (1925/1972) Opera, im Auftrag der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, hrsg. von C. Gebhardt. 4 Bände. Heidelberg: Carl Winters Universitäts-buchhandlung, 1925. Unveränd. Nachdruck ibid. 1972.
- Тантлевский, И. Р. (2015а) "Бессмертная «доля» души в учении Аристотеля, в Этике Спинозы и в перипатетической рецепции Маймонидом раввинистического учения о «доле» человека в «Грядущем Мире»," ΣΧΟΛΗ (Schole) 9.1, 137-141.
- Тантлевский, И. Р. (2015b) “Тетраграмматон и концепция Божественной субстанции в «Исповеди», кн. VII Августина и в учении Спинозы”, ΣΧΟΛΗ (Schole) 9.2, 350-352.
- Тантлевский, И. Р. (2016) "Deus et Natura у Спинозы в контексте воззрений Маймонида и Джикатилы на деяния Бога по созиданию «Природы»", Вопросы философии 3, 201-216.