"Порядок общей пользы" - первая казачья "конституция"

Автор: Зливко Алла Павловна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 9, 2016 года.

Бесплатный доступ

В 2016 г. исполняется 222 года с момента принятия казаками Черноморского казачьего войска уникального документа - «Порядка общей пользы». После переселения на Кубань казаков согласно Жалованной грамоте, подписанной Екатериной Второй, возникла необходимость в конкретной правовой регламентации жизни казаков на новых землях. Таким документом явился «Порядок общей пользы» как яркий образец казачьего самоуправления. В статье рассматриваются основные положения «Порядка...», которые были призваны объединить воинов-казаков на благо Отечества, во славу России. Отмечается, что данный документ следует воспринимать как памятник казачьего нормотворчества в области самоуправления, а также как своего рода настольную книгу представителей современного поколения, чем утверждается преемственность и верность традициям предков.

Еще

"порядок общей пользы", черноморское казачье войско, жалованная грамота, екатерина вторая, казаки, нормотворчество, самоуправление, кубань, екатеринодар, войсковое правительство

Короткий адрес: https://sciup.org/14938742

IDR: 14938742

Текст научной статьи "Порядок общей пользы" - первая казачья "конституция"

1 января 1794 г. по старому стилю в граде Екатеринодаре состоялось важное событие: правительство войсковое Черноморского казачьего войска издало документ, который имел необычное для того времени название – «Порядок общей пользы». Как пишет в «Истории Кубанского казачьего войска» Федор Щербина, данный документ «войсковое правительство опубликовало на имя господ полковников, бунчукового товарищества, полковых старшин, куренных атаманов и всего войска» [1].

«Порядок общей пользы» – документ, регламентирующий административно-территориальное устройство, формы землевладения и землепользования, управление и правила несения службы в Черноморском казачьем войске конца XVIII в. «Порядок общей пользы» состоял из небольшой преамбулы и 25 статей (параграфов), закреплял статус и название города Екатерино-дара. Вся территория Черноморского казачьего войска по этому важному историческому документу разделялась на пять округов. Окружным правлениям присваивались печати с особыми изображениями. Например, на печати Екатеринодарского правления был изображен казак, водружающий ратище в землю и стреляющий во врага.

Историки разных времен так и не пришли к единому мнению: был ли документ составлен при участии восковой казачьей рады, что свидетельствовало бы о достаточной его легитимности, или все же он носил «самозванный характер». Автор «Истории Кубанского казачьего войска» Федор Щербина приписывал создание данного документа исключительно личным амбициям войскового судьи, армии полковника и кавалера Антона Головатого, кошевого атамана, армии бригадира и кавалера Захария Чепега и войскового писаря Тимофея Котляревского. Этот документ и начинался с установления того факта, что составители его «избраны и утверждены» царицей и князем Потемкиным «для управления» Черноморским войском.

Казаки переселились на Кубань согласно Жалованной грамоте, которую подписала 30 июня 1792 г. императрица Екатерина Вторая, а также именному указу Сената «О пожаловании

Черноморскому войску острова Фанагории с землями, между Кубанью и Азовским морем лежащими» от того же числа. Поскольку эти документы, а также грамота Императрицы от 1 июля 1792 г., которой разрешались различные организационные вопросы, носили общий характер, то после переселения возникла необходимость в более конкретной правовой регламентации жизни казаков на новых землях. Этим и озаботилось войсковое правительство, тем более что в Петербурге совсем не спешили с укреплением казачества. Казаки с имевшимися у них знаниями и опытом взялись за нормотворчество, в результате чего свет увидел «Порядок общей пользы» – яркий образец регламентации казачьего самоуправления и так называемой «Конституции казаков».

В основу «Порядка…» были положены уже упомянутые документы и общероссийские акты: «Учреждение об управлении губернии», изданное в 1775 г., и «Устав благочиния». Авторы нового документа также отразили свое видение внутриказачьей жизни, поскольку Черноморское казачье войско являлось уникальным административно-территориальным образованием. Оно представляло собой синтез общероссийского начала, основанного на императорской власти, и «казачьего уряда» бывшего Запорожского войска с его вольницей и общинным характером отношений. В этом проявлялась своеобразная независимость черноморцев от центральной власти. Тем не менее принятие «Порядка…» включало Черноморию в юридическое поле Российской империи. Ведь хотя Екатерина Вторая жаловала казакам кубанские земли в вечное владение, эта территория оставалась в государственной собственности и на ней действовали имперские законы.

«Порядок…» носил характер подзаконного регионального правового акта по отношению к актам общероссийским. Он регламентировал расселение, управление и землепользование в Черноморском казачьем войске.

Прежде всего «Порядком…» определялась форма управления войском. Во главе стояло войсковое правительство, в его состав входили по должности три человека. «Да будет в сем войске войсковое правительство, навсегда управляющее войском на точном и непоколебимом основании всероссийских законов, без и малейшей отмены, в котором заседать должны: атаман кошевой, войсковой судья и войсковой писарь», – так обрисованы властные полномочия высших руководителей в документе.

Войсковому правительству подчинялись окружные правления, которые составляли среднее звено управления. В них входили полковник, есаул, хорунжий. Вся территория Кубани на тот момент была поделена на пять округов: Екатеринодарский, Фанагорийский, Бейсугский, Ейский, Григорьевский.

Низшая ступень властной лестницы войска была представлена куренными и сельскими атаманами, особыми смотрителями, приставами и десятскими селений и различными чиновниками, отвечавшими за какой-то узкий участок работы, например «береговой старшина», «кордонный старшина» и т. д.

Промежуточное звено между войсковым правительством, средним и низшим уровнем власти занимал войсковой есаул. В его функции входил контроль за исполнением приказов атамана и войскового правительства окружными чиновниками и кордонными старшинами.

«Порядок общей пользы» предъявлял к казакам высокие нравственные требования, и необходимо отметить, что наши предки весьма серьезно к ним относились. Документ дал основание к изданию «Наставления из войскового Черноморского правительства Екатеринодарскому окружному правлению». Эта так называемая инструкция содержала извлечения из «Порядка…» и общероссийских законоположений, немного подправленных на местный лад. Так, в «Порядке…» говорилось: «Буде кто определенной должности начнет ради дел требовать, или брать, или возьмет с кого плату, или подарок, или посул, или иной подкуп или взяток, доставлять яко лихоимца в правительство.

Буде кто злообычен в пьянстве, беспрерывно пьян или более времени в году пьян, нежели трезв, такого присылать в правительство для определения на вознаграждение.

Буде кто в общенародном месте или при благородном или выше его саном, или старше летами, или при степенных людях, или при женском поле употребит бранные или нетребные слова, с того взыскать пене, полусоточное содержание в смирительном доме и (взять) его под стражу, донеже заплатит» [2].

«Наставление…» строго выполнялось. Справедливости ради следует отметить, что нарушители были, но в крайне малом количестве. Таким образом, «Порядок общего пользования» в этом отношении свое название оправдывал.

Но главное: «Порядок общей пользы» четко определил право каждого казака на владение войсковой землей: «Старшинам и казакам во всю недавно кончившуюся с Портой Оттоманской войну за веру, отечество и сию землю действительно лично служившим… за их труды и подвиги позволяется в городах и селениях, по желанию их, иметь собственные дворы, а в степи хутора и мельницы, заводить леса, сады, винограды, хлебопашество и скотоводство, а на приморских косах и других удобных местах рыбные заводы» [3]. Таким образом, каждый состоявший «с начала учреждения Верного Войска Черноморского» имел право организовать такое личное хозяйство, какое позволяло его материальное и семейное положение.

Были рассмотрены привилегии от общих войсковых благ старшинам «яко вождям, наставникам и попечителям»: на собственных хуторах им дозволялось селить «родственников и воль-ножелающих людей». При этом подчеркивалось, что эти люди – вольные, имеют право по собственному желанию покидать хутор, а хозяин хутора не должен их считать «поддаными своими».

Видим, как в эпоху развитого крепостного права в России на Кубани оно отсутствовало, хотя, конечно, долговыми обязательствами каждый пан мог найти способ закрепить у себя полезного работника.

Наиболее актуально сейчас то, что «Порядок общей пользы» официально утверждал статус, место и название войсковой столицы – «войскового града», о котором говорилось еще в Жалованной грамоте. Войскоград к тому времени уже был основан казаками. Случилось это 9 июня 1793 г.: «Ради войсковой резиденции, к непоколебимому подкреплению и утверждению состоящих на пограничной страже кордонов при реке Кубани, в карасунском куте, воздвигнуть град и, для вечного достопамятства нынешней жизнедательницы и благодетельницы нашей, Всемило-стивейшей Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Самодержицы Всероссийской, именовать его Екатеринодаром».

Таким образом, «Порядок общей пользы», с одной стороны, узаконил уже сложившиеся в Черноморском казачьем войске отношения, а с другой – упорядочил их и привел в соответствие с российским законодательством. На Кубани стала складываться оригинальная административная система, которая объединяла административную, судебную и военную власть. «Порядок…» стал для жителей Кубани своеобразной Конституцией, Основным законом, призванным сплотить воинов-казаков для достижения «общей пользы», на благо Отечества, во славу России.

И сегодня многие положения этого документа не потеряли своей актуальности: это и строгое исполнение законов, и забота о развитии благосостояния родного края, и защита нравственных основ народной жизни. Этот документ следует воспринимать не только как памятник казачьего нормотворчества в области самоуправления, но и как своего рода настольную книгу для представителей современного поколения, чем утверждается преемственность и верность традициям предков.

Ссылки:

  • 1.    Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. 1. Екатеринодар, 1910.

  • 2.    Доктрина Донской Казачьей Республики [Электронный ресурс]. URL: http://dkr-kazakia.clan.su/publ/doku-menty_donskoj_kazachej_respubliki/doktrina_donskoj_kazachej_respubliki_3_chast/2-1-0-12 (дата обращения: 12.09.2016).

  • 3.    Цит. по: Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории / под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 1994. С. 73.

Список литературы "Порядок общей пользы" - первая казачья "конституция"

  • Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. 1. Екатеринодар, 1910.
  • Доктрина Донской Казачьей Республики . URL: http://dkr-kazakia.clan.su/publ/doku-menty_donskoj_kazachej_respubliki/doktrina_donskoj_kazachej_respubliki_3_chast/2-1 -0-12 (дата обращения: 12.09.2016).
  • Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории/под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 1994. С. 73.
Статья научная