Портрет современного террориста: криминологический аспект
Автор: Зарина А.М.
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Правосудие и правоохранительная деятельность в Евразийском пространстве
Статья в выпуске: 3 (68), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье выделены признаки современного террориста: лицо мужского пола, специально подготовленное в горячих точках или прошедшее специальную подготовку за рубежом, с неустойчивыми взглядами, низким образовательным уровнем, легко вовлекаемое в антигосударственные группы, руководствующиеся псевдорелигиозными представлениями, наемники.
Террорист, личность террориста, религия, псевдорелигиозные мотивы, эмоциональная неустойчивость
Короткий адрес: https://sciup.org/140306086
IDR: 140306086 | DOI: 10.52068/2304-9839_2024_68_3_96
Текст научной статьи Портрет современного террориста: криминологический аспект
Статистические данные Судебного департамента при Верховном Cуде РФ свидетельствуют о росте числа лиц, вовлеченных в террористическую деятельность. Так, по ст. 205 УК РФ всего осуждено: в 2023 г. – 43, в 2022 г. – 14, в 2021 г. – 23 человека.
С.А. Серебрякова отмечает, что в современных международных условиях организаторы террористических актов, вовлекая в совершение преступлений людей, используют самые разнообразные механизмы, как идеологического характера, так и привлекая наемников, прошедших войну, имеющих материальные проблемы; решивших отомстить лиц, у которых близкие родственники погибли на военной службе. Преступники используют психически больных лиц, внушая им, что необходимо выполнить определенную команду, объясняя, что при выполнении террористических действий Бог простит грехи [12, с. 347].
Социологический портрет личности террориста характеризуется тем, что в основном данные виды преступлений совершают мужчины. Одно время достаточно активно привлекались по ст. 205 УК РФ женщины. На сегодняшний день прослеживается тенденция вовлечения в преступления террористической направленности несовершеннолетних [9, с. 97]. Возраст данных лиц находится в диапазоне от 18 до 49 лет, они доста-
точно хорошо подготовлены в военизированных подразделениях, имеют опыт ведения боя и применения оружия, владеют тактическими приемами. Образовательный уровень достаточно низкий.
Безусловно, большое влияние на формирование личности оказывает семья. Достаточно часто лица, занимающиеся террористической деятельностью, являются одинокими, выросшими без родителей, беженцами, утратившими связь с родственниками. Если обратить внимание на портрет женщины-террориста, то в основном это вдова, у которой муж погиб в результате проведения военных действий, она мстит за смерть или, руководствуясь псевдорелигиозными мотивами, пытается искупить грехи. Небольшое количество террористов выросло в семьях, которые характеризуются положительно [10; 17, с. 53–54].
М.Х. Машекуашева считает, что нельзя точно утверждать, что современный террорист – это лицо, которое воспитывалось в трудной семье. Большинство лиц получили хорошее воспитание. Таких людей вовлекают в преступную деятельность лица из ближайшего окружения – родственники, друзья, знакомые. Изначально проводится беседа о религиозных убеждениях. В последующем, используя псевдорелигиозные мотивы, уводят разговор, меняя мировоззрение лиц, определяя новые ценностные установки и жизненные ориентиры. Организаторы преступной деятельности достаточно хорошо владеют психологией и специально ведут отбор людей, которые поддаются внушению [7, с. 126–127].
На территории России чаще всего вовлеченными в преступления террористического характера оказываются народы с Северного Кавказа, а также из Чеченской Республики. Однако на сегодняшний день акцент сместился в сторону других народностей; террористами могут быть таджики, арабы, турки, палестинцы, ливанцы, иорданцы, алжирцы и представители Средней Азии. В последнее время все чаще террористические организации занимаются вербовкой европейцев [15, с. 14]. В силу этого портрет современного террориста «размывается»… Зачастую организаторы бывают иной национальности, нежели исполнители [3, с. 110].
Террористами являются, как правило, лица, ранее не судимые, таким образом, они не попадают в поле зрения правоохранительных органов и не вызывают подозрения [12, с. 347–348]. Что касается террористов-наемников, то в данном случае для них характерны различные виды нарушений закона, в основном насильственные преступления.
По мнению К.В. Зятева и Ю.П. Черношей, в условиях современного международного противостояния стран организаторы достаточно часто нанимают террористов-смертников, которые руководствуются псевдорелигиозными мотивами. Преступники объясняют свои действия приверженностью исламу. В Коране используется понятие «шахид», которое неверно интерпретируется обществом как «террорист-смертник». Данный термин в переводе означает «мученик или лицо, павшее за веру». Кораном четко не определено отношение к мусульманину, насильственно убившему самого себя. В свою очередь, лица, проповедующие радикальный ислам, активно используют слово «шахид» для совершения преступной деятельностью. Они считают, что необходимо умирать за религию, чтобы попасть в рай, захватив с собой «неверных». На сегодняшний день также достаточно часто используется миф о джихаде – священной войне против неверных. Это учение используют в своих целях исламские экстремисты. К сожалению, в таких общинах детям с детства навязывают идеи джихада, женщины же, в свою очередь, должны гордиться своими сыновьями.
В традиционном понимании ислама террорист не рассматривается в качестве шахида – борца, который преследует высокие цели. Коран отрицательно относится к самоубийству [5, с. 113].
И.Б. Линдер и С.А. Титков считают, что, несмотря на то, что вовлекаются в террористическую деятельность в основном мужчины, женщин также могут использовать как в агентурных, так и в боевых целях. В своем исследовании они утверждают, что большинство террористов в детстве были обделены вниманием со стороны матери. Достаточно часто у преступников установлены заболевания среднего уха. Также это лица, отстающие в развитии, травмированные в детстве, имеющие врожденные заболевания. У некоторых из них явно выражен дефект личности, однако большая часть – достаточно адекватные здоровые люди с замаскированными актерскими способностями. В их рядах есть и фанатики, которые одержимы сверхидеей, умышленно совершающие преступления и осознающие степень тяжести деяния и последствия. В рядах террористов находятся лица с заниженной самооценкой, подвергшиеся в подростковом возрасте травле и преследующие идею самоутверждения и признания в обществе [16, с. 126–133].
С.П. Дресвяниным выделены следующие характеристики современного террориста: высокая дисциплина в группе, конспиративные способности, способность вовлекать и вербовать людей, подавление жалости, недоверие, готовность к неожиданности, способность применить насилие, возможность анализировать ситуацию, уверенность в себе и др. [4, с. 46; 14, с. 546–549].
Преступники проходят обучение в боевых подразделениях или специальных школах, достаточно часто за рубежом. Безусловно, важно отличать эмоционально слабого человека, который совершает самоубийство в силу сложной жизненной ситуации, и подготовленного террориста-смертника, который любит жизнь, но совершает террористический акт в целях реализации миссии [8, с. 284–285]. На наш взгляд, на сегодняшний день можно выделить третий вид террориста – это наемник, которому безразличны последствия террористического акта, а важна материальная выгода. Последний террористический акт в России, произошедший 22 марта в 2024 г. в Москве в здании концертного зала «Крокус Сити-Холл», свидетельствует о том, что преступники не хотели умирать, несмотря на то, что на них не было защитных средств экипировки, пытались скрыться от правоохранительных органов и оказывать сопротивление.
Сотрудниками НИИ Университета Прокуратуры РФ в результате проведенного интервью выделены черты, характерные для преступников, совершающих преступления террористического характера:
– физически хорошо натренированы и подготовлены;
– исповедовали наиболее экстремистское течение в исламе – ваххабизм, посещали мечети, некоторые из них получили духовное образование за границей;
– фиксировались навыки боевого опыта;
– некоторые осужденные больны венерическими заболеваниями, туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, другие употребляли наркотики [6, с. 854–855].
В целом для террориста характерна неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка. Он агрессивен, враждебен по отношению к реальному или виртуальному врагу (но агрессивен не значит смел). У него ослабленное чувство жалости и способности прощать людей, зато ярко выражена постоянная готовность защитить свое «я», стремление самоутвердиться [15, с. 15].
Современные террористы – это психически здоровые люди по сравнению с большинством населения. Немногие лица с психическими отклонениями привлекаются в террористические группы, поскольку с асоциальными типами редко кто долго общается для установления прочных связей. Странное поведение во время теракта объясняется волнением или употреблением перед терактом наркотических средств или психотропных веществ с целью «убить» внутри себя чувство страха. Явная психопатология среди террористов – достаточно редкая вещь [11, с. 130].
В более упрощенных вариантах террорист лишен таких проблем и выступает как бездушная «деструктивная машина». Преодоление страха смерти вполне возможно за счет изменения отношения к жизни. Стоит перестать рассматривать жизнь как некую свою собственность, как страх смерти проходит [1; 13, с. 188–189].
Портрет террориста меняется в соответствии с современными социальными и политическими реалиями. В качестве негативных тенденций следует отметить понижение возраста террориста и вербовку не только женщин, но и несовершеннолетних лиц; стирание границ и идеологии – наличие псевдорелигиозных мотивов и навязывание искаженных взглядов; повышение количества наемных лиц с боевым опытом из горячих точек; эмоциональную неустойчивость; рост числа осужденных за преступления террористического характера.
Список литературы Портрет современного террориста: криминологический аспект
- Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.
- Алексанян Д.Г. Психологический портрет террориста-смертника // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 3 (19). С. 311–313.
- Багреева Е.Г. Социальные регуляторы в условиях нового времени // Eвразийская адвокатура. 2022. № 3 (58). С. 110.
- Дегтярь О.Н., Пономарев В.В. Психологический портрет террориста // Психическое и психологическое здоровье человека в XXI веке: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. Новороссийск, 2016. С. 46–48.
- Зятев К.В., Черношей Ю.П. Истоки и методы радикального исламского терроризма // Курсантские исследования: сборник научных работ. Могилев, 2016. С. 112–114.
- Криминология: учебник для вузов / О.С. Капинус и др.; под общ. ред. О.С. Капинус. 2-е изд., перераб.и доп., М.: Юрайт, 2024.
- Машекуашева М.Х. Характерные составляющие личности и предпосылки, свойственные людям, совершающим теракты // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 3. С. 125–128.
- Михаленко А.А., Таирова Л.Р., Горозий Е.А., Гулиева С.Р. Потенциальный террорист: его социальные и психологические характеристики // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 8 (24). С. 282–286.
- Окутина Н.Н., Масляева А.Е. Особенности криминологической характеристики личности преступника-террориста // Симбирский научный вестник. 2022. № 2 (46). С. 92–98.
- Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности: учеб. пособ. для студентовузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович. М.: Академия, 2007 [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/view/01003119670?redirect=http %3A %2F%2Fdlib.rsl.ru %2Frsl01 003000000 %2Frsl01003119000%2Frsl01003119670 %2Frsl01003119670.pdf.
- Психология экстремизма и терроризма: учеб. пособ. для вузов / В.В. Константинов, Р.В. Осин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024.
- Серебрякова С.А. Криминологический портрет террориста-смертника // Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика: материалы II Международной научно-практической конференции. Тихорецк, 2017. С. 346–350.
- Станкевич А.М., Пушкин А.В. Особенности криминологического портрета личности современного террориста // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-2. С. 185–190.
- Стуколова Л.С., Закирова Д.А. Психология современного терроризма // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 6 (22). С. 546–549.
- Сыромятников И. Портрет террориста: углубленное исследование // Основы безопасности жизнедеятельности. 2018. № 4 (220). С. 10–15.
- Ульянова А.А. Криминологическая характеристика личности террориста // Современные проблемы уголовного права и процесса: сборник научных трудов 59-й студенческой научно-практической конференции / под ред. В.Е. Степенко. 2019. С. 126–133.
- Фасхудинова М.А. Психологический портрет террориста // Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму в информационной среде как условие обеспечения гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической \конференции. Абакан, 2023. С. 53–56.