Постановление петербургского собора 1809 года в составе сборника "Отеческие завещания"

Бесплатный доступ

Анализируется история создания текста Постановления Петербургского собора 1809 г. и его функционирование в составе сборника «Отеческие завещания». На материале шести списков сборника удалось проследить рукописную традицию текста Постановления на протяжении всего XIX в. Это позволило выявить наиболее дискуссионные вопросы для федосеевского согласия и сделать вывод о том, что сборник «Отеческие завещания» оставался актуальным на протяжении всего XIX в. Это происходило благодаря уточнениям и дополнениям текстов, уже признанных авторитетными и включенных в сборник. Именно актуализация текстов, составлявших историю и традицию федосеевского согласия, позволяла адаптировать учение к реалиям Нового времени, что особенно заметно при обращении к включенному в сборник тексту Постановления.

Еще

Старообрядчество, федосеевцы, преображенское кладбище, полемика, тексты, традиция

Короткий адрес: https://sciup.org/147219434

IDR: 147219434

Список литературы Постановление петербургского собора 1809 года в составе сборника "Отеческие завещания"

  • Агеева Е. А. Волково кладбище // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 233-235.
  • Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма / Под ред. Н. Н. Покровского. Новосибирск: Наука, 1988. 186 с.
  • Журавель О. Д. Старообрядческое сочинение о времени, достойном плача, как памятник народно-христианской литературы // Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск, 2007. С. 219-251.
  • Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. 295 с.
  • Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси // Вопр. литературы. 1977. № 3. С. 154-156.
  • Мальцев А. И. Филипповский наставник Алексей Яковлев (Балчужный): Проблемы изучения биографии и творческого наследия // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2004. Вып. 3. С. 138-156.
  • Мальцев А. И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII - начале XIX в.: Проблема взаимоотношений. Новосибирск: ИД «Сова», 2006. 572 с.
  • Москалева Л. А. К бытованию сочинений Ефрема Сирина в Древней Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики: Материалы III Междунар. науч. конф. «Комплексный подход в изучении Древней Руси». М., 2005. С. 70-71.
  • Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука, 1984. 205 с.
  • Пивоварова Н. В. Старообрядческие моленные Петербурга XVIII - 1-й пол. XIX в.: (по материалам РГИА) // Три века синтеза церковного и светского искусства. Ораниенбаум, 2003. С. 150-156.
  • «Польский устав» // Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н. Поповым. М., 1864. Т. 1. С. 10-21.
  • Прения или борьба за устав Польский // Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н. Поповым. М., 1864. Т. 1. С. 22-73.
  • Расков Д. Е. Купцы-староверы в экономике С.-Петербурга // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2000. Вып. 8. С. 53-57.
  • Рындзюнский П. Г. Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма (на примере истории Московской общины федосеевцев в 40-х годах XIX в.) // Вопросы истории, религии и атеизма. М., 1950. С. 53-72.
  • Хвальковский А. В., Юхименко Е. М. Поморское староверие в Москве // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 1999. С. 314-343.
  • Crummey R. O. Old Believer Communities Ideals and Structures // Old Believers in a Changing World. Illinois, 2010. P. 99-119.
Еще
Статья научная