Построение конкурентоспособных соревновательных программ гимнасток высокой квалификации в вольных упражнениях

Автор: Береславская Н.В., Свистун Г.М., Меняйлова А.В.

Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport

Рубрика: Теория и методика спорта

Статья в выпуске: 1, 2023 года.

Бесплатный доступ

Актуальность. В статье представлены результаты исследования по определению конкурентоспособной соревновательной программы гимнасток в вольных упражнениях. Современное состояние спортивной гимнастики предъявляет высокие требования не только к сложности отдельных гимнастических элементов, но и к содержанию и построению целостных соревновательных спортивно-гимнастических композиций. Вольные упражнения в женской спортивной гимнастике выполняются под музыкальное сопровождение, когда в течение отведённых Правилами соревнований 90 секунд гимнастка должна выполнить композицию, с грамотно расставленными акцентами не только на распределении элементов различных групп трудности по площади ковра, но и в их гармоничном сочетании с музыкой. Вместе с тем, наращивание сложности только путём «акробатизации» упражнений может привести к их унификации и повлиять на выразительность исполнения. Таким образом, для составления конкретной соревновательной программы должны решаться задачи, связанные с созданием рационально построенной, артистично выполненной композиции на высоком уровне исполнительского мастерства. Цель исследования. Определить особенности построения конкурентоспособных программ в вольных упражнениях гимнасток высокой квалификации. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, метод математической статистики, метод анкетирования, видеоанализ. Результаты проведённого исследования. В предстоящем олимпийском цикле перспективная и эффективная модель вольных упражнений для спортсменок региональной сборной команды может состоять максимум из десяти элементов, при том, что как минимум один элемент прямого соединения - стоимостью 0,2 балла и более; один элемент непрямого соединения - стоимостью не ниже 0,3 балла; один элемент акробатики - стоимостью не ниже 0,6 балла и более; не менее одного соединения из поворотов - стоимостью не ниже групп трудности D (0,4 балла) и В (0,2 балла); не менее одного соединения из прыжков - стоимостью не ниже 0,4 балла и более каждый. Выводы. Выявленные особенности построения вольных упражнений гимнасток высокой квалификации, позволят повысить эффективность подготовки спортсменками региональных сборных команд конкурентоспособных соревновательных программ в рассматриваемом виде гимнастического многоборья с дальнейшим перспективным увеличением трудности базовых элементов.

Еще

Спортивная гимнастика, вольные упражнения, соревновательные программы, спортсменки высокой квалификации

Короткий адрес: https://sciup.org/142237702

IDR: 142237702   |   DOI: 10.53742/1999-6799/1_2023_113-118

Текст научной статьи Построение конкурентоспособных соревновательных программ гимнасток высокой квалификации в вольных упражнениях

Актуальность. Развитие спортивной гимнастики осуществляется в соответствии с общемировыми тенденциями: происходит качественный пересмотр методики построения тренировочного процесса в контексте с предельной реализацией индивидуальных возможностей; предъявляются высокие требования к специальной физической и технической подготовленности в сочетании с лёгкостью, изяществом, грациозностью и пластичностью [1, с. 23]; осуществляется поиск новых сложных элементов, связок и соединений [2, с. 270, 6, с. 93], а также происходит повышение мотивации и престижности высших спортивных достижений и обострение конкуренции за спортивные титулы. Поэтому основные тенденции развития вида спорта, должны предопределять необходимость изменения содержания и сложности соревновательных программ, а также стиль и артистизм исполнения, подчёркивающие индивидуальность гимнастки [3, с. 381, 7, с. 102].

Вольные упражнения – один из самых грациозных и зрелищных видов женского многоборья в спортивной гимнастике, который включает в себя комбинации различных гимнастических и акробатических элементов, взаимосвязанных между собой хореографической и музыкальной составляющей [8, с. 29]. В них отражается вся специфика женской гимнастики с присущей ей пластикой, танцевальностью, выразительностью движений, зрелищностью и эмоциональностью. Данные упражнения считаются одним из самых зрелищных видов женского многоборья, в котором техническая сложность элементов достигла достаточно высокого уровня.

В вольных упражнениях пользуются принятой правилами соревнований классификацией элементов, которые разделены на 5 структурных групп – повороты, прыжки и подскоки, элементы с опорой на руки, элементы с сальтовым и винтовым вращением, представленные в соревновательных программах акробатическими связками, гимнастическими элементами, средствами хореографии, выполняемые под музыкальное сопровождение в течении установленного времени [3, с. 381, 8, с. 29]. В этой связи встаёт острый вопрос о качественном и рациональном построении соревновательных программ в вольных упражнениях гимнасток высокой квалификации, которые будут соответствовать современным требованиям данного вида спорта.

Для определения соотношения структурных элементов в соревновательных программах гимнасток высокой квалификации – членов сборной команды Краснодарского края в вольных упражнениях 2021 года применялся метод математической статистики и метод анкетирования.

Результаты исследования.

Согласно правилам соревнований базовая трудность выполняемого упражнения складывается из 8 наиболее сложных элементов упражнения, включая сосок (последняя диагональ упражнения). В состав 8 обязательных элементов входят:

  • 3 акробатических,

  • 3 танцевальных,

  • 2 элемента по выбору.

При этом структура композиции вольных упражнений должна включать в себя:

Разнообразные элементы из различных групп Таблицы элементов.

Различные уровни (стоя и в партере).

Изменения в направлении движений (вперёд, назад, боком, дугой).

Творческие и оригинальные движения, соединения и переходы.

Анализ специальной литературы показывает, что успешное выполнение вольных упражнений зависит от следующих критериев [4, с. 32-49, 5, с. 81-82]:

Трудность упражнений (количество и сложность элементов, их соединений, новизна и оригинальность);

Грамотно составленная комбинация;

Исполнение упражнения (выразительность, артистичность, эмоциональность);

Эстетика выполнения упражнения;

Отбор музыкального произведения и музыкальность гимнастки (способность передать характер, тему музыки, чувство ритма);

Уровень подготовленности гимнастки.

Для определения перспектив развития соревновательных программ в вольных упражнениях было изучено мнение десяти ведущих тренеров Краснодарского края по спортивной гимнастике. 35% тренеров считают, что перспектива развития соревновательных программ в вольных упражнениях гимнасток высокого класса будет проявляться в повышении трудности акробатических связок, 30% – за счет увеличения хореографической трудности, 25% – за счет оригинальных «находок» и соединений, 10% – за счёт артистизма исполнения вольных упражнений (рисунок 1).

Таким образом, для конкурентоспособной соревновательной программы необходимо оптимально сбалансированное сочетание акробатических соединений и хореографической составляющей.

  • ■    повышение трудности акробатических связок

  • ■    повышение хореографической трудности

  • ■    оригинальные соединения

артистизм исполнения

Рисунок 1. Мнение респондентов о составляющих соревновательных программ в вольных упражнениях гимнасток высокого класса, влияющих на их перспективность

Задача дальнейшего исследования состояла в определении модели вольных упражнений гимнасток сборной команды Краснодарского края, которые актуальны на сегодняшний день (таблица 1).

Полученные данные (таблица 1), позволяют констатировать, что общее количество элементов в упражнении – 38. При этом процентное соотношение акробатических соединений по диагонали к общему количеству элементов в упражнении составляет – 42,1%, 28,9% составляют гимнастические прыжки, 28,9% – поворо- ты. Согласно правилам соревнований все элементы упражнения распределены по группам трудности (рисунок 2).

  • ■    элементы группы А

  • ■    элементы группы В

  • ■    элементы группы С

  • ■    элементы группы D

  • ■    элементы группы Е

Рисунок 2. Процентное соотношение элементов различных групп трудности в упражнениях высококвалифицированных гимнасток – членов сборной команды Краснодарского края

Исходя из полученных данных, в приоритете элементы «группы D» (47,4%) и «группы С» (28,9%). Более низкие позиции занимают элементы «группы А» (10,5%), «группы В» (7,9%) и группы Е (5,3%). На наш взгляд это связано с тем, что соревновательные программы гимнасток наполнены усложнёнными гимнастическими связками из прыжков и оригинальными, редко исполняемыми поворотами групп трудности не ниже D и Е.

Таблица 1.

Соотношение структурных элементов различных групп трудности в вольных упражнениях гимнасток – членов сборной команды Краснодарского края (n=4)

Группы трудности

Элементы

А

B

C

D

E

Всего

Гимнастические прыжки

2

6

3

28,9%

Повороты

1

9

1

28,9%

Акробатические соединения по диагонали

4

5

6

1

42,2%

Доля в %

10,5%

7,9%

28,9%

47,4%

5,3%

100%

Таблица 2.

Соотношение элементов различных групп трудности в вольных упражнениях гимнасток – членов сборной команды Краснодарского края (n=4)

Группы трудности

Элементы

А

B

C

D

E

Всего

Гимнастические прыжки

18,2%

54,5%

27,3%

28,9%

Повороты

9,1%

81,9%

9,1%

28,9%

Акробатические соединения по диагонали

25%

31,3%

37,5%

6,3%

42,2%

В таблице 2 представлено соотношение элементов различных групп трудности гимнасток сборной команды Краснодарского края в рассматриваемом виде многоборья.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что гимнастические прыжки «группы В» составляют 18,2%, «группы С» – 54,5%, «группы D» – 27,3%. Повороты «группы В» – 9,1%, «группы D» – 81,9%, «группы Е» – 9,1%. Акробатические соединения «группы А» – 25,0%, «группы С» – 31,3%, «группы D» – 37,5%, «группы Е» – 6,3%.

Таким образом, на сегодняшний день соревновательная программа в вольных упражнениях гимнасток уровня региональной сборной команды должна включать в себя максимум десять элементов:

  • •    минимум один элемент прямого соединения – стоимостью 0,2 балла и более;

  • •    один элемент непрямого соединения – стоимостью не ниже 0,3 балла;

  • •    один элемент акробатики – стоимостью не ниже 0,6 балла и более;

  • •    минимум одно соединение из поворотов – стоимостью не ниже групп трудности D (0,4 балла) и В (0,2 балла);

  • •    одно соединение из прыжков – стоимостью не ниже 0,4 балла и более каждый.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism”, Krasnodar.

Annotation

Relevance. The article presents the results of a study to determine the competitive program of gymnasts in floor exercises. The current state of gymnastics imposes high demands not only on the complexity of individual gymnastic elements, but also on the content and construction of holistic competitive sports and gymnastic compositions.

Floor exercises in women’s gymnastics are performed to musical accompaniment, when during the 90 seconds allotted by the Rules of the competition, the gymnast must perform a composition, with correctly placed accents not only on the distribution of elements of various groups of difficulty over the area of the carpet, but also in their harmonious combination with music. At the same time, increasing complexity only by “acrobatization” of exercises can lead to their unification and affect the expressiveness of performance.

Thus, in order to compile a specific competitive program, tasks related to the creation of a rationally constructed, artistically executed composition at a high level of performing skill should be solved.

The purpose of the study. To determine the features of building competitive programs in floor exercises of highly qualified gymnasts.

Research methods. Analysis of scientific and methodological literature, mathematical statistics method, questionnaire method, video analysis.

The results of the study. In the upcoming Olympic cycle, a promising and effective model of floor exercises for athletes of the regional national team may consist of maximum of ten elements, despite the fact that at least one element of direct connection – worth 0.2 points or more; one element of indirect connection – worth at least 0.3 points; one element of acrobatics – worth at least 0.6 points and more than; at least one connection of turns – the cost is not lower than difficulty groups D (0.4 points) and B (0.2 points); at least one connection of jumps – worth at least 0.4 points or more each.

Lesgaft University]. 2008, no 7, pp. 92–95. (in Russian)

URL:      https://sudact.ru/law/prikaz-minsporta-rossii- ot-14082014-n-701/pravila-vida-sporta-sportivnaia-gimnastika/pravila-sudeistva-po-sportivnoi-gimnastike/

(Accessed 20.10.2021). (in Russian)

Список литературы Построение конкурентоспособных соревновательных программ гимнасток высокой квалификации в вольных упражнениях

  • Барчо О.Ф., Свистун Г.М., Махмутова С.Р. Программа совершенствования устойчивости положения тела в упражнениях на бревне гимнасток 10-11 лет // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2019. № 1. 23 с.
  • Казанцев И.А., Жуков Д.В. Проблемы спортивной гимнастики в XXI веке // Эпоха науки. 2019. № 20. С. 269-272.
  • Сидорова В.В. Специфические принципы реализации базовых композиций вольных упражнений в спортивной гимнастике // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы III Международной научной конференции, Донецк, 25 октября 2018 года / Под общей редакцией С.В. Беспаловой. Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. С. 380-383.
  • Спорт высших достижений: спортивная гимнастика: учебное пособие / под ред.: Л.А. Савельева, Р. Н. Терехина. М.: Человек, 2014. 148 с.
  • Терехина Р.Н., Борисенко С.И. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток в спортивной гимнастике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006. № 20. С. 80-83.
  • Терехина Р.Н., Бурда-Адрианова Л.В. Сложность соревновательных программ гимнастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 7. С. 92-95.
  • Экспертная оценка исполнительского мастерства гимнасток на мировом помосте / Р.Н. Терехина, Л.В. Бурда-Андрианова, Ц. Добрева, О. Донди // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 8(42). С. 99-100.
  • Гимнастика спортивная. Правила судейства соревнований среди женщин [Электронный ресурс]. ФИЖ. 2019. С. 27-30. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minsporta-rossii-ot-14082014-n-701/pravila-vida-sporta-sportivnaia-gimnastika/pravila-sudeistva-po-sportivnoi-gimnastike/(дата обращения: 20.10.2021).
Еще
Статья научная