Построение социокультурных оснований духовности: к вопросу об обосновании

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14967609

IDR: 14967609

Текст статьи Построение социокультурных оснований духовности: к вопросу об обосновании

Современное общество, которое еще не оправилось от последствий глубокого кризиса в духовной сфере, характеризуется наличием большого количества проблем преимущественно духовно-нравственного порядка, но во многом детерминированных проблемами экономического характера. К числу таких проблем можно отнести поиски национальной идентичности и национального самосознания, кризис нравственности и, конечно же, проблему духовности. Об актуальности последней свидетельствует большое количество работ по данной тематике, появившихся за последние пятнадцать-двадцать лет. Духовность в них предстает как ценностное состояние сознания (позиция В.Г. Федотовой); как целостность психической деятельности (концепция М.С. Кагана); как идеальный комплекс норм, которые противостоят субъекту и обществу как заданность и требование (с точки зрения В.И. Слободчикова); как показатель существования у личности определенной иерархии ценностей, целей и смыслов (по мнению Л.П. Буевой); как проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям (потребностно-информационный подход, представленный П.В. Симоновым, В.П. -Ершовым, Ю.П. Вяземским); как внутренняя сфера самоопределения личности (концепция Н.К. Бородиной) и др. Каждая из обозначенных позиций высвечивает ту или иную сторону духовности личности, однако социокультурный аспект феномена остается незатронутым, а следовательно, вопрос о ее социокультурных основаниях по-прежнему открыт. Этим собственно и вызвано обращение автора к данной проблеме.

Духовность как социокультурный феномен в общем можно представить в качестве идеального целостного образования, являю- щегося результатом творческой созидающей и мыслительной деятельности человека и общества, которая выражается в системе идеалов и ценностей, в закрепившихся устойчивых нормах и образцах социальной жизни, правилах и нормах человеческой культуры, а также являющегося одним из продуцирующих и формирующих личность и духовность отдельного человека факторов (то есть выполняет креативную функцию). Содержание данного определения обусловлено влиянием такого фактора, как социокультурная среда. Причем это влияние и обусловленность являются взаимными, поскольку, с одной стороны, личность получает от коллективного бытия материал и информацию для творчества, а с другой стороны, являясь субъектом процессов развития общества, изменяет и сами социальные процессы. Относительно интерпретации социокультурной среды следует сказать, что она понимается нами (в общем и достаточно широком виде, что обусловлено широким смысловым полем данного понятия) как созданные человеком условия существования, включающие социальные и культурные (экономические, правовые и образовательные, профессиональные и национально-этнические) институты и установления, нормы и ценности, идеалы и образцы, смыслы и значения, вплетенные в реальную жизнь личности, определяющие мотивы и способы ее поведения, принципы духовной, социальной, культурной регуляции, а также саморегуляции. На эти условия накладываются особенности конкретно-исторической эпохи и государственного устройства.

Таким образом, каждое общество – социокультурная система. И хотя понятие это универсальное (каждому обществу, каждой культуре присущи все вышеуказанные призна- ки), есть все же уникальный набор специфических национальных особенностей. Исходя из данного тезиса, позволим себе высказать предположение, что духовность как социокультурный феномен обязательно должна включать в себя национальную и этническую компоненты, так как характерные черты определенного социума и культуры всегда национально и этнически окрашены.

Возвращаясь к определению духовности как социокультурного феномена, обратим внимание на ряд характерных черт, описанных в указанной дефиниции:

  • 1)    фиксация устойчивости выраженных форм, составляющих основу и специфичность социума;

  • 2)    наличие константных элементов, определяющих содержание и направленность человеческого бытия;

  • 3)    детерминационный компонент содержания определения.

Сквозь призму данных признаков можно выделить и отнести к социокультурным основаниям духовности:

  • 1.    Идентичность как совокупность основополагающих устойчивых черт, составляющих своеобразие социума, а также психологическое чувство принадлежности к нему (Т.М. Фадеева). Понятие идентичности тесно связано с социокультурной преемственностью, поскольку представляет собой один из механизмов реализации последней. Социокультурный процесс противоречив по своей природе, так как включает две различные тенденции: тенденцию к сохранению и тенденцию к развитию, модернизации. В связи с этим необходимо найти такие основания духовности, которые если и изменялись бы в процессе развития общества, то незначительно. Вот почему устойчивость, константность идентичности как фактора развития социальных систем позволяет избрать его в качестве одного из социокультурных оснований духовности.

  • 2.    Традиция как «универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах»1.

  • 3.    Менталитет также удовлетворяет указанным условиям в силу того, что это сложное образование, которое определяет направление мыслей, чувств и восприятий личности по отношению к окружающей реальности (внешней и внутренней), на которое влияют природные, социокультурные, эмоционально-психологические, рациональные, сознательные и бессознательные факторы, способствующие устойчивости и неизменности человеческого сознания (И.В. Василенко) 2. В научной литературе менталитет зачастую определяется как наличие у людей какого-либо общества, принадлежащих к одной культуре общего умственного инструментария. Это предоставляет возможность по-своему воспринимать и осознавать природное и социальное окружение и самих себя. Кроме того, менталитет – особая структура, определенная часть социальной информации – наиболее константная и глубинная, детерминированная традицией и культурой, транслирующаяся через поколения посредством механизмов массового сознания (М.Ю. Шевяков, Т.И. Игнатенко). Менталитет выступает, в частности, в качестве основы целостного образа жизни человека, детерминирующей осознанно и неосознанно всю его жизнь. «Ментальное ядро заставляет человека действовать определенным образом, предпочитать те или иные ценности, идеи, взгляды, а другие, чуждые, отталкивать, отвергать»3. В таком своем виде менталитет предстает как чрезвычайно устойчивая структура, которая может послужить социокультурным основанием духовности.

  • 4.    Система ценностей, которая в качестве порождаемых и задаваемых культурой содержаний, вплетаемых в изменчивое многообразие социальной жизни, позволяет обосновывать смыслы, задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок, строить сложные и много-

  • уровневые системы ориентации в мире и т. д. Содержательная структура ценности (с точки зрения концепции Л.В. Баевой) состоит из: 1) значимости (значение предмета; свойство вещи, отвечающее интересу субъекта); 2) смысла (отношение между стремлением и целью; выражение значимых, связанных с переживаниями устремлений) и 3) переживания (внутреннее ощущение протекания жизни). В основании данная структура ценности имеет все сферы восприятия и активности: волевую, бессознательно-архетипическую, эмоциональную, рациональную, интуитивную, экзистенциальную 4. В этом нами усматривается глубокая связь с духовностью, так как последняя имеет основания в элементах всех этих сфер. Особенно это заметно в концепции духовности, предложенной В.С. Барулиным. Духовность у него понимается в предельно широком плане. Она характеризуется как основополагающее качество человека, принципиально отличающее его от мира животных: как субъективный мир, как идеальность, как форма человеческого самосознания, самоидентификации, как основа конституирования человека в роли субъекта отношения, как форма интериоризации социального опыта, как детерминационно-императивный компонент человеческого бытия, как импульс, аналог и содержание творческой миссии человека, как положенность его свободы, менталитет и сфера сущности 5. Определение, конечно, в некоторой степени спорное, однако видно, что автор в понятие духовности включает все содержание интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой деятельности человека, весь комплекс его психики, нравственноэстетических и религиозных переживаний и помыслов, науку и искусство.

Выступая в качестве универсальной формы и механизма упорядочивания и структурирования социально-значимых содержаний любой культуры и ее подсистем, традиция обеспечивает трансляцию духовности в ее аутентичном виде, а следовательно, способствует нормальному функционированию и воспроизводству социума.

Таким образом, система ценностей детерминирует поведение, способы деятельности и образ мышления человека.

Обозначенные факторы являются социокультурными основаниями духовности во многом потому, что участвуют в процессе ее социально-исторического воспроизводства. Оно осуществляется посредством трансляции духовности (вертикальной – через поколения и горизонтальной – внутри одного поколения) благодаря механизмам социокультурной пре- емственности: социальной памяти, менталитету, системе ценностей, традиции, идентичности. Пожалуй в различной степени, но относительно каждого из перечисленных элементов (менталитет, традиция, идентичность, система ценностей) можно говорить как о содержащем в своей структуре два внешних уровня: 1) постоянное ядро («центр») и 2) некоторую переменную (в своем роде «периферию»). В ядре содержится то константное, что не изменяется на протяжении длительного времени – наиболее устойчивые основополагающие характеристики указанных оснований. На периферии – те элементы, которые наиболее подвержены изменениям.

Благодаря подобной структуре социокультурных оснований и становится возможным их позиционирование в двоякой ипостаси: например, в качестве канала трансляции духовности и одновременно выражении ее содержания, когда речь идет о системе ценностей (духовность являет себя в ней) или же как канала трансляции духовности и механизма сохранения ее качественности, если мы говорим о традиции. Менталитет, традиция, идентичность, система ценностей – все они выполняют роль своеобразного консерванта, сохраняющего духовность в ее качественности, определенности. Они же обусловливают передачу духовности в том ее виде, который наиболее удовлетворяет условиям полноценного развития общества в целом и отдельной личности в частности.

Представляется, что такое понимание может служить альтернативой религиозной модели духовности в вопросах поиска условий и оснований ее сохранения и фундирования общества ею. В идеале было бы неплохо осуществить стремление к построению общества именно на таких основаниях. В подобном обществе в случае преодоления материально-экономической детерминанты и создания экономической стабильности как элементарной основы бытия человека появление и возобладание потребительской модели было бы уже достаточно затруднительно.

Таким образом, механизм социально-исторического воспроизводства духовности по сути реализуется благодаря постоянной реконструкции социокультурных оснований ду- ховности. Однажды выстроенные эти основания транслируются в каждый последующий период истории с учетом уровня развития и содержания социальных, культурных, экономических, политических, профессиональных, образовательных, национальных и этнических элементов бытия на данном этапе развития общества. А потому, забота и перманентное воссоздание, воспроизводство общества, культуры, социокультурной среды в их идеальном, «правильном» виде – это забота о сохранении целостности, аутентичности духовности, забота о ее непрерывном взращивании и возрождении.

Список литературы Построение социокультурных оснований духовности: к вопросу об обосновании

  • Абушенко В.Л. Традиция//Новейший философский словарь/Сост. АА. Грицанов. Минск,1998. С. 724.
  • Василенко И.В. Социокультурная мобильность как философская проблема: Дис.... канд.филос. наук. Волгоград, 1996. С. 13.
  • Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии. М., 2003. С. 21.
  • Барулин В.С. Социально-философская антропология: общие начала социально-философской антропологии. М., 1994. С. 89.
Статья