Потенциал диверсификации трудовой миграции из Кыргызстана: страна восходящего солнца

Бесплатный доступ

В статье проанализирован потенциал трудовой миграции из Кыргызстана в Японию, преимущества развития внешней трудовой миграции в Японию для Кыргызстана, особенности трудовой деятельности в этой стране и описан потенциал рабочих мест для киргизских мигрантов в Стране восходящего солнца. Выявлено, что приём трудовых мигрантов актуален и для самой Японии, давно испытывающей демографические трудности и дефицит трудоспособного населения. В исследовании выявлено, что наибольший потенциал трудоустройства для киргизских мигрантов имеется в некоторых секторах сферы обслуживания преимущественно низкоквалифицированного и среднеквалифицированного труда. Среди важнейших трудностей потенциального трудоустройства киргизских граждан в Японии были выявлены: бюрократические, лингвистические (сложность в изучении японского языка) и бытовые (необходимость приспосабливаться к условиям жизни в совсем другой стране). Автор пришёл к выводу, что киргизские граждане, получив опыт работы в Японии смогут значительно повысить уровень жизни своей семьи, поспособствовать росту денежных переводов на родину, приобрести новые навыки и знания.

Еще

Кыргызстан, япония, миграция, трудоустройство, межгосударственное соглашение, денежные переводы мигрантов, японский язык, трудовая виза, страхование работников

Короткий адрес: https://sciup.org/170197295

IDR: 170197295   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-12-3-138-142

Текст научной статьи Потенциал диверсификации трудовой миграции из Кыргызстана: страна восходящего солнца

За годы постсоветского развития в Кыргызстане де-факто появилась новая отрасль национальной экономики - денежные переводы мигрантов, работающих за рубежом, которые в среднем из года в год составляют от 30 до 40% ВВП страны. В то же время, по данным 2021 года 92% переводов киргизских мигрантов поступало из Российской Федерации. Такая зависимость от одной стороны - приёмщика трудовых мигрантов может создавать для республики определённые проблемы. Во-первых, рост политической и экономической зависимости от одного государства, что не всегда может отражать национальным интересам страны. Во-вторых, экономика России за последние 10 лет не демонстрирует высоких темпов роста ВВП, а курс национальной валюты страны подвержен частой волатильности, что создаёт риски снижения возможности для заработка в России для мигрантов. Поэтому, для правительства Кыргызстана стоит весьма актуальной проблема диверсификации миграция, трудоустройство, межгосудар-мигрантов, японский язык, трудовая виза, направлений возможности трудовой миграции своих граждан в разных странах. В 2019 году тема возможности трудовой миграции из Кыргызстана обсуждалась с японской стороной. В данной статье рассмотрена перспектива работы трудовых мигрантов из Кыргызстана в Японии, особенности такой миграции, её возможные проблемы и трудности.

Медсёстры, повара, официанты, строители и сельскохозяйственные работники -это список самых востребованных для трудовых мигрантов в Японии профессий. В 2019 году Страна восходящего солнца официально открыла свои двери для трудовых мигрантов из Азии. В течение 5 лет министерство иностранных дел Японии намеренно выдать более 300 тысяч рабочих виз. Есть ли в Кыргызстане спрос на эти объявленные вакансии? В отдельных интернет изданиях пишут о том, что Токио якобы предложил поучаствовать в отправке лишних рабочих рук только отдельным государствам, в числе которых находится и Кыргызстан [1].

С одной из японских консалтинговых компаний профильный орган Кыргызстана подписал соглашение о трудоустройстве. Что же предлагается в рамках нового документа?

Данный документ был отработан киргизской миграционной службой, в том числе информационно-консультационным центром в рамках проводимых мероприятий посольством киргизской республики в Японии. Киргизская сторона заблаговременно подписала соглашение о сотрудничестве и трудоустройстве для своих граждан в Японии. Некоторые японские компании на основании этого соглашения будут осуществлять содействие в трудоустройстве в гостиничном и туристическом секторе граждан Кыргызстана в Японии [2]. В основном, киргизские граждане будут работать в этих секторах экономики с минимальной зарплатой в 2000 $. По обсуждаемым условиям, японский работодатель возьмёт на себя обязательства оплатить жильё и спецодежду нанятым сотрудникам. Японскими компаниями, трудоустраивающими иностранную рабочую силу, была установлена минимальная зарплата в 2000 $ в месяц. Размер заработанной платы для иностранных рабочих зависит от многих факторов: образования, уровня владения японским языком, предыдущего опыта работы, трудового разряда. Трудоустройство киргизских граждан будет осуществляться через трудовой договор, в котором будут указаны и такие факторы, как условия проживания, наличие необходимой спецодежды, дополнительное обучение и повышение квалификации работников, указано то, каким образом будет оплачиваться льготное или бесплатное проживание, спецодежда, обучение технике безопасности и т.д. [3]

В Японии имеется 5 видов страхования. В случае, если работодатель будет признан банкротом, то в этом случае в течение 3 месяцев пособия работникам выплачиваются в полном объёме (страхование на обратный билет, страхование здоровья, страхование от несчастных случаев). Эти 5 видов страхования в Японии вероятнее всего, будут применяться и по отношению к киргизским мигрантам. Этот механизм будет отрабатываться специальным двусторонним межгосударственным соглашением [4].

На протяжении многих лет Япония оставалась закрытой страной и получить визу в эту страну всегда было трудно. В основном, в качестве трудовых мигрантов в Японии приветствовались лишь высококвалифицированные специалисты, которые владели и английским и японским языками [5].

Для того, чтобы получить рабочую визу в Японии, по заключённому договору, гражданин Киргизии должен владеть уровнем японского языка. В самой Японии выделяется несколько уровней знаний языка для иностранцев и в зависимости от этого уровня, гражданин Кыргызстана сможет претендовать на то или иное рабочее место. В отличие от других стран, в которых киргизским мигрантам оказывается содействие в трудоустройстве (в первую очередь, Россия, Казахстан и Турция), японская сторона идёт по пути привлечения квалифицированной рабочей силы. Это обозначает то, что большинство привлекаемых мигрантов в Японии должны будут подтвердить свой стаж работы, уровень образования и исходя из вышеизложенных критериев мигрантам будет предоставляться возможность работать в Японии по разным специальностям. С 1 апреля 2019 года Япония ввела 2 категории новых трудовых виз: т.н. – специальные навыки 1 и специальные навыки 2 [6].

Данная процедура имеет облегчённый формат по привлечению рабочей силы, знание языка ставится преградой, в силу того, что квалифицированных специалистов, которые могут обучать в Киргизской республике японскому языку очень ограниченное количество.

В силу этих обстоятельств, японская сторона готова инвестировать в Киргизскою республику в рамках соглашения, Киргизия готова создавать обучающие центры японскому языку у себя в стране. По этому соглашению будут применены меры для того, чтобы киргизский гражданин одновременно мог получить специа- лизацию в зависимости от потребностей рынка, а также обучаться японскому языку [7]. По опыту миграции киргизских граждан в республику Корея, в год тестирование на знание языка сдают около 2000 кыргызстанцев для того, чтобы участвовать в программе трудоустройства киргизских мигрантов в Южной Корее. По этим программам из Кыргызстана в Южной Корее трудоустраиваются от 200 до 400 человек в год [8]. За 2019 год в Турции кыр-гызстанцами было получено около 10 000 миграционных виз в основном, в сфере гостиничного и туристического бизнеса. Растёт количество кыргызстанцев, которые каждый год ездят на заработки в Турцию, и их средняя зарплата составляет в этой стране от 400 до 500 $, что примерно соответствует средней зарплате в России [9]. В Японии же у киргизских мигрантов есть перспектива получения зарплаты от 2000$, граждане Кыргызстана, имея опыт в сфере обслуживания и торговли могут быть заинтересованы получить опыт работы в Японии. Но важнейшим фактором для получения возможности трудовой миграции граждан Кыргызстана в Японию является то, насколько граждане Кыргызстана готовы изучать японский язык. В среднем, иностранцу требуется много времени на освоение японского языка и имеются высокие требования по профессиональной специализации для иностранных работников. Японская сторона готова привлекать к себе в страну в первую очередь более квалифицированную рабочую силу. Самые востребованные специальности для мигрантов, предлагаемые японской стороной – медсёстры и сиделки для японцев старшего поколения (требуется около 60 тысяч человек трудовых мигрантов в год). Почти столько же требуется иностранного персонала в ресторанном бизнесе (в первую очередь – поваров и официантов) и более 20 тысяч – работников системы ЖКХ. Остальные вакансии для иностранных работников открыты в Японии в области строительства, в разнообразной сфере услуг, сельском хозяйстве, обслуживании автомобилей, в судостроении [10]. Правительство Кыргызстана сейчас ведёт актив- ную работу по диверсификации внешних трудовых потоков своих граждан. На 20222023 годах у правительства амбициозные планы – в значительной мере диверсифицировать миграционные направления для своих граждан, и освоить рабочие рынки Европы (потенциальными для трудовой миграции киргизских граждан рассматриваются в первую очередь такие страны, как Польша, Болгария). Недавно был открыт сервисный центр в Болгарии и Кыргызстан готов предоставлять своих граждан на работу в этой стране, особенно с учётом того, что в Болгарии наблюдается дефицит рабочей силы во многих отраслях экономики из-за массового миграционного оттока болгарских граждан в другие страны Евросоюза [11].

По данным национального статистического комитета, приток денежных переводов от мигрантов в Кыргызстан составил: в 2015 году – 1,7 млрд.$, в 2016 году - 2 млрд.$, в 2017 году – 2,5 млрд.$, в 2018 году – 2,7 млрд.$, в 2019 году - 2,4 млрд.$ [12].

В отдельных интернет – изданиях пишут о том, что Япония предложила поучаствовать в отправке «лишних рабочих рук» только двум странам Центральной Азии – Узбекистану и Кыргызстану.

Узбекистан уже подписал соответствующий меморандум, Кыргызстан направил через министерство иностранных дел согласованный документ японской стороне. Японская сторона сейчас отрабатывает все моменты связанные с миграционным договором и после отработки, киргизская сторона будет готова подписать все соглашения. Появляющихся в самом Кыргызстане рабочих мест сильно меньше по сравнению со спросом на рабочую силу в стране, что стимулирует киргизов выезжать за рубеж в поисках работы, но в более чем 90% трудовых мигрантов оправляются в одну страну – Российскую Федерацию. Многие киргизы сталкиваются с проблемой необходимости в строго установленные сроки покинуть страну. В то же время, киргизы нередко быстро ассимилируются в России, принимают её гражданство [13] По заключенному киргизско-японскому миграционному договору стоит условие, что трудовые мигранты по истечению срока рабочей визы должны будут вернуться на родину, иначе станут лицами, нарушившими миграционное законодательство, нелегалами [14]. Рабочая виза в Японии выдаётся на 5 лет. По истечении этого периода мигрант должен возвратиться в страну, а возможности получить гражданство Японии очень ограничены. В случае трудоустройства киргизского гражданина в Японии в трудовом договоре будет прописано, что работник должен будет вернуться на родину. В Японии сейчас по рабочей визе работают порядка 200 граждан Кыргызстана. По заявлениям японской стороны, визовая поддержка будет осуществляться со стороны работодателей, расходы, связанные с визовой поддержкой и авиаперелётами и расходы, связанные с обучением японскому языку, возьмёт на себя работодатель [15].

Такой порядок будет осуществляться с одним условием – если киргизский гражданин приехал в Японию и отработает определённое количество времени, то расходы, связанные с обучением японскому языку, работодатель компенсирует. По второму варианту, работодатель готов инвестировать и построить школу, центр подготовки японскому языку. Месяц подготовки для мигранта, предположительно, будет стоить 2000 сомов. Если потенциальный мигрант обучился 3 месяца и заплатил 6000 сомов, то последующие затраты по условиям договора возьмёт на себя работодатель. Таким образом, будет существовать модель, при которой изначально кыргыстанец обучится за свой счёт, но по- том средства на обучение ему будут возвращены.

Дипломатическая работа в этой сфере между Кыргызстаном и Японией уже запущена. В Японии мигранты будут работать по трудовому кодексу, 8-часовой рабочий день. В случае превышения этого лимита работнику будут предоставляться надбавки к заработной плате. Все нормы работы будут контролироваться, а сверхурочная работа в субботу и воскресенье, например, будет оплачиваться по двойной ставке. И японские работодатели и кыргызские работники будут придерживаться этих норм [15].

Итак, что же даст киргизской экономике трудовая миграция в Японию? Трудовая деятельность в японской среде поможет усовершенствовать трудовую культуру киргизов. Японские граждане очень тактичны, дисциплинированы, очень работоспособны. И эти качества японского общества дадут возможности кыргызстанцу улучшить свои навыки и по возвращению на родину поднять своё благосостояние, а также, создать хорошие условия, чтобы киргизские граждане могли развивать экономику своей страны и заниматься предпринимательством. Расширение географии миграционных связей Кыргызстана с другими странами, в частности, с Японией, позволит республике стать более независимой и защищённой от экономических и политических рисков, а также более активно интегрироваться в пространство Азиатско-Тихоокеанского региона в экономическом, политическом и культурном плане.

Список литературы Потенциал диверсификации трудовой миграции из Кыргызстана: страна восходящего солнца

  • Рошель, Йохан. Защита Японии от иммигрантов? Этический вызов обоснованию иммиграционной политики, основанному на безопасности // Современная Япония. - 2018. -№30 (2). - С. 164-188. doi:10.1080/18692729.2018.1478938. S2CID 158380485.
  • Сэкигути, Токо (14 апреля 2015). Япония уклоняется от дебатов об иммиграции, предлагая «стажировки» иностранцам // The Wall Street Journal.
  • Броуди, Бетси. Открытие дверей, иммиграция, этническая принадлежность и глобализация в Японии. - Нью-Йорк: Routledge, 2018. - 31 с. ISBN 978-0-415-93192-2.
  • «Разрешение на постоянное проживание». Иммиграционное бюро Японии.
  • Оиси, Нана. Пределы иммиграционной политики: проблемы высококвалифицированной миграции в Японии // Американский ученый-бихевиорист. - 2012. - №56 (8). -Р. 1080-1100. doi:10.1177/0002764212441787. S2CID 154641232.
  • Броуди, Бетси (2019). Открытие дверей, иммиграция, этническая принадлежность и глобализация в Японии. - Нью-Йорк: Routledge. - 34 с. ISBN 978-0-415-93192-2.
  • Кодама, Такаси (29 мая 2019). «Иммиграционная проблема Японии» (PDF). Дайва. Исследовательский институт Дайва. - 9 с.
  • «Иммигранты в Корее». Национальное статистическое управление.
  • «Будапештский процесс». Международная организация по миграции.
  • «Япония кричит «Требуется помощь», но мало кто из иностранцев прислушивается к призыву». Азиатский обзор Nikkei.
  • Болгария - Международная иммиграция 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://countryeconomy.com.
  • Государственная служба миграции при правительстве Кыргызской Республики. Статистика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ssm.gov.kg.
  • О миграционной ситуации в государствах-участниках СНГ // Текущий архив Федерации профсоюзов. - Бишкек, 2019.
  • Ито, Масами (2011-12-27). «Многие аспекты получения японского гражданства». The Japan Times онлайн. ISSN 0447-5763.
  • «Разрешение на постоянное проживание». Иммиграционное бюро Японии.
  • «Базовый план иммиграционного контроля (5-е издание)». Иммиграционное бюро Японии. Министерство юстиции Японии.
  • Бейшеналы Н., Перебоев В. Трудовая миграция и человеческий капитал Кыргызстана: последствия вступления в ТС. - СПб.: Евразийский банк развития, 2013. - 122 с.
Еще
Статья научная