Потенциальная готовность работников нефтегазодобывающей отрасли к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях

Автор: Пащенко Лена Григорьевна

Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu

Рубрика: Спортивная тренировка

Статья в выпуске: 1 т.22, 2022 года.

Бесплатный доступ

Цель исследования: изучение субъективной и объективной готовности к участию в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности мужчин зрелого возраста - работников нефтегазодобывающей отрасли, и факторов, на нее влияющих. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 60 мужчин зрелого возраста (от 22 до 35 лет - n1 = 35, от 36 до 55 лет - n2 = 25). Применялись методы теоретического анализа и обобщения данных литературы, анкетирования (опросник «Отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности», анкета о физической активности), функционального исследования (изучение вариабельности сердечного ритма с применением аппаратно-программного комплекса «Омега»), математико-статистической обработки данных (расчет среднего арифметического, ошибки среднего арифметического, достоверности различий, коэффициента корреляции Спирмена). Результаты. Проявили готовность принять участие в физкультурно-спортивных мероприятиях 42 % мужчин, при условии их внешнего стимулирования - 27 %, при административном воздействии - 13 %, категорически отказались становиться участниками спортивных событий 18 % опрошенных. Субъективное отношение к состязательной деятельности имеет прямую взаимосвязь с опытом участия в спортивных мероприятиях у мужчин 1-го и 2-го зрелого возраста (r1 = 0,57, r2 = 0,84). Готовность принять участие в мероприятиях по выполнению нормативов ВФСК ГТО у мужчин 2-го зрелого возраста коррелирует с показателем деятельностного компонента (r2 = 0,56), а у лиц 1-го зрелого возраста - с эмоциональным (r1 = 0,56), познавательным (r1 = 0,54) и деятельностным (r1 = 0,73). Объективные показатели физического состояния мужчин 1-го зрелого возраста достоверно не отличаются у лиц с положительным, нейтральным, негативным отношением к участию в соревнованиях. «Индекс напряжения» у мужчин 2-го зрелого возраста коррелирует с режимом их физической активности (r2 = -0,60), опытом участия в соревнованиях (r2 = -0,53). Выводы. Полученные результаты позволяют дифференцированно подходить к подбору участников спортивных мероприятий и выбору подходящих для них видов физкультурно-спортивных занятий.

Еще

Готовность, физическая активность, физкультурно-спортивные мероприятия, субъективное отношение, физическое состояние, мотивация, зрелый возраст

Короткий адрес: https://sciup.org/147237550

IDR: 147237550

Текст научной статьи Потенциальная готовность работников нефтегазодобывающей отрасли к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях

L.G. Pashchenko, , Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia

Введение. Приоритетным направлением государственной политики является сохранение здоровья и повышение социальной активности работающего населения. Особенно это актуально для работников нефтегазовой отрасли, подвергающихся воздействию комплекса неблагоприятных факторов, усугубленных суровыми природно-климатическими условиями Западной Сибири [3, 7]. Проведенные рядом авторов исследования позволяют констатировать не только о повышенных требованиях к функциональным системам организма и соматическому здоровью лиц, осуществляющих трудовую деятельность в сфере нефтедобычи [2], но и их ухудшению с увеличением стажа работы [3, 10]. Исследования Н.И. Синявского, А.В. Фурсова и соавт. показали недостаточный уровень развития физических качеств у большинства мужчин – жителей Югры, принявших участие в мероприятиях ВФСК ГТО: 80 % молодых людей первого зрелого и 85 % мужчин второго зрелого возраста не справились с возрастно-половыми нормативами [6, 11].

О важности поиска путей вовлечения работников, имеющих риск неблагоприятных последствий со стороны здоровья из-за профессиональной деятельности, в мероприятия, связанные с физической активностью, констатируют S.D. Muir, S.M. Silva et al. [14]. Существующее мнение о достаточном уровне ежедневной физической активности у лиц, занятых в сфере тяжелого физического труда, по мнению ученых, ошибочно. Высокие показатели профессиональной физической актив ности могут быть вредными для здоровья, 90

а добровольно выполняемая двигательная активность в свободное время способна противостоять ей [13]. Риски, связанные с физически неактивным образом жизни, выше, чем временные риски после однократной чрезмерной физической нагрузки, как у здоровых людей, так и у лиц с хроническими заболеваниями [15].

Таким образом, в существующей практике наблюдается противоречие: с одной стороны – высокая заинтересованность государства и руководителей предприятий в оптимизации физической активности работающих граждан путем привлечения их к участию в программах физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности, с другой – низкая активность участия в них.

Цель исследования: изучение субъективной и объективной готовности к участию в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности мужчин зрелого возраста – работников нефтегазодобывающей отрасли, и факторов, на нее влияющих.

Задачи исследования: 1) изучить взаимосвязь между субъективными и объективными параметрами готовности принять участие в физкультурно-спортивных мероприятиях; 2) выявить факторы, оказывающие влияние на решение мужчин принять участие в соревнованиях.

Материалы и методы. Применялись методы: теоретический анализ и обобщение данных литературы, анкетирование, функциональное исследование, математико-статистическая обработка данных. В процессе работы использовался опросник «Отношение к со- стязательной физкультурно-спортивной деятельности», позволяющий оценить эмоциональный, познавательный, деятельностный и поступочный компоненты субъективного отношения человека к проявлению состязательности в процессе физической активности [8]. Для оценки режима физической активности индивида, имеющегося спортивного опыта, ощущения готовности к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях проводилось анкетирование с применением вопросов закрытой и открытой формы. С помощью аппаратно-программного комплекса «Омега» изучалась вариабельность сердечного ритма (продолжительность записи составляла 4–5 минут (300 кардиоциклов), в положении испытуемого – сидя, не ранее чем через 2 часа после еды, при отсутствии медикаментозного лечения в ближайшем анамнезе). Для интерпретации объективных параметров физического состояния использовались показатели: «Уровень адаптации к физической нагрузке», «Показатель тренированности», «Уровень энергетического обеспечения», «Психоэмоциональное состояние», «Интегральный показатель «спортивной формы», а также показатель «Индекс напряжения» (ИН). Для математической обработки полученных результатов применялись показатели: среднее арифметическое, ошибка среднего арифметического, достоверность различий, коэффициент корреляции Спирмена. Исследование проводилось в период с февраля по март 2020 г. на базе ФГБОУ ВО «НВГУ» г. Нижневартовска. В исследовании приняли участие работники нефтегазодобывающей отрасли мужского пола (n = 60), дифференцированные на группы: 1-я – мужчины в возрасте от 22 до 35 лет (n1 = 35), 2-я – в возрасте от 36 до 55 лет (n2 = 25).

Результаты. Готовность является непременным условием продуктивности любой деятельности и рассматривается как сложное структурное образование, относящееся к числу структурообразующих компонентов активности субъекта и являющееся предпосылкой успешной деятельности в определенных условиях [1]. Под потенциальной готовностью к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях понимаем многокомпонентную внутреннюю позицию индивида, выражающуюся в мотивах, эмоциях, действиях, обуславливающих активность использования средств физической культуры и спорта для решения инди- видуальных или корпоративных задач и достижения поставленных целей.

По мнению О.В. Лукьянова и соавт., принятие решения об участии или неучастии в каких-либо программах объясняется идентификационной мотивацией и описывается осознанными установками: внутренняя определяет устойчивое стереотипное поведение индивида, а внешняя – ситуативным поведением [5]. Важны также собственная компетентность в сфере физической культуры и спорта, получение удовольствия от занятий, а также социальная поддержка окружения [4, 9, 12, 16].

Проведенное нами исследование показало, что среди работников нефтегазодобывающей отрасли, принявших участие в исследовании, у 42 % (n 1 = 48 %, n 2 = 36 %) отмечается внутренняя положительная мотивация возможного участия в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности. Число работников, согласившихся принять участие в спортивных мероприятиях при условии их поощрения, что является проявлением внешней положительной мотивации, составило 27 % (n 1 = 23 %, n 2 = 33 %). Категорическое нежелание становиться участниками спортивных событий выявлено у 18 % испытуемых (n 1 = 17 %, n 2 = 18 %), что может расцениваться как проявление отрицательной внутренней мотивации. Отрицательная внешняя мотивация участия в физкультурно-спортивной деятельности была обнаружена у 13 % работников (n 1 = 12 %, n 2 = 13 %), отметивших о готовности принять участие в спортивных мероприятиях при условии применения к ним административного ресурса, опасаясь за возможные последствия своего отказа.

Анализ результатов опросника «Отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности» показал отсутствие достоверных различий (р > 0,05) в проявлениях эмоционального, познавательного, деятельностного, поведенческого компонентов у лиц 1-го и 2-го зрелого возраста. Эмоциональная чувствительность к происходящим спортивным событиям, в том числе с собственным участием, познавательная активность в получении необходимой информации об особенностях функционирования организма в условиях соревнования, готовность принять участие в соревнованиях и вступления в состязательные отношения, а также стремление повлиять на отношение окружающих к участию в состязательной деятельности существенно не отличаются в группах испытуемых.

Корреляционный анализ позволил выявить наличие взаимосвязей различной силы между компонентами субъективного отношения к состязательной деятельности мужчин первого и второго зрелого возраста и ощущением собственной физической подготовленности к участию в спортивных мероприятиях.

Имеющийся у мужчин опыт участия в спортивных мероприятиях имеет прямую взаимосвязь с показателями эмоционального компонента (r 1 = 0,49, r 2 = 0,73), познавательного (r 1 = 0,67, r 2 = 0,72), деятельного (r 1 = 0,59, r 2 = 0,82), поступочного (r 1 = 0,82, r 2 = 0,68), а также интегральным показателем интенсивности отношения к участию в соревнованиях (r 1 = 0,57, r 2 = 0,84). Готовность принять участие в мероприятиях по выполнению нормативов ВФСК ГТО у мужчин 2-го зрелого возраста коррелирует лишь с показателем деятельностного компонента (r 2 = 0,56). У лиц 1-го зрелого возраста взаимосвязь этого параметра наблюдается с проявлением эмоционального компонента (r 1 = 0,56), познавательного (r 1 = 0,54) и деятельностного (r 1 = 0,73). Ощущение собственной физической подготовленности к участию в мероприятиях, требующих проявления максимальных усилий, имеет взаимосвязь с компонентами субъективного отношения к состязательной деятельности только у мужчин 1-го зрелого возраста.

Применение аппаратно-программного метода «Омега», основанного на анализе вариабельности сердечного ритма, позволило получить интегральные показатели физического состояния. Сравнительный анализ данных показал достоверно большие значения параметров у мужчин 1-го зрелого возраста по отношению к их более возрастным коллегам: «Адаптация к физической нагрузке» (n 1 = 61,0 ± 3,6 и n 2 = 41,3 ± 4,0; р < 0,01), «Показатель тренированности» (n 1 = 65,9 ± 4,9 и n 2 = 46,2 ± 4,4; р < 0,01), «Энергетическое обеспечение» (n 1 = 60,5 ± 3,1 и n 2 = 42,1 ± 3,4; р < 0,01), «Психоэмоциональное состояние» (n 1 = 59,7 ± 2,9 и n 2 = 43,1 ± 3,3; р < 0,05), Показатель «спортивной формы» (n 1 = 61,7 ± 3,4 и n 2 = 43,1 ± 4,0; р < 0,01).

Дифференцировав мужчин на группы, исходя из их субъективного отношения к состязательной деятельности, определили, что интегральные показатели физического состоя- 92

ния у представителей 1-го зрелого возраста достоверно не отличаются у лиц с положительным, нейтральным, негативным отношением к участию в соревнованиях. У мужчин 2-го зрелого возраста, отрицательно относящихся к участию в состязательных мероприятиях, достоверно низкие значения показателей «Тренированности», чем у их сверстников с нейтральным отношением (39,0 ± 5,9 и 56,1 ± ± 9,8 соответственно при р < 0,05), а показатели «Энергетического обеспечения» и «Психоэмоционального состояния» достоверно ниже в сравнении с мужчинами, положительно относящимися к состязательной деятельности (37,0 ± 4,3 и 47,3 ± 5,2 при р < 0,05; 38,4 ± 4,0 и 47,8 ± 5,3 при р < 0,05).

«Индекс напряжения», отражающий степень централизации управления сердечным ритмом, обнаружил взаимосвязь с показателями физической активности – мужчины 2-го зрелого возраста, выполняющие ежедневно физические нагрузки, не связанные с профессиональной деятельностью, имеют значения ИН ниже по сравнению с их сверстниками с ограниченной физической активностью (r 2 = –0,60). Также взаимосвязь наблюдается с параметрами «имеющийся опыт участия в соревнованиях» (r 2 = –0,53) и «согласие стать участником мероприятия по тестированию физической подготовленности» (r 2 = –0,50).

Выводы. Исследование показало, что 42 % работников нефтегазодобывающих предприятий готовы принять участие в физкультурноспортивных мероприятиях, 27 % – только при условии их внешнего стимулирования, 13 % – при административном воздействии, 18 % мужчин категорически отказались становиться участниками спортивных событий.

Мужчины 2-го зрелого возраста, имеющие в анамнезе опыт спортивной деятельности, а также применяющие средства физической культуры и спорта в повседневной практике, в большей степени функционально готовы к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях, их субъективное отношение опирается на имеющийся опыт участия в соревнованиях. Но при этом ощущение собственной физической готовности к участию в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности не взаимосвязано ни с отношением к соревновательной деятельности, ни с объективными значениями их физического состояния.

У лиц 1-го зрелого возраста ощущение собственной готовности к проявлению физи- ческих возможностей в физкультурно-спортивных мероприятиях взаимосвязано с их субъективным отношением к состязательной деятельности. Результаты математической обработки показали отсутствие взаимосвязи между объективными показателями физического состояния и отношением к состязательной деятельности, готовностью участвовать в мероприятиях ВФСК ГТО, ощущением физи- ческой подготовленности к проявлению максимальных усилий в спортивных соревнованиях. Полученные результаты требуют дифференцированного подхода к подбору участников спортивных мероприятий и выбору подходящих видов физкультурно-спортивных занятий, что необходимо учитывать при разработке корпоративных программ по оптимизации физической активности работников.

Список литературы Потенциальная готовность работников нефтегазодобывающей отрасли к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях

  • Андреева, А.В. Содержательные аспекты готовности преподавателей к инновационной деятельности / А.В. Андреева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. -С. 448-448.
  • Валеева, Г.В. Здоровье - наиболее важный аспект из аспектов профессионализма для студентов, будущих специалистов нефтегазовой отрасли / Г.В. Валеева, Е.Д. Валеева // Нефтегазовое дело. - 2014. - Т. 12, № 4. - С. 172-176.
  • Влияние промышленных электромагнитных полей на параметры сердечно-сосудистой системы работников нефтегазовой отрасли / В.М. Еськов, Г.В. Газя, Е.В. Майстренко, А.В. Болтаев //Экология и промышленность России. - 2016. - Т. 20, № 1. - С. 59-63.
  • Логинов, С.И. Роль интенционного компонента мотивации в процессе приобщения студентов к физической активности на основе теории поведения / С.И. Логинов // Вестник Сургут. гос. ун-та. - 2017. - Вып. 4 (18). - С. 34-45.
  • Лукьянов, О.В. Категориальный аппарат психологии вовлеченности (аутентификации) / О.В. Лукьянов, В.И. Бронер, А.В. Васильев // Сибир. психол. журнал. - 2020. - № 75. - С. 39-52.
  • Мониторинг физической подготовленности населения 35-39 лет в выполнении требований VII ступени комплекса ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Н.Н. Безноско, Р.И. Садыков // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 223-226.
  • Оценка соматического здоровья работников нефтедобывающей отрасли Западной Сибири / Г.Г. Гимранова, Э.Р. Шайхлисламова, А.Б. Бакиров и др. //Медицина труда и экология человека. -2019. - № 3. - С. 5-14. DOI: 10.24411/2411-3794-2019-10030
  • Пащенко, Л.Г. Диагностический инструментарий оценки субъективного отношения студентов к состязательной деятельности в процессе физической активности / Л.Г. Пащенко // Вестник Томского гос. ун-та. - 2019. - № 446. - С. 183-190.
  • Пащенко, Л.Г. Физическая активность и мотивы занятий физической культурой и спортом взрослого населения в России и за рубежом / Л.Г. Пащенко // Вестник Нижневартов. гос. ун-та. - 2017. - № 3. - С. 110-116.
  • Уровень здоровья здоровых работников в нефтяной и химической отраслях промышленности / Л.М. Карамова, Г.Р. Башарова, Э.Т. Валеева и др. //Медицина труда и экология человека. -2015. - № 4. - С. 270-275.
  • Фурсов, А.В. Физическая подготовленность работающей молодежи по результатам выполнения нормативов VI ступени комплекса ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, В.В. Власов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 296-300.
  • Allender, S. Understanding participation in sport and physical activity among children and adults: a review of qualitative studies / S. Allender, G. Cowburn, C. Foster // Health Education Research. - 2006. - Vol. 21. - No. 6. - P. 826-835. DOI: 10.1093/her/cyl063
  • Holtermann, A. Why does occupational physical activity not provide same health benefits as leisure? // 7 th International Society for Physical Activity and Health Congress. Journal of Physical Activity and Health. - 2018. - Vol. 15 (s1). DOI: 10.1123/jpah.2018-0535
  • Predictors of Success of Workplace Physical Activity Interventions: A Systematic Review / S.D. Muir, S.M. Silva, M.A. Woldegiorgis et al. // Journal of Physical Activity and Health. - 2018. -Vol. 16. - No. 8. - P. 647-656. DOI: 10.1123/jpah.2018-0077
  • The Physical Activity Readiness Questionnaire for Everyone (PAR-Q+) and Electronic Physical Activity Readiness Medical Examination (ePARmed-X+) / D.E.R. Warburton, V.K. Jamnik, S.S.D. Bre-din, N. Gledhill // The Health & Fitness Journal of Canada. - 2011. - Vol. 4 (2). - P. 3-17. DOI: 10.14288/hfjc.v4i2.103
  • Weiss M.R. Motivating kids in physical activity // President's Council on physical fitness and sports research digest. Series 3. - 2000. - Vol. 11. - P. 3-10. DOI: 10.1037/e603522007-001
Еще
Статья научная